Современные проблемы взаимоотношений врача и пациента | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 9. Медицина и фармакология

Опубликовано в

LXXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2024)

Дата публикации: 07.02.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Салагаева, В. С. Современные проблемы взаимоотношений врача и пациента / В. С. Салагаева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/509/18355/ (дата обращения: 12.05.2024).



В данной статье рассмотрены результаты проведённого исследования касательно взаимоотношений между медицинским работником и пациентом, в частности проблемы, возникающие при их взаимодействиях, приводящие к нарушениям лечебно-диагностического процесса.

Ключевые слова: медицина, врач, пациент, личностные взаимоотношения, лечебный процесс.

Будучи студентом, отрабатывающим практические навыки, в том числе коммуникацию с пациентами, часто приходится сталкиваться с ситуациями, в которых по той или иной причине не удается сложить полную картину происходящего с пациентом. Задумываясь о такой ситуации, становится ясно, что данная проблема не разрешится сама собой, и становление врачом её также не устранит. Для того, чтобы действительно изменить данную ситуацию и уже будучи практикующим врачом свести подобные ситуации к минимуму, нужно определить основные ситуации, которые ведут к такому. Занявшись изучением данной темы, я проанализировала взаимоотношения и разговоры между медицинскими работниками и пациентами, результаты проведённого исследования представлены ниже.

Для начала стоит отметить, что даже при установлении длительных доверительных взаимоотношений, пациенты склонны утаивать некоторые аспекты, исходя из собственных соображений, что говорит о тех ситуациях, когда действовать нужно быстро, а устанавливать такие отношения постепенно времени нет.

В ходе исследования был проведен анализ взаимоотношений с 63 пациентами, было 7 врачей-участников данных взаимоотношений, а также был проведён анализ взаимоотношений между 2 студентами-практикантами и 2 пациентами, закреплёнными за ними, уже входящими в вышенаписанные 63 пациента.

Уже на этапе знакомства, при сборе первых сведений от пациента, я выделила две основные группы пациентов, в случае которых нужно делать определенный упор в ходе беседы. 33 пациента имели склонность к недоговариванию информации, непосредственно связанной с причиной обращения, эти пациенты не обманывали в своих словах, однако без непосредственно конкретно заданного вопроса важные сведения они не сообщали. Ещё 20 пациентов были склонны к приукрашиванию своей ситуации, к созданию диссонанса между реальными изменениями и субъективными ощущениями, причём во время исследования был зафиксирован случай, когда в стремлении приукрасить свой рассказ, в ходе него пациент противоречил своим же сведениям. За 3 пациентами было замечено сознательное утаивание важных сведений. Замечу, что цифры, приведённые здесь, не являются статистическими данными, показывающими процентное соотношение между данными группами пациентов, а показывают лишь ситуацию в небольшой выборке пациентов.

Уже в ходе дальнейшего взаимодействия были определены следующие группы с соответствующими проблемами: 12 пациентов в своём стремлении выписаться из некомфортных условий как можно быстрее, часто прибегали к утаиванию изменений своего состояния до тех пор, пока не были в состоянии, когда уже не могут стерпеть симптомы. Был также замечен случай, когда пациентка, даже при доверительных отношениях с врачом, так же женского пола, не сообщила о беспокоящем ее неприятном запоре, из-за чего её состояние ухудшилось, до тех пор пока о данном обстоятельстве не рассказал родственник больной. 3 пациентов, несмотря на должное внимание со стороны медицинских работников, отказывались признавать их действия и искали любую ошибку в их действиях, в то же время назначая себе лечение, а также пренебрегая лечением, назначенным профессионалом. 5 пациентов в дальнейшем также указали на ещё одну проблемную группу пациентов: больные желали привлечь к себе внимание врача для должного лечения, желали большего внимания именно к своей персоне, причём в одном случае, отказывались даже ждать, пока врач ведёт разговор с другим пациентом, не менее важным для него. Также замечу, что были и случаи, когда врач не мог оказать должное по его мнению внимание пациенту из-за большей загруженности и необходимости уделять внимание довольно-таки большому числу пациентов. Здесь учтены как случаи, когда пациенту действительно необходимо было большее внимание для диагностического поиска, так и случаи когда врач хотел уделить больше времени для улучшения психического состояния пациента, а также случаи, когда врач хотел собрать как можно больше сведений для назначения наиболее верного лечения.

Напоследок уточню, что здесь приведены далеко не все возможные проблемы, а лишь те, которые были замечены в ходе проведенного исследования.

Литература:

  1. Полякова Р. В., Маршалок О. И. Взаимоотношения врач — больной. Этические проблемы. // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8056
  2. Gilligan C, Powell M, Lynagh MC et al. Interventions for improving medical students' interpersonal communication in medical consultations. Cochrane Database Syst Rev. 2021 Feb 8;2(2):CD012418. DOI:10.1002/14651858.CD012418.pub2.
  3. Протасова Л. М., Барановская С. В., Бойков В. А., Деев И. А., Кобякова О. С., Шибалков И. П. и др. Анализ показателей удовлетворенности пациентов медицинской помощью в зависимости от длительности действия мероприятий стандарта организации медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(5):6. Режим доступа: http:// vestnik.mednet.ru/content/view/1416/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071–50212022–68–5–6
  4. Yao M, Zhou XY, Xu ZJ et al. The impact of training healthcare professionals' communication skills on the clinical care of diabetes and hypertension: a systematic review and meta-analysis. BMC Fam Pract. 2021 Jul 15;22(1):152. D0I:10.1186/s12875–021–01504-x
  5. Давидов Д. Р., Москвичева А. С., Шубина Л. Б., Шикина И.Б. Проблемы коммуникации врача и пациента // Социальные аспекты здоровья населения. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kommunikatsii-vracha-i-patsienta

Ключевые слова

врач, пациент, медицина, лечебный процесс, личностные взаимоотношения