Библиографическое описание:

Кахарова Д. С. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 1-8.

Своевременность: В данной статье даны сведения, позволяющие определить профессиональную направленность учеников, нуждающихся специальной помощи, их отношение к труду, интересы по наукам.

Методика: Определение профессионального направления учеников, нуждающихся специальной помощи, их научных интересов раскрывается на основе исследования.

Вывод. Раскрывая с научной точки зрения психологические, педагогические стороны инклюзивного образования учеников нуждающихся специальной помощи, с ограниченной возможностью, доказывается, что инклюзивное образование является важнейшим средством развития научных интересов учеников, любви к овладению профессией, воспитанию качеств человеколюбия.

Социальные, политические, экономические, культурные преобразования, проводимые в нашей стране ставят перед обществом в приоритетном в государственном строительстве системе непрерывного образования задачи обновления образования, воспитания современного подрастающего поколения, отвечающего требованиям современности, внедрение в их разум идеи независимости, самостоятельности.

23 статье Закона об образование гласящая, «Создании специализированных образовательных институтов для обучения и воспитания детей и подростков с физическими или психологическими отклонениями, а также детей и подростков нуждающихся в длительном лечении» свидетельствует о человеколюбии нашего общества [5].

Как отдельно отличал наш президент И. А. Каримов «Каждый человек нашего общества, с подросткового возраст должен находить свое достойное место. В противном случае это может привести к плохим последствием, в отдельных случаях к тяжелым трагедиям, даже стать причиной социальных потрясений. Не нахождения свою места в жизни, в семье, в обществе молодых парней и девушек приводит к патере в обществе своей ценности. Человек не имеющий своей ценности и гордости встречает в жизни много препятствий, предаётся отрицательному влиянию, быстро приходит к падению как личность» [6].

На самом деле великий учёный физиолог И. П. Павлов говорил, что «каждая личность является неповторимым темпераментом». О том, что каждый человек имеет себя присущие возможности и что на это надо серьёзно обратить внимание выражали свои мысле-выдающиеся Восточные мыслители: Ибн Сино, Фаробий, Беруний, Мирзо Улугбек, Юсуф Хос Хожиб. Например можно привести мудрые изречения: Юсуфа Хос Хожиба «Там где учеба. Там будет высота, там «где знание, там будет величие», Мирзо Улугбека «Если твои знания пригодились к работе в свое время, то развивай свои знания с ёще большим упорством», А.Авлоний «Воспитание является проблемой жизни или смерти, надежды или трагедии счастья или несчастья». Для воспитания личности ребёнка надо в первую очередь для обеспечения ему входа «в неповторимый мир» составить соответствующий воспитательный план и применить его. Это добивается при помощи психодиагностических (тренинг, диагностика, психотерапевтические беседы, интервью, метод анкетирования, метод тестирования) и педагогических методов специальной психической вспомогательной системы, которая всесторонне развивает ребёнка, учит его мыслить, даёт возможность постепенно развивать талант ребёнка.

В целях всесторонне и полностью обучить юношей и девушек инвалидов Министерство Народного образования нашей страны совместно с Международными организациями по этапной развивает различные проекты инклюзивной системы образования. Инклюзивное образование-это индивидуальное и изменяющая в связи с условиями с добротой относящееся к детям нуждающимся специальной помощи, о система образования. Эта работа для простых нормальных ребят выполняется в семье и учебных заведениях. Инклюзивное — собранное, означает привлечение, то есть получение ребятами с физическими и психическими недугами образования совместно с нормально развитыми сверстниками. Инклюзивное образование применяется в условиях средней школы, средне-специальной средней — специальной школы, в семье.

В республике восемнадцать тысяч учеников с ограниченной возможностью обучаются в специализированы учебных заведениях, десять тысяч обучаются дома, а тридцать тысяч учеников посещают общеобразовательные школы. Значит существует необходимость инклюзивного образования. В частности в средний школы № 9 города Хивы есть инклюзивные классы для детей с недугами опорно-двигательного аппарата. Ещё в средней школе № 12 Избосканского района Андижанской области дети с ограниченной возможностью имеют возможность обучаться со здоровыми сверстниками. Такие ученики получают специальные нормативные компьютеры для обучения. Такую же компьютерную технику используют слепые ученики школ-интернатов городов Ташкента, Андижана и Карши [4].

