Актуальные проблемы реализации конституционных прав на получение квалифицированной юридической помощи в судах и государственных органах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2024)

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Гуляев, О. Л. Актуальные проблемы реализации конституционных прав на получение квалифицированной юридической помощи в судах и государственных органах / О. Л. Гуляев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/508/18337/ (дата обращения: 11.05.2024).



В статье рассмотрены актуальные проблемы реализации гражданами Российской Федерации своих конституционных прав на получение квалифицированной юридической помощи в судах и государственных органах. Исследуется гипотеза внесения изменений в действующее законодательство, касающихся института представительства.

Ключевые слова: реализация конституционных прав, получение квалифицированной юридической помощи в судах и государственных органах, изменения.

В настоящее время в современной России широко используется институт представительства, который, в свою очередь, осуществляет роль представления интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Представительство в наши дни несет очень важное значение как для участников гражданского оборота, так и для законодательства. Правовой статус представителя определяется действующим законодательством.

Казалось бы, что данный механизм отработан и налажен, поскольку право на квалифицированную юридическую помощь закреплено в статье 48 Конституции Российской Федерации, а право на судебную защиту — в статье 46 Конституции Российской Федерации и гарантируется государством.

Но, к сожалению, на сегодняшний день очень часто встает актуальный вопрос реализации этих гарантированных прав, и это даже не вопрос профессионализма и компетенции представителя, имеющего юридическое образование, сам вопрос куда глубже. Проблема заключается в дороговизне и финансовой недоступности оплаты юридических услуг, что приводит к невозможности найма представителя для разрешения сложившейся жизненной ситуации, защиты своих прав и свобод, будь то судебный процесс или вопрос, связанный с иными государственными органами. Таким образом, основной проблемой при реализации своих конституционных прав на получение квалифицированной юридической помощи института представительства является платность и парой завышенная стоимость услуг юристов и адвокатов, что, в свою очередь ограничивает, доступ к правосудию и приводит к неравенству возможностей при участии в судах и государственных органах ввиду материальной составляющей.

Данная проблема актуальна и имеет место быть из-за банальной финансовой несостоятельности граждан. За осуществление любых юридических действий квалифицированными юристами или адвокатами выходит значительная сумма, которую не каждый может себе позволить оплатить. Если юридические лица и индивидуальные предприниматели еще имеют финансовую возможность нанять юриста, адвоката, то обычным гражданам такая возможность зачастую недоступна из-за отсутствия достаточных денежных средств. В большинстве случаев лица, участвующие в каком-либо процессе, не обладают знаниями законов, своих прав и банальных компетенций, что приводит к нарушению их законных прав и интересов.

Следствием отсутствия возможности оплаты услуг представителей является некачественная защита прав и свобод, причинение непоправимого вреда благосостоянию граждан и отсутствие состязательности сторон.

Законом предусмотрены механизмы обжалования действий (бездействий) должностных лиц, постановлений, актов, решений и определений.

Так статьями 208, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что граждане обладают правом на судебное оспаривание нормативно-правовых актов, а также решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. При этом в случае отсутствия у них высшего юридического образования в деле должен участвовать представитель, отвечающий требованиям, предусмотренным статьей 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе адвокаты и иные лица с высшим юридическим образованием либо с ученой степенью по юридической специальности [2].

Таким образом складывается ситуация, при которой гражданин для отстаивания в суде своих конституционных прав и законных интересов вынужден нести определенные расходы, связанные с оплатой услуг представителя.

Важно отметить, что часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации гарантирует конституционное право каждого на получение не просто юридической помощи, а квалифицированной юридической помощи [1].

Для обеспечения реализации лицами, участвующими в деле, права на получение квалифицированной юридической помощи при их участии в судебном процессе судебное представительство должно быть именно профессиональным, то есть осуществляться лицами, которые обладают наличием высшего юридического образования и соответствуют установленным законодательством Российской Федерацией требованиям в части наличия специальной подготовки (особого правового статуса) [3, с.19].

Для разрешения данного вопроса и совершенствования механизмов правового регулирования института представительства, а именно реализации конституционных прав на квалифицированную юридическую помощь, состязательность сторон в судебном процессе и защиты прав и свобод в государственных органах, необходимо законодательно закрепить возможность субсидирования на оплату полной стоимости или хотя бы частичной стоимости услуг представителей для лиц социально не защищенных, сирот, инвалидов, родителей, воспитывающих детей в одиночку, пенсионеров, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые по тем или иным причинам не могут позволить себе оплату представителя. Такая возможность позволит воспользоваться услугами профессиональных представителей, что в свою очередь повысит качество рассмотрения дел судами, государственными органами и уровень правовой защищенности лиц гражданского оборота.

Принятие и закрепление вышеуказанных мер на законодательном уровне, реальная гарантия государством выплат субсидий лицам, не имеющим финансовой возможности на оплату юридических услуг, приведет к тому, что обязательства по представлению интересов доверителей в суде и государственных органах и оказанию им квалифицированной юридической помощи будут осуществлять лица, имеющие общее представление о юриспруденции, что предоставит участникам процесса возможность реализовать свои конституционные права и права на равные условия для разрешения споров в суде либо государственных органах.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями на 01 июля 2020 года: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года]. — Официальный интернет-портал правовой помощи: [сайт]. 2022. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 20.01.2024). — Текст: электронный.
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. — Москва: Проспект, 2022. — 320 с.
  3. Зайков Д. Е. Судебное представительство в цивилистическом процессе: учебник / Д. Е. Зайков. — Москва: Юридический институт РУТ (МИИТ), 2021. — 156 с.

Ключевые слова

изменения, реализация конституционных прав, получение квалифицированной юридической помощи в судах и государственных органах