Библиографическое описание:

Канаева Н. А. К проблеме становления профессионала [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 102-104.

Изучение профессиональной идентичности на сегодняшний день является одной из актуальных проблем. Современное развитие общества, расширение сфер профессиональной деятельности активизировало интерес к проблеме становления профессионала.

К настоящему времени в науке накоплен обширный методологический и текстологический материал, в котором различные теоретические подходы к изучению идентичности взаимно дополняют друг друга, выделяя в качестве объекта исследования различные стороны феномена идентичности [2, с.28].

Анализ работ Н. Л. Ивановой, Е. Е. Трандиной, У. С. Родыгиной, А. А. Озериной показал, что профессиональная идентичность рассматривается как интегральное понятие, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий и позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности.

Для получения более полной картины профессиональной идентичности целесообразно рассмотреть этапы её становления. Для этого обратимся к классификации Л. Б. Шнейдер, которая выделяет четыре этапа становления профессиональной идентичности:

  1. допрофессиональный;

  2. предпрофессиональный;

  3. осведомительный;

  4. профессиональный.

Е. А. Климов выделяет основные фазы, стадии жизненного пути профессионала. Выделенные фазы связаны с календарным возрастом человека нежёстко.

  1. фаза оптанта или оптации — осознанная подготовка к труду, планирование профессионального жизненного пути;

  2. фаза адепта — человек выбрал учебное заведение или форму обучения и психологически стал приверженцем некоторой профессиональной общности;

  3. фаза адаптанта — привыкание молодого специалиста к работе;

  4. фаза интернала — «опытный работник»;

  5. фаза мастера или мастерства — она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к её характеристике;

  6. фаза авторитета;

  7. фаза наставника или наставничества — человек, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт.

А. К. Маркова выделяет также следующие, более конкретные этапы освоения профессии:

  1. адаптация человека к профессии;

  2. самоактуализация человека в профессии (приспособление человека к профессии);

  3. гармонизация человека с профессией (близко к уровню «мастерства» — по Е. А. Климову);

  4. преобразование, обогащение человеком своей профессии;

  5. этап свободного владения несколькими профессиями. Предполагается, что на высоких уровнях освоения профессии специалист выходит за рамки своей формальной деятельности и всё больше становится культурным существом (близко к тому, что Е. А. Климов называл стадией «наставника»);

  6. этап творческого самоопределения себя как личности. Предполагается, что профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и даже находит для этого возможности и силы.

При этом А. К. Маркова считает, что этапы четвёртый, пятый и шестой — это этапы «суперпрофессионала» [2, с.104].

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. Знать эти этапы и их признаки важно для понимания становления идентичности подрастающего поколения.

Данные исследований в рамках концепции Ю. П. Поваренкова показывают, что формирование собственно профессиональной идентичности происходит после окончания профессионального заведения, а точнее в период его самостоятельной работы. В период обучения в техникуме происходит становление учебно-профессиональной идентичности, которая определяется ведущим типом деятельности, то есть учебно-профессиональным и представляет собой этап профессионального становления личности.

Результаты теоретического анализа позволили нам выделить три основных этапа становления у студентов техникума профессиональной идентичности. Эти этапы связаны с периодом обучения в техникуме.

Первый этап (1 курс) — это адаптационный период. Он связан с адаптацией к новой социальной роли студента. Это период вхождения в новую социальную и профессиональную среду. Залогом быстрой и успешной адаптации обучающихся признаются сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала, новообразования этого возраста: рефлексия и мышление в понятиях, качественно иной тип взаимоотношений с преподавателями, мастерами и однокурсниками.

Второй этап (2 курс) — этот период связан с процессом учебной профессиональной идентификации. Это более стабильный этап, чем предыдущий, когда на основе осознания требований новой социально-профессиональной роли и собственных возможностей и способностей происходит осознание достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям. В этот период начинается практика, на ней студенты довольно продолжительное время общаются со специалистами, таким образом, получают представление о своей профессии и перенимают профессиональные навыки. Читаемые курсы всё в большей степени начинают оцениваться с профессиональной точки зрения.

Третий этап (3 курс) — этот этап не отличается стабильностью, так как в данный период происходит переосмысление и уточнение различных вариантов профессионального саморазвития, трудоустройства, построения профессиональной карьеры, а также формирование новых ценностей и жизненных перспектив.

