Библиографическое описание:

Федулов И. С. Особенности волевой активности в различных видах спортивной деятельности [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 116-121.

Исследование в изучение человека как субъекта активной деятельности в последние годы становится одним из приоритетных направлений отечественной психологии (К. А. Абульханова, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, Б. А. Вяткин, И. А. Джидарьян, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский и др.). Спорт в этом отношении не является исключением.

Как в общей, так и в спортивной психологии проблема воли, волевых качеств и волевых усилий изучена достаточно широко (А. Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, Н. Д. Левитов, В. С. Мерлин, В. К. Калин, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, В. А. Крутецкий, В. А. Иванников, Е. П. Щербакоо и др.). При этом общая волевая активность в спорте как системное образование, ее структура и детерминанты, особенности в различных видах спорта изучены недостаточно полно. Поэтому в настоящее время, в связи с ростом профессионализации спорта высших достижений и наступающим ренессансом массового и юношеского спорта, изучение психологических основ процесса развития волевой активности, основ процесса волевой подготовки спортсменов по различным видам спорта с учетом их индивидуальности и спортивной специализации является важной научно-исследовательской задачей [1;3; 4].

Анализ различных подходов к изучению воли в психологии позволяет рассмотреть многообразные проявления воли, ее связь с индивидуально-психологическими особенностями человека [2]. Отмечается, что одним из важных результатов полученных в исследовании онтогенеза волевой регуляции, является установление связи междуразвитием воли и развитием мотивационной сферы личности, зависимости эффективности волевой регуляции действия от силы стоящих за ним мотивов (В. К. Калин, 1968; В. К. Котырло, 1971; А. И. Высоцкий, 1983; В. А. Иванников, 1998) [3; 4].

Ю. Я. Горбуновым изучался стиль волевой активности у школьников-спортсменов вне зависимости от того, каким видом спорта они занимались. Были выявлены различные стили волевой активности, соответствующие основным функциям воли: побуждающий, регулирующий и сдерживающий. Установлено, что стили волевой активности, опосредуя взаимосвязи свойств нервной системы и личности (природного и социального в человеке), способствуют наиболее целесообразному приспособлению к условиям спортивной деятельности [3]. В данном исследовании волевая активность спортсменов рассматривается с позиции теории интегральной индивидуальности как системное образование, разноуровневое и многокомпонентное. Результаты, свидетельствуют о том, что спортсмены различных групп видов спорта существенно отличаются между собой по ряду изучавшихся проявлений волевой активности. Спортсмены скоростно-силовых видов (бокс, борьба) уступают по уровню развития волевых качеств группе спортсменов игровых видов спорта (футбол, хоккей), а также потребности в достижении успеха и потребности в борьбе [3].

По показателям уровня развития волевых качеств спортсмены игровых видов спорта опережают и две другие группы — спортсменов сложнокоординационных видов спорта (акробатика, спортивная гимнастика) и «на выносливость» (лыжные гонки, легкая атлетика — стайерский бег). Различия проявились в том, что, если спортсмены игровых видов спорта отличаются большей потребностью в достижении успеха.

Более детальный анализ психологических характеристик личности спортсменов показал, что в структуре волевой активности представителей игровых видов спорта следует выделить в качестве ведущих потребность в достижении успеха и потребность в борьбе. Причем, с этими потребностями практически в равной степени коррелируют все исследуемые параметры личности.

Исходя из анализа, приведенного здесь эмпирического исследования, формирование таких волевых качеств личности как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, инициативность и самостоятельность, которые обеспечивают достижение высоких результатов в разных видах спорта, является залогом спортивных достижений и во многом зависит от организации тренировочного процесса, что особенно важно в работе с возрастной группой подростков.

В рамках нашего пилотажного исследования выявляласьвозрастная специфика волевой активности подростков в игровых видах спорта. В исследовании приняли участие 20 подростков 11–14 лет, занимающихся футболом. Для обследования им был предъявлен опросник по выявлению волевых качеств личности Стреляу-Вяткина, с помощью которого определялись такие показатели личности как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, инициативность и самостоятельность, а также потребность в достижении успеха, потребность в борьбе. Оценка этих качеств производилась по пятибалльной шкале. Результаты ответов представлены в двух вариантах: в самооценке спортсменов и в экспертной оценке. В качестве эксперта выступил тренер спортивной футбольной команды подростков.

Из анализа результатов опроса следует, что подростки 11–14 лет оценивают как наиболее высоко развитые у них качества: решительность и смелость (82 балла), а также настойчивость и упорство (80 баллов). А как наименее развитые — выдержку и самообладание (73 балла). Данный результат вполне соответствует возрастным особенностям подросткового возраста: проявления сдержанности и самоконтроля не являются характерными для них, также как проявления инициативности и самостоятельности (76 баллов) и, связанного с ними целеполагания (78 баллов). Это дает нам основания предположить, что осознание подростками своей недостаточно развитой самостоятельности предоставляет достаточно широкие возможности тренерам влиять на формирование этих и других личностно-волевых качеств спортсменов данной возрастной группы. С этим результатом хорошо коррелирует более высокий показатель «потребность в борьбе» (82 балла), по сравнению с потребностью у подростков в достижении успеха, нацеленности на результат.

Таблица 1

Структуры волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся игровыми видами спорта (футболом). Самооценка

Оценка волевой активности подростков, данная экспертом, в качестве которого выступил тренер, демонстрирует несколько иную картину (таблица 2).

Таблица 2

Структуры волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся игровыми видами спорта (футболом). Экспертная оценка

Во-первых, следует отметить, что по всем исследуемым параметрам результаты экспертных оценок оказались ниже. Поскольку тренер подростковой футбольной команды является достаточно грамотным и опытным специалистом, то его оценкам мы имеем право больше доверять. А потому можем утверждать, что подростки свои оценки завысили, что также нормально соотносится с возрастными особенности данной группы испытуемых.

Во-вторых, по мнению эксперта, данная группа подростков в равной степени проявляют как «потребность в успехе (77 баллов)», так и «потребность в борьбе» (77 баллов). Среди личностно-волевых особенностей спортсменов подросткового возраста эксперт отмечает в качестве наиболее развитых «решительность и смелость» (75 баллов) и, практически на том же уровне, «целеустремленность», «настойчивость и упорство». Низкие значения получено по показателям «инициативность и самостоятельность» (71 балл) и «выдержка и самообладание». Таким образом, основные возрастные характеристики подростков проявились и нашли свое подтверждение и в результатах оценки эксперта по личностно-волевым качествам подростков, занимающихся игровыми видами спортивной деятельности.

Заключение

По итогам проведенного нами исследования по проблеме особенностей волевой активности в разных видах спортивной деятельности, взятой в возрастном аспекте (подростки 11–14 лет), можно сделать следующие выводы:

1.                 Исследование возрастных особенностей проявления волевой активности подростков показало, что картина потребностей в основном совпадает с общими представлениями о специфике волевой активности в различных видах спортивной деятельности. В репертуаре личностно-волевых качеств подростков, занимающихся игровыми видами спорта, присутствуют все необходимые качества, которые связывают с возможностью достижения высоких спортивных результатов. Однако уровень развития исследуемых личностных параметров у подростков требует дополнительной работы тренера.

2.                 С практической точки зрения, результаты нашего исследования позволяют предполагать, что отсутствие принципиальных расхождений в оценках волевой активности подростков, данных самими подростками и их тренером, создает благоприятные условия для педагогических воздействий тренера на формирование личности спортсмена, а также на формирование мотивации достижения, что особенно важно в достижении результата в командных видах спорта.

Литература:

1.                 Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры. // Е. П. Ильин: — 2-е изд. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 с.

2.                 Пуни А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // А. Ц. Пуни:- Психология и современный спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1993.

3.                 Самулкин С. Я. Горбунов Ю. Я. статья «Особенности структуры волевой активности в различных видах спорта» /// журнал «Теория и практика физической культуры» № 2–2005г. с. 25

4.                 Чикова О. М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена: Учебное пособие для училищ Олимпийского резерва. — Мн.: ИПП Госэкономплана РБ. 1993. — 76 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle