Проект интегративного подхода к развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Федотова, Л. С. Проект интегративного подхода к развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди» / Л. С. Федотова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 57-66. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/505/18261/ (дата обращения: 02.05.2024).



Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Б. М. Теплов

Актуальность

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие — формирование художественно — творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого-педагогической и методической литературы. Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Поскольку она помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, приобщить к духовным ценностям, познакомить его с детской литературой, музыкой, обрядам, традициям.

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его творческого потенциала, развитию у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей. Появляется возможность выразить свои чувства, эмоции, переживания.

Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями. Успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным является сотрудничество с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример — важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

Творческая атмосфера способствует развитию индивидуальных способностей детей, уменьшает количество стрессовых ситуаций, помогает развивать межличностные отношения. Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность — это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Таким образом, актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к становлению личности ребенка. Театрализованная деятельность является частью воспитательно — образовательной работы. Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально — игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно — эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

  1. Тип проекта:

По доминирующей деятельности: творческий.

По содержанию: познавательно-творческий

По времени проведения: краткосрочный.

По характеру контактов: в рамках МБДОУ, педагоги, родители, дети.

Проблема:

  1. Недостаточное внимание родителей к художественно-эстетическому развитию детей.
  2. Шаблонность мышления дошкольников художественно-эстетического направления.
  3. Скованность, стеснительность, малая инициативность собственных замыслов

Цель проекта: развитие творческих способностей дошкольников посредством художественно-эстетической, театрализованной, продуктивной видов деятельности.

Задачи проекта:

  1. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
  2. Раскрыть развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ.
  3. Формировать у детей театрально-творческие способности, навыки театральной культуры: побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребенка (мимика, жесты, движения, голоса).
  4. Заинтересовать родителей в изготовлении костюмов и атрибутов к спектаклю, созданию совместных творческих работ с детьми.
  5. Способствовать формированию необходимых личностных качеств у ребёнка дошкольного возраста: положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, а также социализация детей с ОВЗ посредством приобщения его к театрализованной деятельности.

Ожидаемые результаты: у детей сформируется устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки; дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром; умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами; умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля; умение свободно держаться на сцене.

Итоговый продукт: театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Этапы работы над проектом:

IV. Этапы реализации проекта:

I этап — подготовительный.

Цель этапа:

Познакомить всех участников с проектом.

  1. Консультации для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
  2. Определение целей и задач.
  3. Разработка проекта в группе: «Гуси-лебеди».
  4. Индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
  5. Введение детей в игровую ситуацию. Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди» (чтение, рассматривание иллюстраций, театральные этюды, отгадывание загадок).
  6. Прослушивание с детьми музыкальных произведений и их отбор для спектакля.
  7. Дидактические игры: «Мои любимые сказки», лото по сказкам, пазлы.
  8. Показ настольного театра по сказкам: «Маша и медведь»", «Три медведя»
  9. Изготовление настольного театра к сказке: «Гуси-лебеди».
  10. Рассматривание иллюстраций по сказкам.
  11. Раскрашивание раскрасок по сказкам.
  12. Рисование «Гуси-лебеди».
  13. Изготовление атрибутов к сказке «Гуси-лебеди».

Результаты этапа: дети узнают по иллюстрациям сказку, правильно называют персонажей. Умеют отгадывать описательные загадки о сказочных персонажах сказки. Активно включаются в игру и речевые контакты с педагогом и сверстниками. Удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в ДОУ.

II этап — основной.

Цель этапа: Создание совместно с родителями и педагогами условий для формирования у детей устойчивого интереса к театрализованной деятельности.

  1. Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» с показом настольного театра.
  2. Рассказывание сказки «Гуси- лебеди» с показом театра на куклах.
  3. Рассказывание сказки вместе с детьми с использованием пальчикового театра.
  4. Лепка, оригами «Гуси -лебеди».
  5. Рассказывание сказки детьми с имитацией действий.
  6. Упражнение «Изобрази героя», имитационные упражнения.
  7. Дидактическая игра «Мои любимые сказки».
  8. Ряжение в костюмы.
  9. Драматизация сказки «Гуси-лебеди».
  10. Разучивание подвижной игры «Гуси-лебеди».
  11. Использование раскрасок к сказке «Гуси-лебеди».
  12. Беседы и НОД на тему «народная игрушка», изготовление кукол из лоскутков.

Работа с родителями: Ведущая идея активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Формы взаимодействия работы с родителями :

Наглядная информация

— памятки «Организация театральной деятельности в средней группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности» ;

— выставка разных видов театра ;

— фото и инфоматериалы по теме в групповой газете «Забавные непоседы».

— помощь в изготовлении костюмов и декораций ;

— просматривание телепередач с участием кукольных персонажей, совместная художественная деятельность (рисование, аппликация, конструирование) на тему «Театр и куклы», организация домашних кукольных представлений.

Работа над спектаклем

— создание декораций, костюмов;

— подготовка к выставке «игрушки своими руками», развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Результаты этапа:

Дети внимательно слушаю сказку, активно сопереживают героям, эмоционально откликаются на содержание сказки. У детей проявляется словотворчество, могут описать сказочного персонажа, не перебивают, слушают и дополняют друг друга. С большим желанием участвуют в подготовке к спектаклю, распределению ролей.

III этап — заключительный .

Цель этапа: Предоставить возможность детям и родителям продемонстрировать результаты совместного творчества.

  1. Смотр-конкурс работ родителей «игрушка своими руками».
  2. Пополнение театрального уголка разными атрибутами.
  3. Театрализованное представление: показ сказки «Гуси-лебеди».
  4. Выставка совместного творчества детей и родителей (рисунки, поделки).

Результаты этапа. Дети овладели навыками публичных выступлений. Развитие коммуникативных навыков детей. Дети согласовывают между собой действия и ролевые диалоги в ходе спектакля. Родители и воспитатели стали сотрудниками в развитии детских творческих способностей. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами

IV этап — аналитический.

  1. Анализ эффективности проделанной работы.
  2. Выводы.
  3. Поощрение активных участников проекта.
  4. Сбор и подготовка материала для последующих выпусков газеты. Выявление наиболее актуальных вопросов на текущий момент.

V. Результат проекта:

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

На первоначальном этапе работы мы изучили имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования, систематизировали полученные знания.

Проанализировали мониторинг освоения детьми области «Художественно-эстетическое развитие», включающий в себя диагностику детей и опрос родителей.

Основные методы, применяемые для диагностики, — это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

В ходе следующего этапа деятельности создавали условия для формирования у детей интереса к продуктивной деятельности, способствующей развитию художественно-творческих способностей. Свою деятельность осуществляли через создание игровых образовательных ситуаций,

Большой потенциал для развития художественно–творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ («моя любимая игрушка!», «волшебный предмет» и др.), где они бывают главными экскурсоводами.

Мы вылепили «животных» и показывали сказки друг другу. Проектировали и делали макет двора города.

Продолжая тему «Театрализованная деятельность», дополнена предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, виды театров, аудиозаписи классических и детских произведений, художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Использованы дидактические игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета).

С целью формирования представлений о дружбе, развитии доброжелательного отношения к окружающим, желании поддержать друга были проведены игры: «Угадай название сказки», «Назови друга ласково», «Изобрази отгадку» (с помощью мимики и жестов изобразить героев сказки), «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?», беседы: «Скажи хорошее о друге», «Как можно пожалеть». А также игры на развитие умений составлять последовательный сюжет произведения: «Любимые сказки», «Из какой сказки иллюстрация?»

Во время проведения занятий для создания интереса, организации детей продолжали использовать игровой приём: приход разных персонажей из художественных произведений. Лепили, рисовали по сказкам. Мы лепили ёжиков, грибы, зайчат, мышек, снеговиков, лисят, танцующую матрёшку, медвежат по сказке «Два жадных медвежонка». Рисовали зайчика под ёлочкой, белочку с грибом, снеговиков. На аппликации клеили ёлочки, из разного материала снеговиков, зимний сказочный домик.

В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие, эмоционально выражали настроение, исполняя знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа.

Двигательная сфера ребёнка среднего дошкольного возраста характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Восприятие становится более развитым. Совершенствуется ориентация в пространстве. Дети удачно имитируют голоса, действия животных и птиц, принимая активное участие в подвижных играх. («Цапля и лягушки», «Птички и кошка», «У медведя во бору», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается» и другие.). в том числе использовались в работе: артикуляционная гимнастика; игры со скороговорками; игра «угадай жест»; обыгрывание мини-сценок, игры на выражение эмоций «Сделай лицо» и т. д. в индивидуальной работе; игры с песком (кинетическим). Изготовление театральных билетов на представление «Гуси — лебеди», репетиции с детьми для дальнейшего показа театрализованной сказки «Гуси- лебеди». Сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр», «Семья». Пение сольной песни «жили у бабуси» (мини-сценка).

Знакомство со сказкой «Гуси- лебеди»; рассматривание: иллюстраций по сказке; инициатива и предложение детей показать спектакль, распределение ролей; беседа: «Театральный словарь» знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т. д.) Просмотр детских выездных спектаклей в ДОУ, репетиции постановок. Составление рассказа «Как мы побывали в театре».

Для активизации творческого воображения и мышления использованы следующие приемы:

— Приемы ТРИЗ-технологий, например, предлагали детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж — пойди туда, не знаю куда», «Портрет пришельца»; рисование по необычным словам, которые придумывают сами дети, «Снегоеды», «Зайцемух»; рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

— Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.

Это игры-опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.

— Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В рисовании: ладонная и пальцевая техники, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями.

В лепке: соленого теста, фольги, пластилина, кинетического песка.

В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина); использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов).

Проводили такие игры как «Прятки в отпечатке» — дети отгадывали на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого–либо образа; «Семейка медвежат» — предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть каждого в свой наряд. Сочетали рисование и аппликацию, лепку и аппликацию.

Использован прием сотворчества и коллективных работ. Дети выполняли коллективную аппликацию, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Одним из направлений работы является взаимодействие и сотрудничество с родителями, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью провели ряд консультаций («Игрушки из бросового материала своими руками», «Нетрадиционные способы рисования», «Развитие художественного творчества у дошкольников» и др.).

Вовлекли родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей: выставка «Моя любимая игрушка», «волшебный предмет», «Новогодний калейдоскоп».

Предоставлена наглядная информация для родителей: консультации «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Рекомендации родителям: посещение театра с ребенком, подготовка к показу сказки для детей (выбор произведения и сценария, разучивание сценария, репетиции)

Сочетание различных видов деятельности в процессе театрализованной игры способствует развитию эмоциональной, речевой, двигательной, познавательной сфер. Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Литература:

  1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ. Сфера, 2010.
  3. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. — М.: Лепта-Книга, 2007.
  4. Киселёва, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд. пспр. и доп. — М.: АРКТИ, 2011. — 96 с.
  5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. — М.: Школьная пресса, 2000.
  6. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. — Санкт — Петербург, 2013
  7. Толченов О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. — М.: ВЛАДОС, 2001.
  8. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
  9. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: учебное пособие / ред. Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова. — Санкт-Петербург: Каро, 2009.