Противодействие коррупции в государственных закупках: опыт зарубежных стран | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Наумова, Н. В. Противодействие коррупции в государственных закупках: опыт зарубежных стран / Н. В. Наумова, Я. М. Шишкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 9-14. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/482/17829/ (дата обращения: 02.05.2024).



Настоящая статья посвящена анализу опыта противодействия коррупции в государственных закупках. Авторами исследуется российский и зарубежный опыт противодействия рассматриваемому негативному явлению.

Ключевые слова: коррупция, государственные закупки, зарубежный опыт, противодействие коррупции, государственные нужды.

Современное российское государство постоянно нуждается в том, чтобы качественно предоставлять различные товары, работы или оказывать услуги (начиная от канцелярских товаров и заканчивая строительством какого-либо здания или сооружения), которые нужны ему для нормального функционирования и выполнения всех функций, возложенных на него. Для их получения государство, а также государственные и бюджетные учреждения, организации (школы, больницы, поликлиники, министерства, суды и т. д.) вынуждены вступать в гражданский оборот и тем самым приобретать нужные им товары, услуги или работы. Государственные органы и учреждения не вправе просто выбрать, у кого они приобретут нужный им товар или услугу. Данные лица определяются через систему государственных закупок.

Государственные закупки (в узком смысле) — это приобретение имущества или услуг, которые необходимы для обеспечения бесперебойного и надлежащего функционирования публичных органов власти.

Характерными признаками государственных закупок являются:

— проведение финансируется из средств налогоплательщиков, которые аккумулируются в бюджете соответствующего публично-правового образования;

— посредством государственных закупок обеспечивается исполнение функций и целей деятельности государственных органов и учреждений;

— предложение выполнить работу, предоставить услугу или товар приходит от какого-либо государственного органа или учреждения.

Государственным закупкам, как и почти любой иной деятельности в российском государстве, присущи определенные проблемы. Одной из таких проблем выступает коррупция. Также здесь стоит отметить, что коррупция в данной сфере деятельности является общемировой проблемой и присущей почти всем мировым государствам.

Одной из форм международного взаимодействия правоохранительных органов в целях борьбы с преступностью является разработка международных норм обязательного или рекомендательного характера в сфере охраны правопорядка и уголовного правосудия. В сфере государственных закупок пример такой формы можно найти в 1994 году. Именно в этот период был принят «Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг» [1] и «Соглашения по правительственным закупкам», существующее в рамках Всемирной торговой организации [2].

Указанные правовые акты закрепили ряд базовых требований по противодействию коррупции в области государственных закупок (к открытости и прозрачности торгов, к квалификации участников, к разрешению разногласий сторон, к принципу не дискриминации субъектного состава участников государственных закупок), которые были восприняты многими мировыми государствами и включены ими в свои правовые системы [6, с. 48]. Указанное и сформировало достаточно схожую систему противодействия коррупции в сфере государственных закупок, которую восприняла и Российская Федерация [4].

Основным нормативным правовым актом, который регулирует вопросы, связанные с государственными закупками, в том числе и по противодействию коррупции в данной сфере, является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее — Закон о государственных закупках). В указанном Законе предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции. К ним относятся:

1) Установлен принцип открытости и прозрачности государственных закупок (статья 6 и 7 Закона о государственных закупках);

2) Установлен запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц, которые способны повлиять на результат государственных закупок. Перечень данных лиц установлен частью 6 статьи 39 Закона о государственных закупках;

3) Установлено требование к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов между ними и заказчиком (пункт 9 части 1 статьи 31 Закона о государственных закупках);

4) Предусмотрен механизм раскрытия информации обо всех субподрядчиках для крупных контрактов (часть 23 и 24 статьи 34 Закона о государственных закупках);

5) Предусмотрено общественное обсуждение отдельных закупок (статья 20 Закона о государственных закупках);

6) Предусмотрены различные механизмы контроля за закупочной деятельностью, в том числе общественный контроль (статьи 99–102 Закона о государственных закупках);

7) Установлены требования к экспертам, экспертным организациям (часть 2 статьи 41 Закона о государственных закупках) [3];

8) Установлена возможность использования антикоррупционной оговорки в государственных контрактах;

9) Отсутствует запрет на участие в государственных закупках иностранных лиц, за исключением лиц, которые принадлежат к государствам, указанным в Приказе Минфина России «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»;

10) Установлена юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений при осуществлении государственных закупок (статьи 200.4, 304 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Однако не все государства при противодействии коррупции в системе государственных закупок опираются на положения «Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг» и «Соглашения по правительственным закупкам», существующее в рамках Всемирной торговой организации.

Достаточно интересный опыт борьбы с указанным преступлением существует в США. В указанном государстве, в силу его федеративного устройства, существует две системы государственных закупок: одна существует на федеральном уровне, а другая на уровне штатов. Каждый штат в данной сфере имеет свое законодательство, поэтому мы остановимся только на федеральном уровне организации данного вида деятельности.

Государственные закупки для федеральных органов публичной власти США централизованно осуществляет одна специализированная закупочная организация, которая носит название Администрация общих услуг. Самостоятельно осуществлять государственные закупки в США могут только: Министерство обороны, НАСА, Агентство по НИОКР в энергетике.

Этот государственный орган полностью обеспечивает все федеральные публичные органы власти движимым и недвижимым имуществом (аренда зданий, сооружений, строений, приобретение ГСМ и т. д.), услугами (коммунальные услуги, услуги по ремонту техники и автомобильного транспорта и т. д.), которые необходимы для обеспечения бесперебойного функционирования данных органов власти.

Некоторое имущество, которое необходимо для функционирования публичного органа власти, Администрация общих услуг закупает самостоятельно и хранит у себя на складах. К такому имуществу, например, относятся: офисные принадлежности (бумага, ручки), горюче — смазочные материалы, запасные части для служебного автотранспорта.

С целью приобретения какого-либо имущества или какой-либо услуги федеральные публичные органы власти ежегодно подают в Администрацию общих услуг заявки на планируемые ими к приобретению товары и услуги, а затем закупают необходимое на складах, принадлежащих Администрации общих услуг, по оптовым ценам с небольшой надбавкой за услуги хранения [5, с. 10]

В случае, если какого-либо имущества не оказывается на сладе Администрации общих услуг, то данный государственный орган самостоятельно организует торги по приобретению такого имущества. Указанное относится и к услугам. В последующем необходимое имущество или услуга также выкупается публичным органом власти.

Существование указанной формы организации государственных закупок существенно упрощает борьбу с коррупцией в данной сфере, поскольку контролю подвергается лишь один государственный орган, который занимается государственными закупками. Вследствие этого субъектам контроля достаточно проанализировать деятельность Администрации общих услуг, чтобы найти какие-либо коррупционные нарушения при осуществлении государственных закупок.

В Российской Федерации каждый государственный орган самостоятельно осуществляет закупку товаров и услуг для своих нужд, что существенно усложняет контроль за данной процедурой, поскольку приходится контролировать деятельность контактной службы каждого публичного органа власти. Указанное и выступает одной из причин коррупции в сфере государственных закупок.

Таким образом, можно сказать о том, что на мировом уровне одной из главных проблем в сфере государственных закупок продолжает оставаться коррупция, негативное влияние которой на данную сферу деятельности огромно. Мировое распространение рассмотренной проблемы привело к тому, что борьбу с ней начали почти развитые государства, что привело к созданию двух международных правовых актов, а именно «Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг» и «Соглашения по правительственным закупкам». Положения рассмотренных международных документов были переняты большинством развитых зарубежных государств. Отсюда можно сделать вывод, что подход к борьбе с рассмотренным негативным явлением стал унифицироваться. Однако, несмотря на существование одинакового подхода к борьбе с коррупцией в государственных закупках, отдельные государства используют и свою идентичную практику по борьбе с рассмотренным негативным явлением. Речь здесь идет о деятельности Администрация общих услуг в США, которая занимается государственными закупками для всех федеральных органов власти США, за исключением Министерства обороны, НАСА и Агентство по НИОКР в энергетике. Указанный опыт следовало бы перенять и Российской Федерации.

Литература:

  1. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг (принят ЮНСИТРАЛ 15 июня 1994 г.) // Международное частное право. Сборник документов, М.: Издательство БЕК, 1997 год.
  2. Соглашение о государственных закупках (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 08.04.2013. — № 14. — Ст. 1652.
  4. О присоединении России к Соглашению ВТО по правительственным закупкам: Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 июня 2016 г. N 17098-АУ/Д11и // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  5. Фогель Д. В. Значения институциональной среды для функционирования системы государственных закупок в странах Африки / Д. В. Фогель // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. — 2019. — № 3. — С. 7–17.
  6. Храмкин А. А. Противодействие коррупции в госзакупках / А. А. Храмкин; Российская акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Ин-т подгот. кадров для системы гос. и муниципальных закупок (Ин-т госзакупок РАГС). — Москва: Юриспруденция, 2009. — 139 с.