На данный момент в стране осуществляют деятельность 88 специализированных школ-интернатов, которые разделены на 8-видов: глухие дети; слабослышащие дети; дети с недугом опорно-двигательного аппарата (сколиоз), дети со слабо развитой психикой, умственно отсталые дети, дети с тяжелым недугом речи этого вида специализированы школах-интернатах и даже не только обучение и воспитание, но и коррекция, оздоровление детей и даже инклюзивное обучение в общеобразовательных школах не до конца исследовано; слепые дети; слабовидящие дети. Воспитательная среда вокруг детей инвалидов нуждающихся помощи постоянно должна быть хорошей в тоже время должна постоянно быть под контролем взрослых. Надо постоянно иметь в виду, что если у детей имеется недуг в определенной части тела, то другое свойство будет сильное развито, чем у здоровых детей. У слепых детей может сильно развит слух, у детей больных сколиозом сильно развито усидчивость. Значит если постоянно иметь в виду это состояние в воспитательном и образовательном процессе, их физические и психологические недостатки восполняется другим местом. Если использовать это состояние широко, то в воспитании и образовании можно добиться хороших результатов. Г. Б. Шоумаров, Ш. Р. Баротов, В. С. Рахмонова, М. Ф. Хакимова, С. Г. Ким, Л. Ш. Нурмухаммедова вели исследовательскую работу по изучению образовательного, воспитательного процесса детей — инвалидов, психологических и педагогических свойств воспитания детей инвалидов в семье, раскрыли теоретические и практические особенности психокоррекционные методов, дали ценные советы по воспитательному процессу. Созданием в учебных заведениях психологической службы было выполнена важная задача по охвату поступивших в академические лицеи и профессиональные колледжи выпускников 9-ых классов. Целью профессиональной направленности учеников является осознанная молодым поколением подготовка к выбору профессии, этот процессе заключается в формированных подростка в качестве субъекта профессиональной деятельности, и помогает ему приспосабливаться реалиям рыночной экономики. Трудовая деятельность в большой степени связано с профессиональным мастерством и этот фактор является решающим в достижении совершенства. Для полного удовлетворения трудового интереса молода парень и девушка должны ответить на вопросы о своем месте в социально трудовом распределении, какой вклад он или она внесли в социальное развития общества и на вопрос кто я.

На учеников с ограниченными возможностям нуждающимся в помощи обучающихся в семье, школе — интернате, в общеобразовательной школе в вопрос выбора профессии оказывают влияния различные факторы.

Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на учеников в выборе профессии.

В этом процессе основная обязанность лежит на направителе по профессии (методисте) и на практике-психологе. Они в свою очередь организуют деятельность остальных различных факторов, оказывающих влияние на выбор и подготовку к профессии учеников.

Руководство школы, классный руководитель, психолог, дефектолог, врач, преподаватель по труду, вожатый, руководитель кружка, библиотекарь, члены семьи, представители махали должны постоянно вести совместную работу. Результаты проведённой работы должны постоянно анализироваться совместно с психологом. Для осмысления профессиональной пригодности учеников создаются соответствующие условия структура.

Профессиональной направленное детей с ограниченными возможностями формируется поэтапно.

Рис. 2. Система профессиональной направленности учеников.

На этих этапах ребятам даются советы и сведения по овладению профессией.

Этапы системы профессию полный направленности учеников и поручения и задачи можно показать в виде таблицы.

Таблица 1

Этапы системы профессиональной направленности и анализ выполняемых поручений и задач

Этапы

Структурное строение профессионального направления

I

Профессиональная информация и просвещении

-Список экономических и социальных профессии;

—Карта расположения территориальных академических лицеев и профессиональных колледжей;

—Информация о подготовительных направлениях академических лицеев и профессиональных колледжей.

II

Профессиональный диагноз и советы

-Педагогическая и психологическая карта профессиональной направленности учеников;

—Психологические методы по определений интересов учеников к профессии, его совместимость к данной профессии.

III

Профессиональный выбор

-Процесс выбора профессиональной направленности на основе квалификационных требований предъявляемых личности во время овладения профессией;

—Выбирается профессиональное направление психофизиологические качествам личности.