Рассматривая идентичность как динамическую структуру, важно подчеркнуть, что она развивается и переструктурируется на протяжении всего жизненного пути человека, причём развитие это неравномерно и определяется сильным стремлением лисчности к обретению идентичности [3, с.28].

Свою роль в становлении профессиональной идентичности играют такие элементы как мотивационный, ценностный и когнитивный, обеспечивающие ориентацию в мире профессий и позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности. Именно изучению их взаимосвязи и особенностям проявления на каждом из курсов обучения мы уделили внимание в своём исследовании.

Изучая ценностный компонент, одной из методик мы использовали методику «Ценностные ориентации» М.Рокича. Цель методики — получить представление о структуре и содержании ценностных ориентаций студентов на разных этапах обучения, выявить значимые для испытуемых терминальные и инструментальные ценности.

Анализ исследования показал, что на 1 курсе среди терминальных ценностей преобладают — «развлечения» (14,09), «продуктивная жизнь» (13,7), «свобода» (13,56). Низкие результаты получились — «здоровье» (4,23), «счастливая семейная жизнь» (5,99), «наличие хороших и верных друзей» (6,2). Среди инструментальных ценностей высокие показатели — «непримиримость к недостаткам в себе и других» (15,27), «эффективность в делах» (13,79), «высокие запросы» (12,35). Низкие результаты — «воспитанность» (3,76), «аккуратность» (4,24).

2 курс показал следующие результаты — среди терминальных ценностей наибольшие показатели у таких ценностей как «развлечения» (11,21), «творчество» (10,7), «материально обеспеченная жизнь» (10,32). Низкие показатели — «наличие хороших и верных друзей» (8,82), «развитие» (8,47). Инструментальные ценности, наибольший выбор у таких ценностей, как «чуткость» (11,34), «честность» (10,91), «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» (10,71). Наименьший выбор — «аккуратность» (6,76), «воспитанность» (7,37), «исполнительность» (8,35).

Студенты 3 курса среди терминальных ценностей выделяют: «счастье других» (13,42), «развлечения» (12,56), «красота природы и искусства» (12,16) и что хочется отметить — «интересную работу» (8,54). Меньший выбор выпал на следующие ценности — «здоровье» (3,87), «любовь» (6,55). Среди инструментальных ценностей наибольшие показатели у ценностей — «непримиримость к недостаткам в себе и других» (13,01), «высокие запросы» (12,65), «рационализм» (11,88), наименьшие показатели — «воспитанность» (4,8), «аккуратность» (3,97).

Изучая полученные результаты, мы видим, что ценности профессиональной самореализации и личной жизни начинают проявляться на 2 курсе. Всё большее количество студентов отмечает такие ценности как материально обеспеченная жизнь, интересная работа, смелость в отстаивании своего мнения, взглядов, что важно в профессиональном развитии. Хочется отметить, что уже на 1 курсе многие отметили «продуктивную жизнь», то есть максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей. Но не может насторожить и тот факт, что лишь немногие студенты отмечают важность для себя таких ценностей как «воспитанность», «аккуратность», «здоровье».

Важно подчеркнуть, что именно учебно-профессиональная деятельность способствует формированию профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитию качеств личности профессионала и профессиональных способностей [1, с.165]. Поэтому опираясь на полученные результаты, следует отметить, что необходимо вести работу по направлению становления профидентичности студентов.


Литература:

  1. Канаева Н. А. К проблеме учебной мотивации будущего железнодорожника// Психология: мир возможностей Сборник материалов 2-й международной конференции студентов и аспирантов. — СПб.: «АЙСИНГ», 2011. — 344с.

  2. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. — М.: Издат.центр «Академия», 2005. — 495с.

  3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Учеб.пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. — 600с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной идентичности, проблеме становления профессионала, профессиональной деятельности, терминальных ценностей, становления профессиональной идентичности, ценностей наибольшие показатели, этапа становления, Компетентность профессионала, Изучение профессиональной идентичности, жизненного пути, профессиональной идентичности целесообразно, понимания становления идентичности, техникума профессиональной идентичности, становлении профессиональной идентичности, этап профессионального становления, инструментальных ценностей, стороны феномена идентичности, жизненного пути профессионала, терминальных ценностей наибольшие, освоения профессии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle