Здоровое музыкальное воспитание детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мазурова, А. С. Здоровое музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / А. С. Мазурова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 83-88. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18142/ (дата обращения: 02.05.2024).



Нетрудно заметить, что современные родители стремятся как можно скорее отдать своего ребёнка-дошкольника на дополнительные занятия, будь это танцы, английский, подготовка к школе или же музыка. Остановимся более подробно на вопросе музыкального воспитания детей младшего возраста.

Выбирая сферу музыкального творчества для развития своего малыша, родитель осознает всю пользу обучения. Многим известно, что занятия музыкой помогают быстрее запускать речевые центры мозга, развивают координацию, логическое мышление, коммуникабельность, воспитывают слух, а также приучают к грамотному распределению времени, малюткам постепенно становятся понятны первоочередные планы, которые необходимо выполнять и соблюдать. Детям, поступившим в музыкальную школу или дом творчества в шести или семилетнем возрасте (речь о детях, которые не пошли в 1 класс), в дальнейшем будет легче адаптироваться к общеобразовательной школе, дисциплина учебного плана уже будет им знакома. Родители могут выбрать программу обучения, которая будет соответствовать возрастным, психоэмоциональным нормам ребёнка. Подготовительные отделения ДМШ и ДШИ позволяют постепенно влиться в мир музыки, не нарушая игровую деятельность дошкольника, но при этом происходит плавная организация социокультурных правил, вырабатываются навыки адекватного поведения в группе и на индивидуальных занятиях с преподавателем. Музыкальность ребёнка может проявиться не сразу, не стоит исключать детей скромных, замкнутых, молчаливых, но приобщение к музыке обязательно даст свои плоды. Хороши занятия музыкой тем, что процесс происходит в том числе индивидуально, педагог становится второй «мамой». Доверие растет, а значит раскрывается внутренний потенциал застенчивого ребёнка. Как писал выдающийся пианист И. Гофман: «Начало — дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее» [5, с. 9]. Умение терпеливо ждать — это тоже один из главных составляющих факторов работы с детьми. Удивительно наблюдать, когда из серенького утёнка вырастает гармонично слаженный артистичный человек. Да, ребёнку приходится преодолевать сценическое волнение, разумеется, первая помощь — это помощь педагога-наставника. Прежде чем выпустить малыша на сцену, происходит множество репетиций в различных условиях. Постепенно для маленького ребёнка эстрада становится не чем-то пугающим, а наслаждением от внимания и зрительской поддержки, которую, кстати говоря, обязательно надо поддерживать. Зажатых детей можно расположить к себе, задавая ненавязчиво вопросы о его жизни, что ему интересно, куда он любить ходить с родителями и т. п. Ребёнок осознает, что учитель не только для того, чтобы давать «бесконечные» задания, но и друг, с которым можно поделиться своими впечатлениями, мыслями, результатами и успехами в другой любой области помимо музыки. Мои ученики часто рассказывают о том, как у них, к примеру, здорово получилось вылепить глиняную фигурку, или занять призовое место в конкурсе чтецов. Мы радуемся вместе любым победам. Все дети независимо от темперамента нуждаются в поощрении. Есть очень подвижные дети, шумные, которые не могут долго держать внимание, отсюда вытекающие проблемы восприятия педагога ребёнком. Таким детям лучше всего задавать больше вопросов, чем пытаться довести информацию. В вопросах и будет происходить обмен знаниями. Например, на индивидуальных занятиях фортепиано при изучении клавиатуры и расположения клавиш на ней ребёнок начинает стучать по инструменту, не слушать, подпрыгивать. В таких случаях стоит преподавателю попросить ученика взять на себя роль учителя, пусть малыш попробует научить вас. И даже если он начнёт ошибаться — не страшно, есть подходящий момент поправить и подсказать. Хоть и ненадолго, но внимание будет обеспечено. За 10 лет, работая преподавателем фортепиано, я заметила, что энергичным бойким детям больше по душе, когда педагог играет различного рода мелодии сам. Можно в преимуществе играть спокойные медленные произведения и стараться просить ребёнка изобразить настроение музыки, снова поймать внимание сорванца и, возможно, его любопытное участие.

Важным вопросом является взаимодействие с родителями, которые как известно тоже разные. И с каждым следует пытаться дружить, ведь родитель — лучший проводник ребёнка. Когда обучение и воспитание происходит сообща, путь к достижению цели становится менее тернистым. Будет комфортнее для всех, если на первых порах родитель расскажет преподавателю о каких-то нюансах здоровья малыша, его психики, восприятия и т. п. Получается творческий союз «Педагог — Ребёнок — Родитель» [5, с. 14]. Мы, музыканты-педагоги, часто слышим от мамы «я ничего не понимаю в музыке», но у нас всегда наготове арсенал ответов. Когда рождается первенец, мама и папа не знают, что же делать с «комочком», и вместе, иногда с помощью более старших членов семьи, справляются с задачей под названием «младенец». Та же схема с обучением, любое дело ребёнка нельзя бросать на самотёк, надо пытаться помочь, вникнуть. И как в семье есть старший более опытный человек, так у родителя и ребёнка есть педагог, который даже не в рабочее время подскажет, направит и успокоит.

Хочу привести в пример еще один положительный аргумент обучения музыки дошкольников — это здоровье. Связь музыки и медицины известна давно, существуют методы музыкальной терапии. Пение народных песен является профилактикой респираторных заболеваний, т. к. при исполнении задействованы лёгкие и гортань. Игра на духовых инструментах помогает бороться с астмой. Хороший слух предотвращает дисграфию. Психологические зажатости постепенно сглаживаются, преподаватель музыкальных дисциплин с первых уроков взращивает артиста, преодоление страха сцены лучше всего происходит в маленьком возрасте, когда малыш ещё не отягощён чрезмерной ответственностью перед аудиторией. По радио и телепередачам часто затрагивают вопрос долголетия и лечение апатии, и тут музыка приходит на помощь. Отечественный и всемирно известный учёный, психолог, психиатр, невропатолог, физиолог Владимир Михайлович Бехтерев считал, что музыкальная терапия помогает отрегулировать неправильные движения, активизировать заторможенных детей или же наоборот успокоить возбужденную нервную систему. Многие учёные независимо друг от друга пришли к одинаковому выводу: раннее музыкальное обучение является эффективным средством активизации высших функций мозга, развития психической и интеллектуальной сферы. Исследования, проведённые в 1973 г., в лаборатории М. М. Кольцовой, показали особую роль в созревании мозга задействованности именно пальцев рук. Это обусловлено наибольшим представительством в коре больших полушарий кисти рук.

Практически ежегодно в класс музыканта-педагога попадает ученик-дошкольник, за последнее время вырос спрос на обучение в подготовительных классах. Перед молодым педагогом остро стоит вопрос — не навредить, не отпугнуть. Начинается работа индивидуального приспособления к инструменту, поиск удобных ощущений в теле. У маленьких детей, как правило, гибкие эластичные мышцы и суставы, поэтому относиться к постановке аппарата надо ответственно, первый год обучения — это база дальнейшего музыкального развития. Игра на музыкальном инструменте — это отличный способ развития мелкой моторки, поэтому родителям, заметившим у своего малыша некую раскоординацию, небольшие нервные импульсы, не стоит стесняться отдавать ребёнка на занятия фортепиано. У меня есть ученица, которая приходила на первые уроки с подергивающими движениями, через определенное количество времени организация движений налаживалась, и спустя 2 года обучения у учащейся наблюдалась достаточно беглая нескованная игра на фортепиано, девочка постепенно сама научилась контролировать слегка нервные хаотичные движения. Мои коллеги подтвердят, что, если своевременно обнаружить слабые стороны или дефекты у ребёнка, занятия музыкой скорректируют развитие личности. На занятиях мы постоянно затрагивает тему рук, корпуса, наклона головы. Учим детей самостоятельно оценивать правильность посадки, положение рук и ног, ровность спины. И, кончено, большую роль в налаживании спокойных естественных движений сыграла учебная программа, системное изучение музыкального репертуара. В учебный план включено множество произведений, которые необходимо освоить и музыкально, и технически. Программа ДМШ и ДШИ даёт возможность активного развития ребёнка и улучшения не только творческого здоровья, но и физиологического. В комплекс упражнений музыкального воспитания входит гимнастика, которую так любят дети. Им близка сфера физкультуры, а занятия музыкой — это ловкие и гибкие физические движения. Гимнастика направлена на раскрепощение шеи, рук, плечевого пояса, а также детки учатся ощущать самостоятельность каждого пальчика. Руки в целом становятся более организованными и хваткими. При прохлопывании ритмических миниатюр разгоняется кровообращение и улучшается настроение, т. к. хлопки в ладоши часто сопровождаются словесным подтекстом. Стоит отметить, что в музыкальных школах дети, осваивая учебную программу, знакомятся с теоретическими, групповыми предметами, такими как сольфеджио, слушание музыки, хор, народное творчество, игра в ансамбле или оркестре. На этих занятиях учащиеся находят единомышленников с общими темами для разговоров, совместных походов на концерты или другие культурно-просветительские мероприятия. Вывод один — музыка дарит ребёнку и радость, и здоровье.

Чем же привлекательна работа с маленькими детьми для самого педагога? Наш труд приносит бесценное богатство — способность сохранить до старости детскую душу. Когда мы общаемся с радостными, беззаботными малышами невольно хочется им подражать, они учат видеть мир по-новому. Воздействие детского настроения на взрослого человека неоспоримо. Смех, подвижность, постоянное внимание к внутреннему миру ребёнка позволяет искать и главное находить жизненные силы, желание выглядеть хорошо и опрятно, быть примером своему ученику. Дети замечают всё: украшения, детали одежды, прическу и многое другое. Следует помнить, что преподаватель не в силах скрыть от ученика своё плохое настроение или же неважное самочувствие. Быть всегда в тонусе трудно, но сама цель для преподавателя является наиполейзнейшим фактором счастливой жизни. Быть жизнерадостным преподавателем — это значит быть не только полезным обществу, но прежде всего быть здоровым человеком. И как сказал знаменитый композитор XX столетия Д. Б. Кабалевский: «Музыка — искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного лица детей и юношества» [1, с. 96].

Литература:

  1. Веселова А. Мудрые мысли о творчестве, искусстве, музыке, семейных ценностях, цели в жизни / А.Веселова. — СПб.: Союз художников, 2021. — 192с.
  2. Макуренкова Е. П. О педагогике В. В. Листовой / Е. П. Макуренкова. — М.: Музыка, 1971. — 88 с.
  3. Черлова О. А. Его величество рояль. Размышления педагога / О. А. Черлова. — СПб.: Союз художников, 2022. — 140 с.
  4. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков / А. Шмидт-Шкловская. — Ленинград: Музыка, 1971. — 72 с.
  5. Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или я — детский педагог / Т. Б. Юдовина-Гальперина. — СПб.: Союз художников, 1996. — 192 с.