Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах РФ (на примере Краснодарского края и Республики Адыгея)
Авторы: Карданова Ирина Викторовна, Хуако Диана Рустамовна
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)
Дата публикации: 21.12.2020
Статья просмотрена: 647 раз
Библиографическое описание:
Карданова, И. В. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах РФ (на примере Краснодарского края и Республики Адыгея) / И. В. Карданова, Д. Р. Хуако. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16273/ (дата обращения: 13.05.2024).
В данной статье авторы рассматривают особенности предоставления социальных услуг в субъектах РФ в условиях реформирования социального обслуживания граждан. Анализируя региональное законодательство, авторы пришли к выводу, что современный подход законодателя противоречит ст. 19 Конституции РФ.
Ключевые слова: Российская Федерация, социальное обслуживание, услуга, Краснодарский край, Республика Адыгея, предельная величина.
Ни для кого не секрет, что в обществе есть люди, которые, в силу естественных причин, нуждаются в социальных услугах, поскольку самостоятельно не могут себя обслуживать в силу возраста.
Конституция РФ, в ч. 1 ст. 7 закрепила положения о том, что Российская Федерация, как социальное государство, своей политикой призвано обеспечивать развитие системы социальных служб, установление различных гарантий социальной защиты, реализацию права на охрану здоровья и медицинскую помощь [1].
Российская Федерация в 1996 г., подписала и ратифицировала Европейскую социальную хартию [2], которая в качестве целей эффективного осуществления прав на социальное обслуживание обозначила содействие деятельности и создание соответствующих служб.
Таким образом, международными усилиями создан свод международных социальных стандартов в сфере социального обеспечения, и их содержание — это концентрированное выражение опыта многих стран [3, с. 43]. В регулировании социального обеспечения в России, в частности, социального обслуживания, Россия опирается на мировой опыт.
В развитие указанных положений, распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р [4], была утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. В указанной Стратегии отмечалось, что по состоянию на 1 января 2015 г. в Российской Федерации насчитывалось свыше 3,7 тыс. организаций социального обслуживания для граждан старшего поколения и инвалидов различного профиля. В системе стационарных организаций социального обслуживания граждан старшего поколения с постоянным проживанием (домах-интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.) социальные услуги получали свыше 247 тыс. граждан. Дополнительно ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социального обслуживания находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов [1].
В 2013 году, после реформ пенсионной системы, «монетизации» льгот, была проведена реформа в области социального обслуживания граждан. Принятие основ социального обслуживания, повлекло за собой обновление нормативного правового массива в области социального обслуживания не только на уровне Российской Федерации, но и в ее субъектах.
1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [5]. Основы определяют социальное обслуживание как деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам (ст. 3), а также дает перечень критериев (обстоятельств), при наличии которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании (ст. 15). Среди прочих, к таким обстоятельствам, в частности, относится полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
Закон о социальном обслуживании 2013 г. является рамочным законом, который устанавливает основы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, а также осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания. Федеральный закон конкретизирует полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. При этом, на уровне Федерации значительное число норм носят рекомендательный характер, реализация которых осуществляется путем принятия законодательства в субъектах Российской Федерации.
Рис. 1. Сравнительный анализ полномочий федеральных и региональных органов государственной власти
Рассмотрим, каким образом проходит реализация положений Закона о социальном обслуживании 2013 г. и насколько проявляется указанная дифференциация в Краснодарском крае и Республике Адыгея. В каждом из указанных субъектов в развитие федерального законодательства были приняты региональные Законы о социальном обслуживании: Закон Краснодарского края от 05 ноября 2014 г. № 3051-КЗ «О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края» [6] и Закон Республики Адыгея от 30 июля 2014 года № 332 «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан» [7].
В указанных нормативных правовых актах, рассматриваемые субъекты РФ определяют полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти в регионе; перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг; размер предельной величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг для предоставления социальных услуг бесплатно.
Рис. 2. Сравнительный анализ положений регионального законодательства
Из приведенного выше сравнительного анализа, можно сделать вывод о том, что категории граждан, которым федеральное законодательство устанавливает право бесплатного получения услуг, продублированы в региональном законодательстве.
Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона, размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно должен устанавливаться законами субъектов РФ. На федеральном уровне установлен только ограничительный порог такого размера — не ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп. Анализ указанного регионального законодательства подтвердил, что ни один из рассматриваемых субъектов РФ не предусматривает превышения этого минимального порога.
Рис. 3 Сравнительный анализ величин прожиточного минимума за III квартал 2020 г.
Из приведенных данных по величине прожиточного минимума, можно сделать вывод, что даже между соседними регионами суммы прожиточных минимумов отличаются, а в масштабах всей страны, эта разница ещё заметнее. Такой подход законодателя противоречит ст. 19 Конституции РФ, согласно которой гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо места жительства и других обстоятельств [1].
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL.: http://www.pravo.gov.ru (18.12.2020).
- Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/ (18.12.2020).
- Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т. Л. Адриановская, И. В. Карданова. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 455 c.
- Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ (18.12.2020).
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (18.12.2020).
- Закон Краснодарского края от 05 ноября 2014 г. № 3051-КЗ «О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края» // Официальный сайт администрации Краснодарского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://admkrai.krasnodar.ru (17.12.2020).
- Закон Республики Адыгея от 30 июля 2014 года № 332 «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: Российская Газета официальный сайт https://rg.ru/2014/09/15/adigeya-zakon332-reg-dok.html (18.12.2020).