IV

Профессиональная совместимость

Во время процесса овладения профессии учитываются биологически и психофизиологические свойства каждого ученика.

Самый важным для учеников является стремления к совершенству с моральной точки зрения. Потому что отношение к событию возникает через сильное внутреннее стремление. Профессиональных направленность учеников начинается с первого дня посещения учебного заведения.

Например, проводятся интересные беседы по профессиям, где задаются вопросы о профессиях родителей и близких людей. С целью определение у учеников с ограниченной возможностью к склонности к профессии связанной с интересом к предмету предлагаются удобные по применению методики. «Анкеты по интересам» и предложенный Е. А. Климовым «Дифференциальный диагностический опросник». Во время исследования активная деятельность выпускников 9-го класса по интересующему предмету, показывает склонность выпускников данной профессии.

Результаты проведённых психодиагностических методик приведены в диаграмме и таблицах.

Таблица 2

Информация выбора профессиональной направленности и предмета учеников

Предметы

Количество учеников

%

профессиональной направленности колледжей и лицеи

Количество учеников

%

1

Физика

108

4,5

4-выпуск Академический лицей БухГУ

58

2,9

2

Математика

234

9,8

Экономика и банковская

128

6,5

3

Химия

320

13,4

Нефть и газ

91

4,6

4

Биология

137

5,7

Педагогика

250

12,6

5

География

98

9,3

Строительная и национальной

205

10,4

6

Английский язык

223

9,3

Мед

367

18,6

7

Труд

254

10,6

Туризм

86

4,3

8

Родной язык

236

9,9

Автодорожная

194

9,8

9

Литература

167

7

Банк

107

5,4

10

Экономика

117

4,9

Культура

214

10,8

11

Правоведения

124

5,2

Промышленность и транспорт

84

4,2

12

История

120

5

Информационная технология

110

5,5

13

Информатика

245

10,2

Юридическое обслуживание

77

3,9

Итого

2383

1971

По таблице видно, что ученики интересуются такими науками как химия, физика, английский язык, труд, родной язык, информатика и выразили продолжить учёбу в медицине педагогической направлении, направления промышленной и транспорта.

1 — рисунок. Диаграмма определения интереса учеников к наукам. Проведенные исследования показали, что эффективность инклюзивного обучения развила интерес у учеников к таким предметам как химия, английский язык, математика, труд, информатика, родной язык.

2 — рисунок. Определение профессиональной направленности учеников.

Кроме этого были определены сведения о том, в каких профессиональных колледжах продолжили учебу выпускники 9-классов. Диаграмма (3-рисунок) показал, что большинство выпускников выбрали колледжи медицинский педагогический, строительный и местного зодчества. Через обоснование с научной точки зрение педагогических и психологических сторон инклюзивного обучения мы можем сделать вывод что инклюзивное обучения является важнейшем средством развития у учеников нуждающихся в специальной помощи интереса к науке, к труду, развития личностных качеств трудолюбия и человеколюбия. Для укрепления фундамента независимости и превращения Узбекистана в великое государство надо дать правильное направление образовательно-воспитательному процессу подрастающего поколения, надо знакомить молодежь современными победами в науке, культуре, в технологии. Потому что судьбу развития определяют морально устойчивые, сильные волей, духом, современно мыслящие, владеющие любимой профессией, совершенные личности.

Литература:

1.         И. А. Каримов. “Юксак маънавият енгилмас куч”. Маънавият нашриёти.—Т: 2008й.

2.         И. А. Каримов ”Баркамол авлод орзуси” -Т.: 1998й.

3.         Тарбия. Ота-оналар ва мураббийлар учун энциклопедия. Ўзбекистон миллий энциклопедияси Давлат илмий нашриёти.- Т.: 2010 й.

4.         www.turkiston.uz «Туркистон» газетаси 2012 йил 7 январ. 1-сони.

5.         Ўзбекистон Республикасининг “Таълим тў?рисидаги ?онуни//Баркамол авлод-Ўзбекистон тара??иётининг пойдевори. –Тошкент. 1997. 26 бет.

6.         И.А.Каримов “Жамиятиз мафкураси хал?ни –хал?, миллатни-миллат ?илишга хизмат этсин.” “Тафаккур” журнали.-Тошкент.-1998. 2-сон

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle