Реализация творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями путём включения их в музыкально-театрализованную деятельность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Столярова, И. Н. Реализация творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями путём включения их в музыкально-театрализованную деятельность / И. Н. Столярова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/508/18331/ (дата обращения: 11.05.2024).



Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образовательная деятельность направлена на формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,навоспитание человека, проявляющего стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.

Воспитание и развитие детей с особыми образовательными потребностями — трудоемкий и кропотливый процесс. Успех достигается благодаря грамотному взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Одним из условий эмоционально-личностного развития является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникам. Наиболее эффективным путём развития возможностей и способностей, а также совершенствования психических процессов является вовлечение ребёнка в театрализованную деятельность.

Коррекционно-развивающая направленность образовательной деятельности позволяет привить ребенку навыки позитивного взаимодействия со сверстниками, научить его справляться с трудностями, что является важнейшим условием для включения ребенка в социум.

Какие же трудности возникают в работе с детьми с особыми образовательными потребностями?

— не испытывают потребности в общении;

— уровень познавательной активности снижен или не выражен;

— замедленный темп и качественное своеобразие эмоционального развития;

— задержка речевого развития или полностью отсутствующая разговорная речь;

— бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;

— склонность к быстрой смене настроения, однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);

— повышенная склонность к беспокойству, тревожности, страхам;

— как правило, нарушено зрительно — пространственное восприятие.

Ожидаемые результаты:

— формируется принятие собеседника;

— снижается напряженность в коммуникативном процессе;

— у ребенка повышается интерес к общению;

— у родителей появляется вера в возможности ребенка;

— раскрывается творческий потенциал ребенка;

— формируется понятие добра и справедливости.

Дети с ограниченными образовательными потребностями нуждаются в постоянной помощи педагогов на занятиях, они самостоятельно затрудняются делать движения в танцах, участвовать в играх, соревнованиях, им бывает сложно соблюдать режимные требования. Состав нашего 1 класса представляет собой детей с расстройствами аутистического спектра, отягощенного интеллектуальными расстройствами. Есть дети с тяжелыми поведенческими реакциями, выражающимися в аутоагрессии, разрушающем поведении и стереотипиями. В силу перечисленных причин, на всех праздниках почти каждый ученик сопровождается педагогом.

Хочу рассказать вам, как мы с учениками готовили музыкальную театрализацию. Во второй половине дня мы часто поём детям фольклорные песенки, играем в музыкальные игры, слушаем аудиосказки, музыку, посещаем фольклорный музей. Ребятам очень близко народное творчество. Мы обратили внимание, что дети живо реагируют на весёлое музыкальное произведение «Жили у бабуси два весёлых гуся». Это произведение близко им по темпераменту, вызывает положительный эмоциональный отклик, побуждает детей к танцевальной активности. Мы решили сделать театрализацию по этому произведению.

Простота и доступность текста и мелодии позволяют оживить картинку и включиться в эту игру бабушки и гусей. Дети любят играть в прятки, поэтому они с удовольствием создают весёлую деревенскую историю, изображая гусей, которые спрятались от бабушки.

Несмотря на систематичную и последовательную работу по театрализованной деятельности, включить детей в музыкальную игру, побудить их на самостоятельные игровые действия было непросто. И мы считаем, что это не только успех педагогов, но и успех наших детей! Этот номер особенно ярко демонстрирует взаимодействия педагога и ребёнка. Сначала мы рассматривали гусей на иллюстрации, затем посмотрели фильм про гусей, потом сделали имитацию походки гусей. Предложили спрятаться, как это делают гуси. Играли в прятки в классе и на прогулке. И вот решили, став гусями — поиграть! Ну, а я — стала бабушкой. Дети танцевали, прятались за бабушку, им это очень понравилось! Даже то, что они берут друг друга за руки, уже маленький успех! Трудно им было ориентироваться в пространстве, встать там, где надо, выйти одному с левой, а другому с правой стороны. Объяснять приходилось зеркально. Мы с детьми танцуем, а другой педагог помогает, показывает. Отрепетировали и сделали театрализацию. Теперь нужно надеть костюмы. Костюмы одеть было сложно. Несмотря на увлечённость детей театрализованным процессом, у них было сопротивление. Приучение детей к костюмам проходило постепенно. Сначала шляпку одевали на куклу, кукле понравилось и ничего с ней не случилось. Потом воспитатели надели шляпки на себя. После этого ребята согласились примерить, посмотрели на себя в зеркало.

И вот наши герои надели костюмы и готовы выступить! Выступление прошло успешно, дети довольны! Они себя реализовали, чувствовали себя уверенно и комфортно, получили удовольствие, радовались результатам!

Литература:

  1. Алвин, Дж. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Дж. Алвин, Э. Уорник; перевод с английского Ю. В. Князькиной. — Москва: Теревинф, 2008
  2. Приходько О. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по организации инклюзивных театральных школ «Театральный проект как пространство для всестороннего развития слепоглухих людей и людей с другими особенностями здоровья». Москва АНО «Инклюзион» 2018
  3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. —М.: Просвещение, 1991