Квалификация статьи 207.3 УК РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карасева, Е. А. Квалификация статьи 207.3 УК РФ / Е. А. Карасева, Я. Д. Рац. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/507/18321/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы квалифицируют содержание норм нововведенной ст. 207.3 УК РФ, анализируют её теоретико-практическую значимость для обеспечения мира и безопасности Российской Федерации, выявляют проблематику в толковании и применении санкции статьи, предлагая пути решения возникающих противоречий.

Ключевые слова: заведомо ложная информация, публичное распространение сведений, Вооруженные Силы Российской Федерации.

На современном этапе исторического развития отечественной уголовно-правовой науки и уголовного правоприменения Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) как основополагающий акт данного направления юриспруденции очень часто подвергается изменениям, дополнениям и усовершенствованиям, чтобы соответствовать реалиям быстро изменяющейся действительности и отвечать на вызовы времени, не только внутренние, но и внешние, глобальные. Так, 4 марта 2022 года в УК РФ была внесена новая статья 207.3, которая устанавливает ответственность за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, о действиях государственных органов РФ во время исполнения своих полномочий, о действиях добровольческих формирований и иных организаций или лиц, способствующих Вооруженным Силам исполнению возложенных на них законом обязанностей. Данная статья, наравне с другими введенными в тот же период нововведениями в уголовный закон (ст. 280.3 «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил России» и ст. 284.2 «Публичные призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, её граждан и российских юридических лиц»), призвана обеспечить безопасность широкого круга общественных отношений, а потому возникает актуальность в проведении исследований по её квалификации [1].

В начале следует отметить, что ст. 207.3 является наиболее тяжкой, т. к. из всех перечисленных выше, именно в ней предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет по части 2, а по части 3 — до 15 лет лишения свободы, исходя из чего можно сказать, что описанное в статье преступление относится к категории особо тяжких. Более того, ст. 207.3 не предусматривает административной преюдиции — виновный привлекается к уголовной ответственности сразу, без установления факта ранее его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние.

Состав преступления, указанного в данной статье, сконструирован следующим образом. Объективная сторона преступного деяния заключается в публичном распространении под видом истинных заведомо ложных сведений об использовании Вооруженных Сил РФ для защиты интересов граждан России и поддержания мира и безопасности. 25 марта 2022 года Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» № 63 от 25.03.2022 г.объективная сторона была дополнена указанием на действия по распространению описанных ранее сведений за пределами РФ, т. е. в международном масштабе в заведомо корыстных целях [2].

Федеральный закон от 27.07.2006 года № 146-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 2 называет распространением информации действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. Таким образом, в предмет доказывания по данной статье входят следующие обстоятельства: публичность распространения сведений (доведение информации до неограниченного круга лиц, в том числе в присутствии группы лиц, нескольких лиц, либо способом, которым гарантированно большие массы людей узнают данные сведения, например, посредством размещения информации в интернете, через радио, иные средства массовой информации [3]. То есть сообщение тех или иных ложных сведений конкретному лицу в частной беседе не может расцениваться как публичный акт); заведомая ложность сведений (лицо, которое распространяет информацию, заранее знает, что она не соответствует действительности. При этом, если распространитель не знал о данном обстоятельстве и добросовестно заблуждался, то он не может быть привлечен к ответственности за данное деяние); ложные сведения подаются как достоверные (распространитель принимает меры, чтобы придать ложной информации характер истинности, либо же спикер преподносит информацию безапелляционно, голословно, но претендуя на истинность, не указывая, что это является его личным мнением); содержащаяся в сведениях информация напрямую касается деятельности Вооруженных Сил РФ и организаций, содействующих им в осуществлении возложенных законом обязанностей, причем деятельности как внутригосударственной, так и международной. При этом отметим, что на данный момент закон не дает разъяснений относительно того, что конкретно относится к указанным в ст. 207.3 видам информации. По общим правилам уголовного законодательства, отсутствие хотя бы одного из указанных обстоятельств исключает преступность деяния.

Субъективная сторона данного деяния характеризуется умышленной формой вины. Умысел должен быть прямой, ч. 1 и 2 предусматривают формальный состав преступления, а ч. 3 — материальный состав, требующий наличия тяжких последствий, наступивших в результате совершения преступления. Под тяжкими последствиями обычно понимаются массовые беспорядки, повреждение или уничтожение имущества в крупном размере или причинение тяжкого вреда здоровью человеку или группе лиц [4]. При этом, если по ч. 1 ст. 207.3 преступление совершено впервые, обвиняемый может быть освобождён от ответственности при деятельном раскаянии или при уплате им судебного штрафа. Сроки давности по указанным преступлениям составляют два года, по части 2–10 лет, по части 3–15 лет.

Следует отметить, что с момента вступления в законную силу данное нововведение в законодательство привлекло внимание многих учёных. Ряд научных статей был опубликован такими авторами, как А. М. Абдулатипов, А. В. Бриллиантов, А. В. Борисов, А. А. Лихолетов, Л. В. Дулькина, В. С. Кашин и др. В их работах были детально раскрыты квалифицирующие признаки описанного в статье преступного деяния, указаны различные аспекты применения данной статьи. Многие авторы, например, В. В. Бычков, В. Г. Степанов-Егиянц, В. В. Семенова уделили внимание вопросам публичности данного деяния и отразили условия криминализации деяния [5].

На данный момент отсутствует разъяснительная информация от Верховного Суда в виде конкретных постановлений, однако это было частично восполнено вышедшим в 2020 году Постановлением Пленума ВС РФ о применении статей 207.1 и 207.2, которые имеют ряд схожих признаков с составом преступления, описанным в статье 207.3 УК РФ. Сама же цель совершения преступления прямо в статье не указана, однако из её содержания можно выявить мотивы преступного деяния — это корыстные побуждения, т. е. определенная материальная выгода, либо же мотивы политической, расовой, национальной или религиозной ненависти. В иных случаях целеполагание может быть иным, но на квалификацию деяния это не влияет. Субъектом преступления, по общему правилу, считается лицо, достигшее возраста 16 лет, но в ч. 2 ст. 207.3 УК РФ также упоминается специальный субъект — должностное лицо, использующее своё служебное положение.

Таким образом в заключение можно отметить, что законодатель принял все необходимые меры для обеспечения информационной безопасности и совершения превентивных мероприятий против распространения ложной информации по данному вопросу. Однако, в целях более точной квалификации данного деяния на законодательном уровне следует либо внести дополнения в существующие постановления Пленума Верховного Суда, либо дать конкретные разъяснения в целях обеспечения единообразного понимания и применения ст. 207.3 УК РФ и профилактики ошибок и неточностей в процессе ее правоприменения.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Рос. газ. — 1996. — 18 июня.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 14.04.2023 N 113-ФЗ. — Текст: электронный // consultant.ru: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_444690/ (дата обращения: 08.01.2024).
  3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. — Текст: электронный // consultant.ru: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 08.01.2024).
  4. Прокурор разъясняет. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_22/activity/legal-education/explain?item=77866496 (дата обращения: 03.01.2024).
  5. Шевченко Вячеслав Евгеньевич Проблемы квалификации преступления связанного с оскорблением представителя власти // StudNet. 2020. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kvalifikatsii-prestupleniya-svyazannogo-s-oskorbleniem-predstavitelya-vlasti (дата обращения: 03.01.2024).

Ключевые слова

Вооруженные Силы Российской Федерации, заведомо ложная информация, публичное распространение сведений