Библиографическое описание:

Григорович М. В. Исследование психологических особенностей подростков, вступивших в конфликт с законом, в контексте организации профилактической работы [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 68-70.

Решение проблемы коррекции девиантных отклонений является важной задачей для родителей, педагогов, для государственных и муниципальных управлений и учреждений. Практика работы с несовершеннолетними и их родителями показывает, что в зоне риска, связанного с совершением преступлений подростками и юношами, может оказаться практически любая семья. С 2009 года в МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» осуществляется психолого-педагогическое сопровождение подростков, вступивших в конфликт с законом, которое ориентировано на систему развития здоровых, адекватных форм поведения, способствующих решению возрастных и психологических задач у подростков из групп социального риска. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, вступивших в конфликт с законом — это деятельность специалистов, направленная на разрушение сложившихся у подростка установок, представлений, ценностей, мотивов и стереотипов поведения и формирование новых. Дополняя и расширяя влияние семьи и школы на подростка, преследуется цель содействия его социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию, самоопределению в социуме.

Анализ эффективности психолого-педагогической работы с подростками, вступившими в конфликт с законом, показывает, что ее важнейшим фактором является учет психологических особенностей подростков данной категории. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, вступивших в конфликт с законом, осуществляется в несколько этапов. На этапе предварительного сбора информации о подростке и его семье педагогами-психологами изучается первичная информация из материалов личного дела подростка, социально-психологический паспорт личности, характеристики несовершеннолетнего от социального педагога образовательного учреждения.

Из числа подростков, вступивших в конфликт с законом, включенных в психолого-педагогическое сопровождение [N=84], 42 % являются учащимися средних профессиональных училищ, 39 % — обучающимися общеобразовательных учреждений, 19 % — не учатся и не работают. До совершения преступления 54 % несовершеннолетних имели административные наказания, 23 % — ранее судимы. 27 % состоят на учете у нарколога, 23 % — у врача психиатра.

Анализ материалов, полученных на данном этапе, позволил выделить обобщенные социальные характеристики данных семей.

50 % участников программы воспитываются в полной семье, 46 % — в неполной, 4 % воспитывается в семье с отчимом. 38 % членов семей несовершеннолетних употребляют спиртные напитки, 8 % употребляют наркотические вещества, 23 % ранее судимы или отбывают наказание в настоящее время, 4 % покончили жизнь самоубийством.

Рис. 1. Характеристика семьи (данные в %)


Изучение личностных особенностей подростков, сбор информации отражающей целостную картину психологического развития личности подростка на конкретном этапе его жизненного пути составляет обязательную часть индивидуальной работы. Однако наличие обобщенных представлений о психологических особенностях подростков, вступивших в конфликт с законом, у специалиста, осуществляющего индивидуальную работу, до ее начала, повышает эффективность взаимодействия с подростком, облегчает процедуру установления контакта, что особенно важно на первых этапах работы.

В ходе изучения психологических особенностях подростков [N=84], вступивших в конфликт с законом, был использован следующий комплекс методик:

  1. Опросник типов акцентуации характера А. Е. Личко (ПДО).

  2. Опросник склонности к отклоняющемуся поведению (СОП).

  3. Опросник на выявление особенностей эмпатии (А.Мехрабиан).

Результаты психологической диагностики позволили выделить следующие индивидуально-психологических особенности подростков, которые учитывались при построении коррекционного процесса:

У большинства подростков (87 %) наблюдается выраженная поведенческая реакция эмансипации, которая сопровождается протестными реакциями по отношению ко взрослым, стремлением избавиться от опеки, контроля и самоутвердиться как личность. В то же время у 72 % подростков имеет место целый комплекс личностных проблем, связанных со страхом не соответствовать уровню требований со стороны родителей. Их поведение противоречиво. Например, настойчивость, сочетается с импульсивностью, повышенная самоуверенность — с ранимостью, критиканство — с болезненной застенчивостью, а потребность в общении — с желанием уединиться, конфликтностью.

У значительной части подростков (75 %) сформирована неадекватная самооценка, повышено внимание к собственной личности, своим целям, к оценке другими своей внешности и силы, отсюда эгоцентризм, ощущение своей уникальности, идеи неуязвимости: подростки часто искренне считают, что нежелательные последствия многих поступков (прием наркотиков, ранняя алкоголизация, девиация сексуальности, суицидальность, совершение преступлений) могут быть у других, но ни у них самих. В их поступках сквозит вера в свое превосходство над другими, стремление любыми средствами обратить на себя внимание и утрата способности критически оценивать себя.

Несмотря на сформированные устойчивые девиации поведения, часть подростков (44 %) сохраняет потребность в высокой социальной оценке, им важны уважение окружающих, умение держать слово, уверенность в себе, умение ладить с людьми.

Характерной особенностью многих подростков (87 %) является отсутствие четких жизненных планов. Будущее в их представлении выступает как отрицание настоящего (жить, не так, как сейчас), а у некоторых — прошлого (не так как раньше, не так, как родители). Чаще оно является отражением желаний, получать простые удовольствия без волевых усилий и труда («исполнение мечты»), что свидетельствует об инфантильности данной группы подростков.

В системе ценностных ориентаций подростков преобладают высокая материальная обеспеченность (49 %), друзья (24 %), развлечения (11 %). Отсутствует интерес к учебе и познавательной деятельности.

У 87 % подростков сформирован внешний локус контроля: подростки готовы винить в своих неудачах семью, школу, других людей, но только не себя. Категоричность и нетерпимость не позволяют правильно оценить совершенное преступление, до конца признать себя виновным.

Предрасположенность к агрессивному поведению проявляется у 79 % подростков, что выражается в культе физической силы, как способа самоутверждения или является защитной реакцией: отстоять свой статус и избежать репутации «слабака».

У 64 % подростков выявлено безразличное отношении к нормам морали и права, для них характерен низкий уровень развития правовой культуры, слабый понятийный аппарат, касающийся сферы нравственности, подростки затрудняются в формулировании собственных суждений об основных этических понятиях. Такие подростки не переживают чувства раскаяния в совершенном преступлении, чувства вины для них не существует.

Для 61 % подростков характерны не сформированные способы взаимодействия с окружающими. Они демонстрируют неприязненное отношение не только ко взрослым, но и сверстникам. Общение выступает как средство компенсации неудовлетворенности своим положением, средство самоутверждения.

У половины девушек, участвующих в исследовании (3 несовершеннолетних) выявлено непринятие женской социальной роли, что свидетельствует об отвержении традиционно женских ценностей и готовности к реализации мужских поведенческих стереотипов.

В ходе исследования установлено, что для подростков, вступивших в конфликт с законом, характерна тенденция развития и других форм девиантного поведения. Так, у 26 % подростков выявлена предрасположенность к аддиктивному поведению. Склонность к суицидальному поведению, проявляющаяся в различных формах аутоагрессии, низкой ценности собственной жизни выявлена у 12 % опрошенных. Тенденция к развитию агрессивного поведения, проявляющегося, преимущественно, во взаимоотношениях с другими, характерна для 52 % опрошенных.

Устойчивую направленность на реализацию делинквентного поведения в дальнейшем имеют 17 % подростков, готовность к реализации данной формы поведения, связанная с низким уровнем самоконтроля, конформностью, неспособностью противостоять групповому давлению, наблюдается у 60 % опрошенных.

Таким образом, типичными психологическими особенностями подростков, вступивших в конфликт с законом, являются нарушения личностного развития в трех основных сфера: когнитивной — несформированный образ «Я», иррациональные, разрушительные мысли, несформированность нравственно-этических представлений; эмоциональной — высокая агрессивность, тревожность, страхи; поведенческой — низкий уровень самоконтроля и саморегуляции во всех сферах жизнедеятельности.

На основании полученных данных были определены основные задачи индивидуальной работы с подростками: развитие «Я-концепции»; формирование системы общечеловеческих ценностей и гуманистической установки по отношению к другим людям; расширение сферы осознаваемого в понимании мотивов противоправного поведения, формирование адекватной самооценки и положительного самоотношения; формирование жизненной перспективы; развитие навыков межличностного взаимодействия, формирование стратегий проблемпреодолевающего поведения и т. п.

Данные, полученные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы для организации работы по профилактике девиантного поведения у подростков в общеобразовательных учреждениях, а решение выше названных задач является ориентиром при выборе форм, методов и содержания профилактической работы.


Литература:

  1. Белопольская, Н. Л. Самосознане современных подростков / Н. Л. Белопольская, С. В. Иванова, Е. И. Свистунова // М.: Институт психологии РАН, 2007. — 332 с.

  2. Болобочану, А. В. Содержание коммуникативных потребностей подростка в разных условиях общения со взрослыми / А. В. Болобочану // Вопросы психологии. -2006. — № 4.

  3. Журавлев, А. Л. Психологические исследования духовно-нравственных проблем / А. Л. Журавлев, А.В Юревич. // М.: Институт психологии РАН, 2011. — 480 с.

  4. Ипатов, А. В. Подросток: от саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи / А. В. Ипатов // СПб: Речь, 2011. — 112 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle