Библиографическое описание:

Базаркина И. Н. Личностные ресурсы и паттерны поведения этнических армян в критических ситуациях в юношеском и зрелом возрастах [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 32-39.

В данных научных тезисах анализируется взаимосвязь личностного потенциала и психоповеденческого совладания со стрессом в ситуациях психосоциального напряжения жителей города Ереван (Армения). Рассмотрены разнообразные личностные психологические ресурсы (активность, жизнестойкость, оптимизм и мн. др.) во взаимосоотношении с копинг-стратегиями этнических армян юношеского и зрелого возраста.

Ключевые слова. Юность, молодость, зрелость, студенты, этнические армяне, Ереван, Армения, армянский народ, самореализация, смысложизненные ориентации личности, оптимизм, активность, жизнестойкость, вовлечённость, контроль, принятие риска, культурно-исторические традиции, совладающее поведение, личностные ресурсы критическая ситуация.


Одним из основных научных результатов представленного в настоящей статье психологического исследования стало выявление взаимосвязи специфических экзистенциальных атрибуций личности с особенностями личностных ресурсов совладания с критическими ситуациями и со спецификой стрессоустойчивости у этнических армян юношеского (молодого) и зрелого (взрослого) возрастов.

Социальная выборка исследования. В исследовании приняли участие армянские по этнонациональной принадлежности жители города Ереван (Республика Армения) в возрасте от 17 до 50 лет. Было обследовано 90 армян, из них общую выборку составили, — 45 испытуемых юношеского возраста, — возрастные рамки от 17 до 23 лет, и 45 респондентов зрелого (среднего) возраста, — возрастные рамки от 30 до 50 лет. Первая возрастная группа (1-я подгруппа) общей выборки: респонденты от 17 до 23 лет, — студенты различных вузов, расположенных в Ереване. Вторая возрастная группа (2-я подгруппа) общей выборки: респонденты в возрасте от 30 до 50 лет, не являющиеся студентами.

Эмпирическими базами исследования в городе Ереван выступили такие разносторонние ВУЗы как: Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна и Ереванский государственный университет.

Исследование паттернов поведения и личностных ресурсов, необходимых для преодоления критических ситуаций, осуществлялось нами с помощью следующих психодиагностических тестовых методик: 1) опросник способов совладанияОСС (авторы: R. Lasarus, S. Folkman, адаптация Т. Л. Крюковой и Е. В. Куфтяк); 2) тест жизнестойкости (автор — С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой); 3) тест смысложизненных ориентацийСЖО (адаптированная Д. А. Леонтьевым версия Purpose-in-Life Test (PIL) D. Crumbaugh, L. Maholick); 4) шкала экзистенцииШЭ (авторы: А. Лэнгле, К. Орглер, адаптация С. В. Кривцовой); 5) сокращённый вариант самоактуализационного тестаСАТ (адаптированная Ю. Е. Алёшиной, Л. Я. Гозманом, М. В. Загика, М. В. Крозом версия Personal Orientation Inventory (POI) Э. Шострома) [1, 2, 3, 5].

Мы обнаружили в полученных данных значимые взаимосвязи, для математического выявления и уточнения которых, в исследуемых нами возрастных группах общей выборки жителей Еревана, был применён коэффициент корреляции Пирсона. Мы приводим анализ только достоверных показателей по всем исследуемым аспектам (р ≤ 0,05).

Представляем здесь наиболее интересные результаты исследования нашей ереванской выборки по указанным выше тестовым психодиагностическим методикам и приводим нашу интерпретацию полученных данных.

  1. По методике «Опросник способов совладания» (ОСС), мы выявили, что для испытуемых двух возрастных групп из ереванской выборки в большей степени характерны следующие способы совладания: положительная переоценка, самоконтроль, принятие ответственности, планирование решения и социальная поддержка (см. гистограмму № 1).

При этом у ереванских испытуемых юношеского возраста наименее выражены, в последовательном перечислении, стратегии бегства и избегания, конфронтации, социальной поддержки и дистанцирования; у опрашиваемых ереванцев зрелого возраста меньшую выраженность имеют, в последовательном перечислении, стратегии бегства и избегания, конфронтации и дистанцирования (см. гистограмму № 1).

Для юношей и девушек из ереванских вузов в большей степени характерны такие стратегии как положительная переоценка, самоконтроль, принятие ответственности, планирование решения; у респондентов зрелого возраста из Еревана преобладают: самоконтроль, положительная переоценка, принятие ответственности, планирование решения и социальная поддержка (см. гистограмму № 1).

Рис. 1. «Результаты исследования ереванцев двух возрастных групп по методике «Опросник способов совладания»».


  1. По методике «Тест жизнестойкости», исследование личностных ресурсов, необходимых для преодоления трудных жизненных ситуаций у опрошенных нами респондентов из Еревана, являющихся представителями двух различных возрастных групп, выявило следующее.

Выраженность такого компонента жизнестойкости и психологического ресурса как «вовлечённость» у респондентов обеих возрастных групп из Еревана оказалась заметно выше, нежели чем другие основные показатели жизнестойкости (см. гистограмму № 2). У ереванских студентов и лиц зрелого возраста показатель вовлечённости значимо высок (р ≤ 0,05). Отметим, что у юношей и девушек из ереванской выборки данный компонент выражен чуть-чуть больше, нежели чем у респондентов более старшего возраста (см. гистограмму № 2).

Выраженность такого элемента жизнестойкости как «контроль» у респондентов обеих возрастных групп из Еревана имеется на среднем уровне, с тенденцией к высокому, и занимает вторую позицию по степени выраженности. Интересно отметить, что выраженность контроля, как составляющей жизнестойкости у армян юношеского возраста несколько сильнее, чем у армян зрелого возраста (см. гистограмму № 2).

Такой компонент жизнестойкости как «принятие риска» также относится к основным компонентам жизнестойкости. Данный компонент в нашем исследовании наименее выражен у респондентов обеих возрастных групп из ереванской выборки (см. гистограмму № 2). Отметим, что у юношеской части выборки этот компонент выражен немного более явно.

Рис. 2. «Результаты исследования ереванцев двух возрастных групп по методике «Тест жизнестойкости» по компонентам: «вовлечённость», «контроль», «принятие риска»».


Использованный нами вариант теста жизнестойкости, помимо прочего предусматривает градацию ответов респондентов по таким параметрам как «оптимизм» и «активность» (см. гистограмму № 3). Оптимизм предполагает предрасположенность человека к тому, чтобы верить в свои силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей. Для пессимистов свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, стремление избегать широких социальных контактов. Под активностью в данном контексте понимается энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к риску. Пассивность в этом контексте проявляется в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и нежелании что-либо делать [2,5].

Показатели оптимизма и активности отличаются у респондентов-армян в зависимости от возрастной группы, но эти различия статистически не значимы (см. гистограмму № 3). Проявления активности у ереванских студентов закономерно выше, нежели чем у лиц зрелого возраста (см. гистограмму № 3). Следует отметить, что у юношей и девушек из Еревана на уровне тенденции обнаружена склонность к так называемому оптимистичному реализму (см. гистограмму № 3). Ереванцам зрелого возраста, при достаточно высокой активности характерно явно выраженное проявление оптимизма (см. гистограмму № 3). Это может свидетельствовать о позитивном настрое зрелых ереванцев на будущее, об их жизнерадостности, бодрости, низкой подверженности плохому настроению. Такие люди в трудных ситуациях используют продуктивные проблемно-ориентированные стратегии преодоления стресса, что подтверждает и наше исследование [1,2,5].

Рис. 3. «Результаты исследования ереванцев двух возрастных групп по методике «Тест жизнестойкости» по параметрам: «активность», «оптимизм»».


Использованная нами модификация теста жизнестойкости предполагает соотнесение полученных базовых результатов по двум субшкалам, — «оптимизм» и «активность» с общетестовой координатной моделью, где каждому из основополагающих вариантов проявлений жизнестойкости соответствует определённый тип личности — «реалист», «энтузиаст», «негативист», «жертва» и «лентяй» [5]. Обработка полученных данных показала, что обследованных нами респондентов обеих возрастных групп из Еревана можно отнести к реалистам. Этому типу людей свойственно по большей части довольствоваться тем, что они имеют. Как правило, это свидетельствует об устойчивости к стрессу и критическим ситуациям в целом [5].

