К вопросу об особенностях развития речи у младших школьников с задержкой речевого развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белоусова, А. Г. К вопросу об особенностях развития речи у младших школьников с задержкой речевого развития / А. Г. Белоусова, В. В. Боброва. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 64-69. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18242/ (дата обращения: 01.05.2024).



В настоящей статье представлен литературный обзор на особенности развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Ключевые слова: речевое развитие, задержка, ребенок, речевой онтогенез, речь.

Дети, рождаясь, не обладают умением говорить. Однако речевое общение занимает важное место в жизни человека. Психологическая сущность освоения языка ребенком, взаимосвязь между процессами мышления, деятельности и речи, а также роль общения в формировании личности представлена в научных трудах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии [1], А. Н. Леонтьева.

Речь играет выдающуюся роль в жизни человека, служа основным средством межличностного общения. Обладая умением говорить, человек способен передавать свои мысли, чувства и желания окружающим, обмениваться знаниями, опытом и согласовывать свои действия. Здесь проявляется коммуникативная функция речи, лежащая в основе всего вербального развития ребенка. От своевременного появления этой функции зависит, насколько быстро ребенок достигнет более высоких уровней сознания.

Процесс становления речи протекает очень индивидуально, и зачастую подвержен воздействию различных факторов, таких как социальное окружение, гендерные особенности (принято утверждать, что у мальчиков начало речевого развития заметно позже, чем у девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и прочие. Наблюдение за формированием речи, стимулирование произношения звуков и слогов у ребенка являются ключевыми аспектами воздействия на этот процесс. Важно отметить, что потребность в речевом развитии формируется именно в процессе общения с взрослыми.

К сожалению, в стране наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые патологии. Среди многочисленных речевых расстройств часто встречается «задержка речевого развития», диагностируемая у 8–10 % детей, преимущественно у мальчиков. Данный термин был введен Балаевой В.И в 1964 году и по сей день используется в области логопедии. Задержка речевого развития у ребенка характеризуется отклонением от возрастных стандартов в развитии речи до 4 лет. Дети с данной задержкой овладевают речевыми навыками, как и их сверстники, но в более позднем возрасте. Эта задержка сказывается на дальнейшем формировании психики ребенка, затрудняет общение и влияет на эмоционально-волевую сферу.

У детей с задержкой речи отмечаются как общие, так и специфические особенности речевого развития. Ребенок, избегая общения, ухудшает возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «Я» и других личных местоимений в первом лице. Особенностям развития речи детей посвящены работы В. И. Лубовского, Е. М. Мастюковой, В. Г. Петровой, Е.А., Т. Б. Филичевой и др.

Как подчеркивает Н. С. Жукова [2], в начальной стадии развития речевых навыков у детей с задержкой речевого развития преобладают лишь индивидуальные темпы, в то время как закономерности развития лексико-грамматической стороны речи в экспрессивной и импрессивной речи соответствуют стандартному онтогенезу. При этом уровень владения грамматической стороной речи у детей с задержкой речевого развития соответствует уровню развития речи нормально развивающихся сверстников, но в младшем возрасте. То есть, дети с задержкой речевого развития вполне способны самостоятельно овладеть навыками обобщения.

По мнению Е. В. Жулиной [3], источником многих проблем, с которыми сталкиваются воспитатели и родители, являются сложности в общении, повышенная застенчивость, замкнутость, агрессивность и негативизм у детей с задержкой речевого развития. В связи с этим возникает необходимость в высококвалифицированной психолого-педагогической поддержке от специалистов с соответствующим опытом и квалификацией.

Основной характеристикой речи детей, страдающих задержкой в развитии речи, является недостаточное развитие лексического компонента, проявляющегося в ограниченном словарном запасе и специфических трудностях в усвоения практических навыков вербальной коммуникации.

Задержка речевого развития у детей сопровождается следующими симптомами:

– В доречевой период — отсутствует: гуление в 2‒3 месяца, лепет в 5‒6 месяцев, и произношение отдельных простых слов в 10‒12 месяцев. Задержка речевого развития может также проявляться в слабом, монотонном и беззвучном произношении звуков.

– В возрасте года у ребенка отсутствует реакция на обращенную к нему речь и любые другие звуки.

– К полутора годам ребенок практически не пытается повторять слова за взрослыми.

– К двум годам наблюдается неспособность понимать и выполнять задания, данные родителями, а также возникают трудности осмысленного произнесения слов, описывающих предметы или действия.

– В 2,5 года отсутствуют фразы.

– К трём годам ребенок не в состоянии формировать связную речь.

Указанные возрастные рамки приблизительны. Логопеды рассматривают отклонения от них как норму: у мальчиков — на 4‒5 месяцев, у девочек — на 2‒3 месяца.

Родители могут заподозрить задержку в развитии речи у ребенка по указанным выше симптомам, однако точная диагностика требует участия специалистов [4].

Задержки в развитии речи могут быть вызваны органическими или функциональными причинами. И. Б. Карелина [5] в своем исследовании утверждает, что функциональные задержки развития речи (далее ФЗРР) могут быть обусловлены неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими нормальному формированию речи, или соматической недостаточностью, не связанной с значительным поражением центральной нервной системы.

В свою очередь, к органическим задержкам речевого развития (далее ОЗРР), по нашему мнению, можно отнести церебрально-органические нарушения, проявляющихся в тяжелых психических и речевых нарушениях. Такими нарушениями выступают алалия, дизартрия, аутизм и интеллектуальные нарушения, а также нарушения центрального слуха. В случае органических задержек в развитии речи нарушается речевой онтогенез в целом: гуление и лепет появляются в более поздние сроки или могут полностью отсутствовать. Речь развивается искаженно, и для общения дети используют вокализации и жесты. Коррекционная работа или посещение детского сада не всегда достигают нужного эффекта без применения медикаментозного лечения. В более тяжёлых случаях речь ребёнка практически не развивается. ОЗРР могут быть как первичного, так и вторичного характера: первичные могут иметь дизартрическое или алалическое происхождение, а вторичные могут быть обусловлены нарушениями психического и умственного развития.

Овладение речью представляет собой индивидуальный и многогранный процесс, зависящий от различных факторов, таких как окружение, характер и психическое развитие ребенка. Особое внимание следует уделить детям, которые не проявляют интереса к речи в возрасте 2–2,5 лет, ибо предпосылки отклонений в речевом развитии родители могут заметить ранее.

Предпосылками для задержки речевого развития служат как биологические, так и социальные факторы, которые указывают на нарушения, которые впоследствии могут осложнить дальнейшее развитие ребенка.

В течение первого года жизни, родителям следует обращать внимание на отсутствие или недостаточную выраженность у ребенка таких элементов, как гуление, лепет, первые слова, реакции на речь взрослых и интерес к языковым проявлениям. К возрасту одного года дети, столкнувшиеся с задержкой в речевом развитии, часто не способны понимать часто употребляемые слова, не имитируют звуки речи, не реагируют на обращенную к ним речь, а для привлечения внимания к себе могут при бегать только к плачу. Во второй год жизни отмечается отсутствие интереса к активной устной коммуникации, ограниченный словарный запас как в пассивной, так и в активной форме, отсутствие формирования фраз [6].

Для категории детей, имеющих отклонения в развитии речи, характерны общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, прежде всего в координации движений, недоразвитие мелкой моторики, неуверенность в выполнении дозированных движений, пониженная скорость и ловкость выполнения заданий (Е. М. Мастюкова, Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина, И. Ю. Горская) [7, с. 3].

Таким образом, резюмируя высказанное, можно утверждать, что характерными особенностями речи детей раннего возраста с задержкой в речевом развитии являются следующие: значительное отсутствие вербальной выраженности, отсутствие структурированных предложений, произношение отдельных слов, присутствие в активном словаре общеупотребительных терминов, однако неправильное произношение звуков, «съедание» или перестановка слогов, нечеткое и неясное произношение, возможны ошибки в артикуляции.

Необходимо помнить, что речь представляет собой одно из ключевых средств формирования личности ребенка в целом. Развитие речи в первые годы жизни оказывает влияние на всю последующую жизнь, и, следовательно, необходимо начинать активное развитие речи с самого начала жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речевыми навыками является важным условием формирования полноценной психики у ребенка и обеспечивающие дальнейшее ее правильное развитие. Важно знание особенностей речевого развития детей в раннем возрасте. При любых, даже минимальных, признаках отклонений в речевом процессе, требуется незамедлительное обращение к специалисту для проведения полного обследования, включая психические аспекты, поскольку задержка в речевом развитии может быть указанием на латентно протекающие серьезные патологии.

Литература:

  1. Лурия, А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. — М.: Изд–во АПН РСФСР, 1956. — 93 с.
  2. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М.: Просвещение, 1972. — 206 с.
  3. Жулина Е. В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: Монография. — Н. Новгород: НГПУ, 2018. — 143 с.
  4. Нарушения речи у детей / Я. М. Сапожников, Е. Л. Черкасова, В. С. Минасян, А. С. Мхитарян. // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. — 2013. — № 92(4). — С. 82– 87.
  5. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика задержек речевого развития различного генеза / И. Б. Карелина // Логопедия XXI века. Традиции и новации. Сборник материалов научно–практической конференции с международным участием. РГГУ им. А. И. Герцена. — СПб. — ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012.
  6. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // РМЖ. 2016. № 6. С. 362–366.
  7. Баканова О. И. Особенности развития детей с задержкой речи и общим недоразвитием речи в инклюзивном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 37. — С. 11–15. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95625.htm.

Ключевые слова

речь, ребёнок, задержка, речевое развитие, речевой онтогенез