Кадровый аспект на муниципальной службе: проблемы и пути решения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2023)

Дата публикации: 27.12.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Ахмадуллина, А. И. Кадровый аспект на муниципальной службе: проблемы и пути решения / А. И. Ахмадуллина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/506/18288/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор исследует проблемы привлечения и закрепления кадров на муниципальной службе и пути их решения.

Ключевые слова: привлечение кадров, закрепление кадров, муниципальная служба, проблемы.

Муниципальная служба имеет огромное значение в оказании услуг населению на местном уровне, а ее осуществление невозможно без квалифицированных кадров. Именно кадры влияют на качество предоставляемых услуг и эффективность муниципального управления.

Процесс привлечения и закрепления кадров на муниципальной службе — многоаспектный. Привлечение кадров включает в себя такие этапы, как:

— Определение потребностей в кадрах;

— Установление квалификационных требований к кандидату;

— Определение личностных и деловых качеств кандидата;

— Поиск возможных источников привлечения кандидатов;

— Привлечение кандидата;

— Отбор;

— Предложение занять рабочее место.

Закрепление кадров на муниципальной службе происходит через адаптацию и мотивацию сотрудников:

— Адаптация — это процесс включения новых сотрудников в организацию, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в корпоративной культуре, способами профессиональной деятельности, включение в систему неформальных связей [1]. По мнению А. Я. Кибанова именно адаптация способствует сокращению текучести кадров, так как новенькие сотрудники, чувствующие себя некомфортно на новой работе, могут уволиться с нее.

— Мотивация — процесс побуждения к деятельности через внешние и внутренние факторы. Может быть как материальной, так и нематериальной.

Для сравнения были взяты статистические данные показателей кадрового состава органов местного самоуправления с исполнительно-распорядительной функцией с официальных сайтов Федеральной службы государственной статистики и Мэрии города Казани.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ возрастного состава кадров муниципальной службы по состоянию на 2013, 2016, 2019 гг., в % от общей численности населения.

Таблица 1

Состав кадров муниципальной службы по возрасту на 2013, 2016, 2019 гг., в % от общей численности [2, 3]

Год

До 30 лет

30–39

40–49

50–59

60–65

Старше 65

РФ

2013

15,6

27,2

26

27,3

3,6

0,3

2016

13,1

29,9

27,7

24,9

4,0

0,5

2019

10,1

31,1

30,5

22,7

5,0

0,7

ПФО

2013

16,6

26,5

26,9

27,3

2,6

0,2

2016

13,9

29,0

28,0

25,7

3,1

0,3

2019

10,3

30,7

30,4

24,0

4,2

0,4

РТ

2013

19,3

28

27,9

23,3

1,5

0,1

2016

19,8

30,2

27,0

21,5

1,6

0,1

2019

16,1

30,8

27,9

22,1

3,0

0,1

Казань

2013

34

34

18

13

1

0

2016

28,6

36

21,2

13,1

0,2

0,9

2019

27

33

23

15

0,9

1,1

Количество молодежи до 30 лет на муниципальной службе имеет тенденцию к снижению:

— в Российской Федерации произошло уменьшение с 15,6 % до 10,1 %,

— в Приволжском федеральном округе — с 16,6 % до 10,3 %,

— в Татарстане — с 19,3 % до 16,1 %,

— в Казани — с 34 % до 27 %.

С целью выявления причин, приводящих к оттоку молодых кадров на муниципальной службе, студентам ФГБОУ ВО «КНИТУ» задан вопрос: «Какие отрицательные стороны, по Вашему мнению, есть в работе муниципального служащего?» (можно выбрать не более 5 вариантов ответов). На вопрос ответили 128 респондентов и лидирующие позиции заняли такие варианты ответов, как:

— «Высокий уровень стресса» — 70 человек (54,7 %),

— «Риск возникновения коррупционных ситуаций» — 63 человека (49,2 %),

— «Низкая заработная плата» — 56 человек (43,8 %),

— «Сложно устроиться на работу без связей» — 55 человек (43 %),

— «Отсутствие возможности изменить сложившуюся систему» — 45 человек (35,2 %).

На рисунке 1 рассмотрим представлены все варианты ответов.

Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие отрицательные стороны, по Вашему мнению, есть в работе муниципального служащего?»

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие отрицательные стороны, по Вашему мнению, есть в работе муниципального служащего?»

Для решения выявленных проблем можно предложить следующие пути решения:

1) «Высокий уровень стресса». Для того чтобы минимизировать уровень стресса муниципальных служащих необходимо:

— Организовать релаксационные комнаты, в которых сотрудник смогут расслабиться и отдохнуть. Такие комнаты звукоизолированы, в них приглушенный свет и спокойная музыка, содержат «зеленые зоны», мягкую мебель, чайный столик, зону с настольными играми и зону для медитации.

— Предложить гибкий график работы, при котором один сотрудник по графику будет находится в офисе, а остальные иметь возможность работать удаленно.

2) «Риск возникновения коррупционных ситуаций». Необходимо внедрить анонимную систему сбора о фактах нарушения по данному вопросу, чтобы сотрудники не боялись заявлять о правонарушениях на месте работы.

3) «Низкая заработная плата». Для материального стимулирования:

— Внедрить выплаты молодому специалисту с нулевым стажем работы 15 % надбавку к заработной плате в течение трех лет.

— Разработать и внедрить систему грейдов в зависимости от должностей и специфики выполняемых обязанностей.

4) «Сложно устроиться на работу без связей». Необходимо создать платформу в онлайн-режиме, на которой будет отслеживаться весь процесс трудоустройства на муниципальную службу, а также полная информация о кандидатах и их рейтингование по баллам.

5) «Отсутствие возможности изменить сложившуюся систему». Для решения данной проблемы можно организовать «Дни открытых дверей» с руководством структурного подразделения органа местного самоуправления для выражения собственного мнения и возможности повлиять на решение вопросов.

Литература:

  1. Заборовская, С. Г. Кадровый менеджмент на государственной гражданской и муниципальной службе: учебное пособие для вузов / С. Г. Заборовская. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 209 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–14805–3.
  2. Отчет Исполнительного комитета муниципального образования города Казани за 2019 год // Официальный портал Казани: [сайт]. — URL: https://kzn.ru/meriya/otchety/ (дата обращения: 18.11.2023г.)
  3. Состав работников, замещавших государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, по полу, возрасту, стажу работы, образованию за 2013, 2016, 2019 годы // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13289/ (дата обращения: 18.11.2023)

Ключевые слова

проблемы, муниципальная служба, привлечение кадров, закрепление кадров