В целом, суммарный показатель жизнестойкости в высокой степени выражен у юношей и девушек из Еревана (см. гистограмму № 4). Если оценивать суммарно все три основополагающих компонента жизнестойкости (вовлечённость, контроль, принятие риска) у обследованных нами респондентов-армян, то можно сделать вывод о том, что у молодых людей из ереванской выборки комплексный показатель жизнестойкости выражен значимо сильнее, чем у респондентов зрелого возраста (р ≤ 0,05), хотя и у опрошенных лиц зрелого возраста из Еревана данный показатель достаточно высок (см. гистограмму № 4).

Рис. 3. «Результаты исследования ереванцев по методике «Тест жизнестойкости» по возрастным категориям: «юность (молодость)", «зрелость»».


  1. По методике «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) наше исследование показало следующие интересные данные, исходя из того, что данная методика позволяет оценить субъективное понимание личностью смысла своей жизни через выраженность целого ряда факторов.

Показатели смысложизненных ориентаций испытуемых города Еревана несколько выше среднего уровня (см. гистограмму № 5), имеющего место по данному тесту. Такие позитивные результаты оценки ереванцами своей жизни, объясняются, по-видимому, прежде всего, тем, что все наши респонденты находятся в активной, с позиций выполнения какой-либо деятельности, возрастной фазе. Все опрошенные имеют работу и живут в столице своей страны, в большом городе, полном разных возможностей для широкого спектра осуществления жизнедеятельности.

Совокупный результат, показывающий уровень жизнестойкости по данной методике (см. гистограмму № 5), складывается из таких содержательных параметров этой методики, названия которых объективно говорят сами за себя, как: а) наличие целей в жизни; б) процесс жизни, интерес к жизни и эмоциональная насыщенность жизни; в) результативность жизни и удовлетворённость самореализацией; г) локус контроля «Я» (оценка себя, самоконтроль, оценка своих жизненных сил); д) локус контроля своей жизни, управление своей жизнью (оценка своей способности влиять на происходящие события, выраженность чувства «хозяина своей жизни»).

Рис. 5. «Результаты исследования ереванцев по методике «Тест смысложизненных ориентаций» по возрастным категориям: «юность (молодость)", «зрелость»».


  1. По методике «Шкала экзистенции»ШЭ, мы получили следующие показательные данные на фоне того, что полученные результаты по методике ШЭ содержательно дополняют данные исследования по тесту СЖО, приведённые выше.

По шкале экзистенции, показывающей субъективную оценку респондентами того, насколько осмысленно они живут, соответствуют ли их личностной сущности их решения и поступки, мы обнаружили, что у респондентов-ереванцев рассматриваемый показатель, в общем и целом, не высок. При этом, в нашей общей выборке жителей Еревана данный суммарный показатель значимо не отличается от умеренного (среднего) уровня по данному тесту (см. гистограмму № 6).

Можно говорить о том, что субъективное ощущение того, насколько конструктивно человек может обходиться со своими проблемами, решать их, быть самим собой, несмотря на особенности своей психодинамики и жизненные обстоятельства, у наших армянских респондентов выражено в целом достаточно значимо (р ≤ 0,05).

Не низкий «усреднённый» показатель по методике ШЭ, по обеим возрастным группам выборки ереванцев совокупно (см. гистограмму № 6), может объясняться, в частности, тем, что уровень жизни в Ереване довольно-таки высок, так как этот город — столица Армении. Конечно, наполненность и осмысленность жизни напрямую не зависят от материального положения, но стоит отметить, что вопросы экзистенциального характера в большей степени актуализируются после удовлетворения основных жизненных потребностей. Мы также предполагаем, что респонденты из Еревана, будучи столичными жителями, с известной выраженной культурно ориентацией на европейский образ жизни, весьма демократичны во взаимоотношениях и либеральны в оценке своей жизнедеятельности.

ШЭ представляет собой тест, по которому испытуемый оценивает себя и свою нынешнюю жизнь по разнообразным внутриличностным и психосоциальным аспектам. Итоговый показатель так называемой общей экзистенциальной исполненности — это сумма промежуточных показателей по четырём субшкалам: самодистанцирование, самотрансценденция, свобода и ответственность. Из приведённого смыслового содержания становится ясно то, почему итоговый показатель общей экзистенциальной исполненности выше у зрелой части нашей ереванской выборки (см. гистограмму № 6).

Рис. 6. «Результаты исследования ереванцев по методике «Шкала экзистенции» по возрастным категориям: «юность (молодость)", «зрелость»».


  1. По методике «Самоактуализационный тестСАТ (сокращённый вариант)» мы получили следующие информационные данные, в которых выявили описанные ниже взаимосвязи и созависимости.

Шкала «самопринятие» в методике САТ показывает степень принятия человеком себя самого таким, какой он есть, вне зависимости от оценки им своих достоинств и недостатков. Высокие показатели по данной шкале выявлены у всех наших респондентов-ереванцев (см. гистограмму № 7). Зафиксированные различия уровня показателей нашей общей ереванской выборки со средней степенью выраженности данных показателей, имеющейся по данному тесту, — значимы (р ≤ 0,05). Наряду с этим, в контексте степени выраженности самопринятия у респондентов-ереванцев разных возрастных подгрупп существенной статистически значимой разницы не выявлено, хотя у подгруппы зрелого возраста есть тенденция к более высокому уровню самоуважения. Это позволяет утверждать то, что армяне-ереванцы юношеского и зрелого возрастов в целом весьма лояльны по отношению к самим себе. В целом высокие показатели по шкале самопринятия у молодых и зрелых ереванцев (см. гистограмму № 7) могут объясняться особенностями Еревана как столицы Армении, — в культурном плане современного крупного европеизированного города.

По шкале «самоуважение», в методике САТ показывающей способность и желание субъекта ценить свои достоинства, свои положительные свойства характера, уважать себя за них, наша ереванская выборка в целом также показала довольно высокий результат (см. гистограмму № 7). В целом, по шкале самоуважения в ответах наших респондентов-армян обеих возрастных групп сохраняются те же тенденции, что и в показателях по шкале самопринятия. А именно, при, в общем, высоком уровне самоуважения по всей выборке, в степени выраженности самоуважения у ереванцев из двух исследуемых возрастных подгрупп значимых различий не имеется (см. гистограмму № 7). При этом, несколько менее высокие показатели уровня самопринятия и самоуважения у респондентов юношеского возраста объясняются, согласно нашим представлениям, наличием в этом возрасте экзистенциального психологического кризиса самоидентичности, имеющего общекультурный нормативный характер.

Высокие баллы по шкале «представления о природе человека» (ПОП) по методике САТ свидетельствуют о склонности субъекта в целом позитивно воспринимать психосоциальную природу людей и не считать непреодолимыми, например, конвенциональные дихотомии мужественности/женственности, рациональности/эмоциональности и т. д. Отметим, что показатели шкалы ПОП по методике САТ статистически значимо различаются в обследованных нами возрастных подгруппах армян из Еревана (р ≤ 0,05). Ереванцы зрелого возраста, как люди, имеющие существенно больший жизненный опыт по сравнению с лицами юношеского возраста [4], не воспринимают окружающий мир как чёрно-белый, знают о том, что, как говорит современная народная пословица, «жизнь богаче наших планов» (см. гистограмму № 7).

Рис. 7. «Результаты исследования ереванцев двух возрастных групп по методике «Самоактуализационный тест» по возрастным категориям: «юность (молодость)", «зрелость»».


Проведённое исследование выявило наличие взаимосвязи выраженности разнообразных личностных ресурсов как комплексного фактора, влияющего на уровень стрессоустойчивости, с возрастом и социокультурными особенностями респондентов. Это позволяет заявлять о возможности использования полученных результатов в целях психологической профилактики и коррекции негативных тенденций личностного развития, особенно, — в юношеском возрасте.

По обобщённым результатам исследования, можно сделать следующие выводы.

  1. По методике опросник способов совладанияОСС (авторы: R. Lasarus, S. Folkman, адаптация Т. Л. Крюковой и Е. В. Куфтяк), мы отмечаем, что армяне, принадлежащие к обеим возрастным группам (юность, зрелость), в качестве стратегий совладания предпочитают положительную переоценку и самоконтроль (стремление контролировать ситуацию). У юношей и девушек из Армении также значимо выделяется принятие ответственности в качестве предпочитаемой стратегии совладания.

У всех респондентов из Армении в меньшей степени, по сравнению с другими копинг-стратегиями, выражены избегание (бегство), конфронтация и дистанцирование. Дистанцирование содержит когнитивные усилия отделения от ситуации и неадекватного уменьшения её значимости. В армянской выборке жителей Еревана, выявлены достоверные (р < 0,05) различия по параметру «дистанцирование» респондентов юношеского и зрелого возрастов: выраженность этой дезадаптивной копинг-стратегии у респондентов зрелого возраста существенно ниже по сравнению с группой юношей и девушек (57 % / 44 %).

  1. По методике тест жизнестойкости (автор — С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой), мы подчёркиваем, что жизнестойкость, как отмечают Д. А. Леонтьев и Е. И. Рассказова, представляет собой развивающуюся систему убеждений, состоящую из трёх сравнительно автономных компонентов: вовлечённость, контроль, принятие риска, суммарная выраженность которых способствует созданию собственного, уникального смысла взаимодействия с миром. Причём эти компоненты находятся в синергетическом взаимодействии, когда суммарный эффект превышает сумму эффектов каждого компонента в отдельности [2,5].

Такой личностный ресурс, как вовлечённость, показывает убеждённость респондентов в том, что их активное участие в происходящем даёт максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для себя [2,5]. Контроль, как личностный психологический ресурс, представляет собой убеждённость личности в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, даже если это не даёт гарантии успеха. Человек с сильно развитым компонентом контроля явственно ощущает то, что он сам выбирает свою деятельность и свой жизненный путь [2,5]. Принятие риска — это убеждённость человека в том, что всё случающееся с ним способствует его развитию за счёт знаний, извлекаемых из опыта, — как позитивного, так и негативного. Человек с высокими показателями по данному параметру, готов действовать при отсутствии гарантий успеха, на свой страх и риск [2,5].

Выраженность вовлечённости у армян обеих возрастных групп (юность, зрелость) из Еревана существенно выше, чем другие составляющие жизнестойкости (р < 0,01). Контроль у юношей и девушек из Армении связан с принятием риска (р ≤ 0,05).

В целом, для респондентов из Еревана как юношеского, так и зрелого возрастов, характерны средние показатели выраженности таких интегральных элементов жизнестойкости как оптимизм и активность.

В общем, респонденты-армяне вполне жизнестойкие и реалистичные.

  1. По методике тест смысложизненных ориентацийСЖО (адаптированная Д. А. Леонтьевым версия Purpose-in-Life Test (PIL) D. Crumbaugh, L. Maholick) мы получили следующие наиболее важные данные.

Показатели смысложизненных ориентаций всех испытуемых из Армении несколько выше среднего.

Наличие целей в жизни; интерес к жизни и эмоциональная насыщенность жизни; результативность жизни и удовлетворённость самореализацией, — все эти собственно смысложизненные ориентации у армян юношеского и зрелого возрастов из Еревана выражены положительно. Таким образом, эти респонденты в своих представлениях соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Они могут черпать смысл своей жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трёх составляющих).

Такие элементы осмысленности жизни и смысложизненные ориентации как: локус контроля «Я» (оценка себя, самоконтроль, оценка своих жизненных сил); и локус контроля своей жизни, управление своей жизнью (оценка своей способности влиять на происходящие события, выраженность чувства «я — хозяин своей жизни»), — у всех наших респондентов тоже выражены, в целом, позитивно.

Итак, в общем, армяне из Еревана юношеского и зрелого возрастов имеют средние, с тенденцией к высоким, показатели осмысленности жизни и обладают довольно-таки позитивными и продуктивными смысложизненными ориентациями.

  1. По методике шкала экзистенцииШЭ (авторы: А. Лэнгле, К. Орглер, адаптация С. В. Кривцовой) мы рассматривали нижеследующее.

В этом тесте речь идёт, в первую очередь, о субъективном восприятии личностью своих способностей и возможностей, которые в известной степени зависят от прошлого опыта и от того, насколько трудна актуальная жизненная ситуация человека.

Данный тест измеряет экзистенциальную исполненность, а, вернее, то, как она субъективно ощущается испытуемым. Экзистенциальная исполненность — это психологическое понятие, по смыслу и значению отражающее самооценку человеком качества своей жизни. Понятие исполненности — это эвдемоническое счастье — «счастье через достоинство», неотделимое от персональных убеждений и установок личности [1,2,3,5].

«Степень» или «уровень» экзистенциальной исполненности, проявляемый человеком, показывает, много ли осмысленного в его жизни, есть ли у него согласие с самим собою, соответствуют ли его сущности его решения и поступки, может ли он вносить хорошее, как он это понимает, в свою жизнь. Повторим, что речь идет не о том, как именно на самом деле живет человек, а о том, как он полагает, что он живет. Тест ШЭ отображает субъективную оценку человеком своей жизни.

Армяне ереванцы юношеского возраста не имеют сильно выраженных экзистенциальных личностных проявлений. В зрелом возрасте у армян ереванцев в заметно большей степени проявляются личностные ресурсы, связанные с экзистенциальным осмыслением жизни, — ощущение реализованности собственного потенциала, готовность воспринимать происходящее с точки зрения потенциального личностного роста. Личность зрелого по возрасту человека, обычно, свидетельствует о взвешенности и многогранности подхода человека к жизненным проблемам.

Уровень экзистенции ниже у армян-ереванцев юношеского возраста и выше у армян-ереванцев зрелого возраста. В сравнении со среднестатистическими показателями по тесту ШЭ армяне-ереванцы юношеского возраста имеют уровень экзистенциальной исполненности чуть ниже среднего, а армяне-ереванцы зрелого возраста имеют уровень экзистенциальной исполненности чуть выше среднего.

  1. По методике самоактуализационный тестСАТ, сокращённый вариант (адаптированная Ю. Е. Алёшиной, Л. Я. Гозманом, М. В. Загика, М. В. Крозом версия Personal Orientation Inventory (POI) Э. Шострома) мы получили следующие наиболее значимые данные.

Структурные содержательные особенности методики САТ позволяют использовать независимые друг от друга шкалы для исследования большого числа показателей. Исходя из задач исследования, мы использовали сокращённый вариант теста САТ: шкалу самопринятия, шкалу самоуважения и шкалу представлений о природе человека (поп), — что мы привели на гистограмме № 7.

Обе шкалы — «самопринятия» и «самоуважения» — являются дополняющими друг друга и представляют собою в методике САТ блок самовосприятия, характеризующий отношение респондентов к самим себе. При этом, не смотря на то, что, по сути вопроса, все показатели теста представляют собой субъективную оценку респондентами самих себя, шкала самопринятия показывает в известном смысле степень «любви» к себе, тогда как шкала самоуважения — степень социально-психологического «уважения» к себе. По шкале «самоуважение» человек проявляет меньшую субъективность при взгляде на себя, как бы «глядит на себя со стороны».

Высокие баллы по шкале «представления о природе человека» свидетельствуют о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать какие-либо различия людей антагонистическими и непреодолимыми.

В нашей армянской выборке ереванцев юношеского и зрелого возраста все указанные выше показатели по тесту САТ выражены на среднем уровне с тенденцией к высокому уровню. Наряду с этим, у армян-ереванцев зрелого возраста все описанные выше параметры по тесту САТ выражены в значимо более высокой степени, нежели чем у армян-ереванцев юношеского возраста.


Литература:

  1. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 200 с.

  2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб: Питер, 2009. –336 с.

  3. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. — Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. — 344 с.

  4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. М. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 464 с.

  5. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle