Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зиатдинова, А. Х. Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента / А. Х. Зиатдинова, Р. И. Гильмутдинова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 48-55. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/474/17717/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. В результате сделали выводы, что дети с речевым недоразвитием испытывают затруднения в построении логически сочетающихся предложений вследствие недостаточной сформированности языковых структур. Обоснована необходимость проведения работы по повышению качества связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.

Ключевые слова: дошкольный возраст, связная речь, констатирующий эксперимент, нарушения речи.

Актуальность. В связи с повышением требований к качеству современного образования стали актуальными проблемы логопедической работы детей с речевыми нарушениями. Однако рекомендации для психологов и педагогов по данным вопросам относятся в основном к уровню начального образования и практически не освещают опыт работы с детьми дошкольного возраста. Это не совсем логично, ведь на сегодняшний день доказано, что для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений связной речи у детей дошкольного возраста, особенно у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) [1, 3].

Общее недоразвитие речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена вербальная память, страдает продуктивностью запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные (трехступенчатые) инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Часто делают ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность памяти. Ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования [1, 4].

Исходя из этого, теоретически и практически востребованным стал анализ и сравнение развития речи у детей с общим недоразвитием речи и у детей без речевых нарушений.

Цель исследования: изучить развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи на основе проведения констатирующего эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование проводилось в городе Лениногорск Республики Татарстан. Констатирующий эксперимент проходил в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15» для детей с общим недоразвитием речи и в «МБДОУ «Детский Сад № 20" для детей без дефектов речи, взятой в качестве контрольной при проведении эксперимента. В эксперимент участвовало 10 человек с общим недоразвитием речи и 10 человек без дефектов речи в возрасте 5–7 лет.

Констатирующий эксперимент был организован на основе методики В. П. Глухова. Для комплексного исследования связной речи по указанным критериям применялись серии заданий, включающие:

Задание 1 — пересказ небольшого по объему и простого по структуре знакомого детям литературного текста (сказка «Колобок»);

Задание 2 — составление рассказа по серии сюжетных картинок (Э. Радлова «Вор мухомор»);

Задание 3 — составление рассказа из личного опыта (поход в зоопарк);

Задание 4 — составление рассказа-описания предмета [2].

Данные задания оценивались по таблице В. П. Глухова (таблица 1).

Таблица 1

Уровневые характеристики результативности выполнения заданий

Уровень результативности

Анализ результата

Оценка, балл

Задание 1

Высокий

пересказ составлен без помощи педагога, в содержании текста прослеживается смысловая целостность

4

Средний

пересказ составлен с помощью наводящих вопросов. Последовательность текста передана полностью, присутствуют незначительные пропуски смысловых звеньев

3

Недостаточный

в пересказе не прослеживается смысловая логика. Отмечается пропуск отдельных фрагментов либо отсутствуют целый фрагмент текста

2

Низкий

пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена

1

Задание выполнено некорректно

отсутствие пересказа

0

Задание 2

Высокий

рассказ отличается связностью, составлен самостоятельно и полностью соответствует изображению

4

Средний

рассказ составлен с незначительной помощью педагога, текст в полной мере соответствует изображению

3

Недостаточный

рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, присутствует искажение смысла текста

2

Низкий

рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность нарушена, пропущены смысловые звенья

1

Задание выполнено некорректно

отсутствие пересказа

0

Задание 3

Высокий

при составлении рассказа дети пользуются описательно-повествовательной речью

4

Средний

рассказ информативен, составлен в соответствии с вопросами педагога

3

Недостаточный

низкая информативность текста, паузы по тексту

2

Низкий

при составлении рассказа дет пользуются обиходно-бытовой речью, нуждаются в наводящих вопросах со стороны педагога

1

Задание выполнено некорректно

Ребенок испытывает трудности в языковой реализации замысла

0

Задание 4

Высокий

полный ответ в виде правильно построенной грамматической фразы, которая содержит точное предметное содержание картинки

4

Средний

рассказ информативен, структурирован, в нем отражены основные свойства и качества предмета

3

Недостаточный

рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих вопросов, низкая информативность

2

Низкий

необходимость в стимулирующей помощи, дети перечисляют некоторые признаки предмета в произвольной последовательности, имеются повторы

1

Задание выполнено некорректно

рассказ-описание не составлен

0

Задание 1. Цель — оценка навыков дошкольников воспроизведения знакомого литературного текста.

Анализ результатов выполнения первого задания пересказа сказки «Колобок» показал, что затруднения у детей ЭГ чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и последующего повтора героев. Только двое детей справились с заданием удовлетворительно. В пересказах остальных детей наблюдались нарушения связности изложения: многочисленные повторы фраз и слов, искажения синтаксической связи между словами в предложениях, пропуски или «обхождение» трудных слов. Наблюдалась ограниченность словарного запаса, незнание названий некоторых предметов (сусеки, мука, подавно, амбар и так далее). У пятерых детей трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста). Двое из детей с низкими показателями ограничились лишь простым перечислением действий.

Задание 2. Цель — оценка навыков дошкольников составлять связный рассказ по серии сюжетных картин.

Выполнение второго задания — составление рассказа по серии сюжетных картинок Н. Э. Радлова «Вор мухомор» вызвало большое количество затруднений у детей ЭГ. Практически всем детям потребовалась помощь: в разложении картинок, вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинки к другой, перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа.

Практически все испытуемые не учитывали детали в картинках, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. У детей наблюдалось неточное употребление слов и аграмматичное построение фраз. У шестерых детей различные нарушения при составлении рассказа были резко выражены: рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.

Задание 3.Цель — оценка умений дошкольника составлять связный рассказ, основываясь на личном опыте.

Третье задание — составление рассказа на тему: «В зоопарке». В целях облегчения поставленной задачи испытуемому предварительно давался план рассказа, состоящий из четырех вопросов-заданий. После этого ребёнок составлял рассказ самостоятельно. Только у одного ребенка с речевым недоразвитием фразовые ответы содержались во всех фрагментах рассказа, у большинства детей фразовые ответы отсутствовали или заменялись простым перечислением предметов и действий. При составлении рассказов дети использовали короткие фразы — в 2–4 слова.

Для всех испытуемых были характерны паузы в повествовании и трудности в подборе слов. Шесть детей затруднились составить рассказ, он состоял из перечня названий животных и действий, потребовалась помощь логопеда. Один ребенок с заданием не справился.

Задание 4. Цель — оценка умения дошкольника составлять связный рассказ-описание предмета на основе предложенного плана ответов.

Анализируя ответы четвертого задания ЭГ, стоит отметить логичный рассказ одного ребенка, была заметна лишь стереотипность оформления высказывания, бедность словарного запаса, аграмматизмы.

Остальные дети ограничивались перечислением признаков. В тексте наблюдались паузы, неточное использование слов. В рассказах детей недостаточно полно представлены основные свойства и детали предмета, отсутствовала логико-смысловая связь и последовательность в описании. Почти у всех детей наблюдалась бедность использования языковых средств, трудности в использовании прилагательных. У шестерых детей задание вызвало особые затруднения, дети не смогли составить даже короткий описательный рассказ, поэтому им был предложен для пересказа образец описания, данный логопедом.

Анализируя ответы детей КГ в описанных выше заданиях стоит отметить, что был выявлен хороший и удовлетворительный уровень развития связной речи. Рассказы детей соответствовали ситуации, события повествования располагались в правильной последовательности. Детям почти не требовалась помощь со стороны взрослого, объем высказываний был полным.

Уровень развития связной речи у дошкольников был определен на основании суммы баллов по результатам выполнения всех заданий:

16–13 — высокий уровень развития связной речи;

12–9 — средний уровень;

8–5 — недостаточный уровень;

4–0 — низкий уровень.

Проведя сравнительный анализ результатов обследования по всем задания экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента, мы получили количественные результаты, которые наглядно представлены на рисунке 1.

Данные сравнительного исследования уровня овладения связной речью экспериментальной и контрольной группы

Рис. 1. Данные сравнительного исследования уровня овладения связной речью экспериментальной и контрольной группы

Количественные данные показали, что детей с ОНР с высоким уровнем развития речи выявлено не было, средний уровень отмечен только у 1 ребенка — 6,7 %, недостаточный уровень у 5 детей — 53,3 %, низкий уровень выявлен у 4 человек, а это 40 % всей группы обследованных детей. У детей с нормальным речевым развитием низкого и недостаточного уровня не выявлено. У 5 детей контрольной группы средний уровень — это 60 %, высокий уровень сформированности речи у 5 детей, что составляет 40 % детей.

Так, в результате констатирующего эксперимента были выявлены низкие показатели уровня сформированности логических операций у детей дошкольного возраста имеющих нарушения речи. При сравнении пересказов, рассказов по картинкам и рассказов-описаний контрольной и экспериментальной группы наблюдаются отличия в объеме словарного запаса, грамотности составления предложений, наличии длительных пауз и затруднение в нахождении ответов.

Заключение. Констатирующий этап включал четыре задания, каждое из которых было направлено на исследование определенных операций, обеспечивающих создание связных речевых высказываний. В результате определили, что монологическая речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется недостаточной сформированностью языковых структур, наблюдаются нарушения композиционно-структурного оформления высказывания, не корректная логическая последовательность изложения и низкая информативность высказывания. Таким образом, необходимо заниматься коррекцией связной речи у детей дошкольного возраста, так как правильно сформированная речь играет большую роль в жизни и развитии дошкольника.

Литература:

  1. Сафонова, О. В. Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Сафонова, А. Е. Ставицкая // Фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и прорывы: сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 26 января 2020 года. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. — С. 37–40.
  2. Симкин, М. Л. Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / М. Л. Симкин, И. А. Мальцева // Вестник КемГУ. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2020. — № 1. — С. 38–46.
  3. Симкин, М. Л. Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня / М. Л. Симкин, К. О. Гелихова // Вестник КемГУ. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2019. — № 4. — С. 333–340.
  4. Чумакова, И. И. Особенности развития памяти дошкольников с общим недоразвитием речи / И. И. Чумакова // Научные записки ОрелГИЭТ. — 2018. — № 2. — С. 78–81.