Специфика работы преподавателя — вокалиста-иллюстратора с учащимися класса фортепиано по предмету «концертмейстерский класс» в детской музыкальной школе и гимназии искусств | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степочкина, Л. И. Специфика работы преподавателя — вокалиста-иллюстратора с учащимися класса фортепиано по предмету «концертмейстерский класс» в детской музыкальной школе и гимназии искусств / Л. И. Степочкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 60-65. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/472/17671/ (дата обращения: 02.05.2024).



К предмету «аккомпанемент» или «концертмейстерский класс» учащиеся ДМШ подходят вплотную в старших классах, имея за плечами приобретенные навыки и знания по классу фортепиано. Предполагается, что это уже почти сформировавшиеся музыканты, имеющие своё мнение и музыкальный художественный вкус. Поэтому и занятия должны строиться на равноправном сотрудничестве между вокалистом и пианистом. Исходя из собственной практики, хотелось бы подчеркнуть, что присутствие вокалиста-иллюстратора желательно сразу же на первых занятиях, т. к. работа над вокальным произведением должна быть совместной.

По-моему глубокому убеждению, прежде чем приступать к разбору музыкального материала, нужно первые несколько уроков посвятить знакомству учащегося со спецификой певческого голоса. Не лишним было бы познакомить будущего концертмейстера с классификацией сольных женских и мужских голосов. Зачастую, учащиеся знакомы лишь с понятием искусственного разделения голосов по хоровому типу и в полной мере не понимают отличие голосов по тембру и плотности. Здесь нужно направить внимание на разное наполнение звука пианиста, в зависимости от того с каким голосом он будет исполнять то или иное произведение. Именно на первых ознакомительных уроках особо нужно концентрировать внимание на слуховом контроле у учащегося. На это должны быть нацелены все усилия и преподавателей, и учеников. Именно вокалисту нужно познакомить учащегося с таким понятием как баланс между голосом и инструментом, говоря о том, что весь контроль за балансом ляжет на плечи концертмейстера. И подчеркивая, что солисты всегда в основном следят за звучанием собственного голоса, концертмейстер становится дирижёром и отвечает за весь музыкальный процесс. Конечно, за то короткое время, которое отведено в ДМШ предмету «аккомпанемент», невозможно даже и близко подойти к поставленным задачам по установлению баланса между голосом и фортепиано и ответственности концертмейстера за исполнение произведения, но обозначить цели, мне кажется, необходимо.

При выборе музыкального материала, по-моему мнению, нужно обращать внимание на сложность нотного текста. В первый год обучения я бы не советовала выбирать сложные произведения, т. к. очень много драгоценного времени уходит на освоение и выучку произведения. Для того, чтобы научить учащегося переключать внимание на солиста, нужно, чтобы он хорошо владел нотным текстом и мог решать новые для него задачи. Начать знакомство с новым предметом лучше с произведений русских композиторов, таких как А. А. Алябьев, П. П. Булахов, А. Е. Варламов, М. И. Глинка.

Вторым этапом является знакомство с произведением. Здесь нужно уделить внимание эпохе, жанру и стилю произведения. Рассказать о специфике звука в каждом жанре. Знакомство с поэтом и композитором, их творчеством и жизнью, является одной из важных тем. Рассказывая о том, что всё творчество, в основном, автобиографично, предложить учащемуся самостоятельно ознакомится с творчеством авторов, объясняя, что это поможет глубже вникнуть в произведение и понять замысел. Совместный разбор содержания произведения, также расширяет границы восприятия и помогает более осознанно приступить к разбору произведения. Здесь возможно сравнение композитора с художником, который доносит до зрителя главную идею произведения посредством музыкальных звуков, тогда как у художника в арсенале имеются краски. Дети отлично понимают данное сравнение, т. к. в этом возрасте у них ещё довольно хорошо работает ассоциативное мышление.

Далее стоит предложить учащемуся проанализировать произведение и найти средства художественной выразительности, которыми пользуется композитор. Вокалист, со своей стороны, рассказывает о вокальной партии, с показом голосом важных моментов его партии. Здесь происходит совместная работа над пониманием смысла произведения. Стоит предложить учащемуся ознакомиться самостоятельно с несколькими вариантами исполнения данного произведения, конечно, советуя слушать мастеров сцены, не засоряя свой слух некачественным исполнением, которыми, как мы знаем, наполнено медийное пространство. И вовлекая учащегося в процесс создания общего музыкального полотна, с первых уроков, ещё не приступая с разбору произведения, давать возможность почувствовать себя сопричастным к созданию музыкальной картины.

И только на этом этапе, после вдумчивого разбора музыкального материала, стоит приступать к разбору нотного текста. Здесь стоит начать, по-моему убеждению, с изучения вокальной партии. Учащемуся предлагается играть и петь одновременно. Настоятельно рекомендую без знания вокальной партии не приступать к игре фортепианной партии. Зачастую учащиеся не знают вокальную партию и, как следствие, не могут видеть трех нотных строк. И если случается ошибка, то без полного знания произведения она становится фатальной. И на этом этапе присутствие вокалиста необходимо, т. к. разучивание вокальной партии является важнейшим этапом в работе над произведением.

Следующий этап — это басовая линия, которая является главной в вокальной музыке. Здесь нужно соединить вокальную и басовую партии. В основном в вокальной музыке бас очень мелодичный, и если отдельно поработать совместно с вокалистом над басом, то в дальнейшем можно избежать такой частой ошибки как «вертикальная» игра и смешивание правой и левой руки. Выучив ход баса, учащиеся очень хорошо начинают чувствовать и слышать движение произведения. Не лишним будет поработать над голосами в фортепианной партии и услышать оркестровое звучание. Непременно выделить главную партию и послушать, как она взаимодействует с вокальной партией. На этом этапе мы вспоминаем о звуковом балансе, учимся приспосабливаться к тембру певца и находить похожие краски у фортепиано.

Из собственной практики могу сказать, что учащиеся, начиная играть произведения, очень долго не могут отвыкнуть играть сольно и дать возможность певцу проявляться так, как он того желает. И, конечно, без пропевания про себя партии, без знания вокального дыхания, без слухового контроля невозможно взаимодействие солиста и аккомпаниатора. Очень важно заострять внимание на таком моменте как не «мешать вокалисту петь», а в перспективе научиться помогать певцу. Но для этого нужно научиться быть как бы тенью солиста, научиться сопровождению, то есть аккомпанементу.

Когда учащийся вполне владеет текстом, то стоит предложить спеть произведение самому, как бы себе аккомпанируя. На этом этапе учащийся начинает слышать, чувствовать и осознавать всю сложность и специфику пения.

Учащемуся нужно донести, что главное качество настоящего концертмейстера — это музыкальная интуиция, так называемая «чуйка», умение предугадывать и предварять все движения солиста. Этот навык невозможно приобрести без участия в процессе обучения вокалиста, так называемого главного участника музыкального процесса.

И наконец, выход на сцену — это то, что должно стимулировать учеников осваивать новый для них предмет более основательно. Совместное творчество с солистом-вокалистом, с которым проговариваются и продумываются все нюансы данного произведения, могут раскрыть в ученике новые грани его музыкальных способностей. Содружество равноправных партнеров приносят свои музыкальные плоды. Конечно, учебный план не позволяет в полной мере глубоко погрузиться в мир аккомпанемента, но тем не менее можно и на несложных вокальных произведениях приобрести начальные навыки аккомпаниатора. По возможности нужно приобретать сценический опыт, т. к. сцена вскрывает все недочёты и пробелы, которые могут не проявиться в классе. И здесь иллюстратору нужно учитывать психические возможности ученика и быть готовым к разным непредвиденным обстоятельствам. А без кропотливой совместной работы узнать и почувствовать друг друга музыкантам крайне сложно.

Хотелось бы ещё сказать о творческой свободе, которую также стоит давать учащимся, тем самым превращая урок в настоящую творческую мастерскую, погружая участников процесса в увлекательный музыкальный мир аккомпанемента.

Великая Елена Образцова, говорила о своём концертмейстере Важе Николаевиче Чачаве: «Он был настоящий музыкант и товарищ. О нас даже сняли фильм под названием «Больше, чем любовь» — настолько мы проникали в сердце, мысли и музыку друг друга. Это было немыслимое переплетение очень тонких вещей, которые нас объединяли. Когда мы выходили на сцену, мы делали музыку, и это было огромным счастьем совместного музицирования. Он, конечно, не был аккомпаниатором — он был созидателем музыки вместе со мной»...

Эти слова великой певицы должны стать для всех преподавателей, растивших и воспитывающих будущих концертмейстеров, ориентиром в их нелегком творческом пути.

Литература:

  1. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.- М.: Музыка, 1961.
  2. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога.- М.: Музыка, 1996.
  3. Чачава В. Н. Искусство концертмейстера. Спб, Композитор 2007
  4. Смирнова М. О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974
  5. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., Изд. Центр «Академия»
  6. Шейко Р. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги. Изд. Искусство. 1984