Интимно-личностный аспект в межполовых отношениях молодежи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нудель, Е. Л. Интимно-личностный аспект в межполовых отношениях молодежи / Е. Л. Нудель. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3459/ (дата обращения: 25.04.2024).

Межличностные отношения в социальной психологии являются одной из тех проблем, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях межличностных отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться. Вопросы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни и, в частности, вопросы полового воспитания, давно привлекали внимание общества.

Разработка категории «отношение» в отечественной науке принадлежит В. Н. Мясищеву, который определяет их как «содержательную» связь человека с внешним миром. Через «отношение» проясняется природа субъективного в человеке. Раскрывается социально-психологическое содержание связей личности со средой. Таким образом, отношения есть некий результат взаимодействия человека с миром.

Отношения представляют собой целостную систему избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами действительности, включающие три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира [6, с. 130].

Наиболее важными отношениями личности В. Н. Мясищев выделяет социально-психологические отношения, которые представляют собой взаимоотношения, т. е. результат взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению. Взаимоотношения формируются посредством общения через межличностное отражение. Общение выступает как процесс, который делает реальностью отношения людей.

Категория «отношение» является одной из ключевых в психологической науке. Содержание и характер взаимодействия людей определяется не только их внутренними побуждениями (потребности, интересы, мотивы и т. д.) и особенностями выполняемых деятельностей (цели, методы, средства), но и их отношениями друг к другу. Отношения — это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть общественными, второй тип — межличностными отношениями. [5, с.171]

Как указывал Я. Л. Коломинский (1970), взаимоотношения представляют собой специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. Следует подчеркнуть, что они выступают не только как отношения субъекта к другому человеку как объекту-субъекту, но и как взаимоотношения двух субъектов.

Особенностями межличностных отношений являются: обязательно персонифицированный контакт, длительность и устойчивость контактов, которые основаны на чувствах, как устойчивом эмоциональном отношении одного человека друг к другу. Ядром отношений являются сознательные усилия партнеров, направленные на взаимопонимание, а чувства, выражающиеся в действиях и поступках, задают содержание отношений. Основными структурными компонентами межличностных отношений выделяются: действенная, эмоциональная, оценочная (Киричук А. В., 1964); поведенческая, аффективная и когнитивная (Коломинский Я. Л., 1977), поведенческая, аффективная, гностическая (Бодалев А. А., 1994). Поведенческий или действенный компонент подразумевает действия и поступки, проявляется в стиле взаимодействия, особенностях коммуникации. Эмоциональный компонент выражается в эмоциональных переживаниях, межличностной привлекательности. Оценочный (или когнитивный) участвует в процессе социального восприятия и выражается в социальных стереотипах, представлениях. К параметрам, задающим содержание отношений, относят следующее: степень психологической близости, валентность отношений, позиция партнеров, степень знакомства [6, с. 132].

Гозман Л. Я. (1987) основным критерием типологизации отношений определяет эмоционально-оценочный компонент. В зависимости от содержания (или типологии) отношений (дружеские, любовные, приятельские, деловые и т. д.) определяются особенности коммуникации, роли партнеров по общению, их функции, сценарий поведения.

Поведение людей в межличностных отношениях задается не только эмоциональным отношением друг к другу, но и их социальными представлениями об отношениях (о дружбе, любви и т. д.), которые приобретаются в процессе познания окружающего мира и выступают как один из регуляторов социального поведения человека. Социальные представления о тех или иных отношениях содержат информацию о том, как должны развиваться эти отношения, каким должен быть партнер (его качества, стиль поведения). Каналами трансляции информации социальных представлений выступают средства массовой информации, малые группы, традиции и т. д., поэтому зачастую она выражена в стереотипах. Конечно, нельзя говорить о том, что поведение людей предопределяется его социальными представлениями только прошлого опыта, но как отмечал В. Н. Мясищев «…стереотипы можно рассматривать как функциональный момент человеческих отношений».

Одной из стратегических линий поведения в периоде ранней взрослости является усиление субъективной значимости полоролевых стереотипов социальных ролей, сексуальное поведение молодых, выбор партнера или, по выражению А. А. Ухтомского, «смещения доминанты на другом», планирование и формирование семьи. В повседневной жизни такая «поисковая активность» становится основным ингредиентом, который придает жизни молодых людей особую чувственность, насыщенность, эмоциональность, ощущение полной реализации жизненных сил, состояние близкого счастья и обозначается нами как интимно-личностная сфера, под которой мы будем понимать глубинную, базовую сферу личности, представленными особыми переживаниями и избирательно-чувственными отношениями [11, с.146].

В начале 90-х гг. американский ученый М. Кнэпп разработал коммуникационную модель развития и ухудшения отношений. По его мнению, аффилиация может меняться как в сторону увеличения, так и снижения. Модель включает 10 этапов развития взаимодействия. Первые пять этапов связаны с нарастающей близостью и включают в себя поступательное развитие отношений:

  1. Вступление — период вступления в контакт и первичного узнавания;

  2. Экспериментирование — партнеры узнают друг друга; апробируют общие темы и темы, которых следует избегать, выявляя ценности и отношение к разным вещам;

  3. Интенсификация — отношения усиливаются и предполагают большее раскрытие, основанное на доверии;

  4. Интеграция — партнеры начинают разделять друг с другом разные аспекты своей профессиональной и личной жизни, включая «парную» идентичность;

  5. Объединение — публично объявляется, что обязательства взяты и контракт заключен. В любовных отношениях это этап объявления помолвки и вступления в официальный брак.

На каждом этапе развитие взаимных отношений может замедляться, приостанавливаться, стабилизироваться или замирать. В обыденной жизни мы называем первый этап простым знакомством. После этапа экспериментирования такие отношения уже переходят в приятельские. На этапе интенсификации возникает дружба, которая на этапе интеграции приводит к тесному взаимодействию, сотрудничеству и совместной деятельности. Объединение предполагает союзнические отношения в любых ситуациях.

Человек чувствует себя полностью счастливым лишь тогда, когда он любит и ему отвечают взаимностью. Это подтверждается и многочисленными исследованиями, согласно которым наличие тесных, проверенных временем взаимоотношений повышает жизнеспособность индивида. В поисках таких взаимоотношений мы готовы провести половину жизни. Можно рассмотреть любовь как зарождение, развитие и укрепление чувства по той же схеме, по которой Кнепп рассматривал дружбу. Большинство начальных проявлений будущей любви будут такими же [10, с.330–331].

Сложность развития интимно-личностной сферы связана с необходимым уровнем зрелости чувств человека, формированием особых отношений с людьми, принятием и реализацией собственной половой роли. Становление интимно-личностной сферы происходит постепенно и представляет собой эволюционную систему психологических качеств личности, развитие способности дружить, любить и заботиться о детях.

Каждая стадия развития человека характеризуется, по Эриксону (1996), выделением собственной витальной силы, в которой нуждается человек, чтобы стремиться к чему-либо, бороться и достигать. Базисными добродетелями юности он предлагает считать надежду и верность. Стадию ранней взрослости можно дополнить третьей добродетелью — любовью, которая не противоречит первым двум, а органически вписывается в общий контекст, превнося дополнительные силы. Г. Е. Зборовский (1991) пишет, что любовь как социальный феномен ближе и понятнее студенческой молодежи, чем что-либо другое.

Особую роль удовлетворения потребности в любви и дружбе отводится в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Данные авторы считают, что потребность в самоактуализации реализуется только в том случае, если будут удовлетворены обе эти потребности.

Молодые люди испытывают необходимость заводить дружбу, чувствовать привязанность, радоваться другим людям, любить. В радиус значимых отношений входят друзья и сексуальные партнеры. Сформированная потребность в аффилиации постепенно фокусируется, считает Э. Эриксон (1996), на выборе партнера, «который будет допущен во внутреннее пространство «навсегда»».

Таким образом, основной выбор данного возрастного периода — это интимность. Определяющую роль в формировании сексуальных норм человека играет чувство любви.

Обобщив все сказанное как вызревание потребности молодых в любви. В установлении интимных отношений, можно утверждать, что полоролевое и сексуальное поведение молодежи является одним из ведущих в их жизненном сценарии интимно-личностной сферы, при котором контекстуальная частота событий, связанных с вопросами пола, велика. Позитивным результатом такого поведения можно считать выбор спутника жизни, «вместе с которым предстоит совершить цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие».


Литература:

  1. Бодалев А. А. Психология межличностного общения. — Рязань, 1994.

  2. Бодалев А. А. Психология межличностных отношений. — М., 1979.

  3. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Изд. МГУ, 1987.

  4. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. — 416 с. — (Высшее образование).

  5. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учебное пособие. — Минск: ТетраСистемс, 2000. — 432 с

  6. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб: Изд. Питер, 2001.

  7. Мясищев В. Н. Психология отношений// Под ред. А. А. Бодалева- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, 1995. — 356с.

  8. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: ЛГУ, 1979.

  9. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990.

  10. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2010. — 672с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

  11. Ухтомский А. А. Письма. «Пути в незнаемое». М.,1973.


Основные термины (генерируются автоматически): отношение, интимно-личностная сфера, друг, внешний мир, выбор партнера, особенность коммуникации, поведение людей, ранняя взрослость, совместная деятельность, содержание отношений.

Похожие статьи

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная выраженность и разное содержание предметного и личностного начала.

Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется...

Особенности мотивов выбора брачного партнёра у студентов...

В настоящее время выросли требования именно к личностным особенностям партнёра.

Низкому уровню соответствуют корыстные мотивы и мотивы, отражающие необдуманное, несерьёзное отношение к выбору партнёра — 6, 7, 8, что совершенно не предполагает...

Проблемы межличностных взаимоотношений в различных...

Из-за личных особенностей каждого человека и возникают проблемы межличностных отношений.

В качестве предмета исследования межличностных отношений дошкольников, выступает поведение и деятельность детей в группе.

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений...

В настоящее время в фокусе теории привязанности находится не содержание деятельности (общения), а «чистое» отношение взрослого к ребенку

у людей с «надёжным» типом привязанности по сравнению с остальными двумя, отношение к миру более положительное

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

...влияние на личностно-профессиональное развитие молодых людей, позволяют существенно обогатить содержание их межличностного

Козуб, Е. Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза / Е. Л. Козуб.

Проблематика изучения образа партнера в добрачных...

Воспринимая внешний облик и поведение партнера по общению, наблюдатель определенным образом соотносит их с собственными личностными

В современной западной психологии утверждается тезис о том, что на первом этапе отношений партнеры выбирают друг друга на...

Условия развития положительных взаимоотношений...

Общение — это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата, взаимоотношенияличностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности...

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы...

Период юности как фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной взрослости

Происходят изменения и в творческой деятельности молодых людей.

Дружеское общение занимает основное место в системе межличностных отношений раннего юношеского возраста.

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

Здесь складываются и отшлифовываются особенности их личности, поведения и деятельности.

Ранняя юность (старшеклассники) – это начало социального, личностного и духовно-практического самоопределения человека.

Похожие статьи

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная выраженность и разное содержание предметного и личностного начала.

Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется...

Особенности мотивов выбора брачного партнёра у студентов...

В настоящее время выросли требования именно к личностным особенностям партнёра.

Низкому уровню соответствуют корыстные мотивы и мотивы, отражающие необдуманное, несерьёзное отношение к выбору партнёра — 6, 7, 8, что совершенно не предполагает...

Проблемы межличностных взаимоотношений в различных...

Из-за личных особенностей каждого человека и возникают проблемы межличностных отношений.

В качестве предмета исследования межличностных отношений дошкольников, выступает поведение и деятельность детей в группе.

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений...

В настоящее время в фокусе теории привязанности находится не содержание деятельности (общения), а «чистое» отношение взрослого к ребенку

у людей с «надёжным» типом привязанности по сравнению с остальными двумя, отношение к миру более положительное

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

...влияние на личностно-профессиональное развитие молодых людей, позволяют существенно обогатить содержание их межличностного

Козуб, Е. Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза / Е. Л. Козуб.

Проблематика изучения образа партнера в добрачных...

Воспринимая внешний облик и поведение партнера по общению, наблюдатель определенным образом соотносит их с собственными личностными

В современной западной психологии утверждается тезис о том, что на первом этапе отношений партнеры выбирают друг друга на...

Условия развития положительных взаимоотношений...

Общение — это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата, взаимоотношенияличностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности...

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы...

Период юности как фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной взрослости

Происходят изменения и в творческой деятельности молодых людей.

Дружеское общение занимает основное место в системе межличностных отношений раннего юношеского возраста.

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

Здесь складываются и отшлифовываются особенности их личности, поведения и деятельности.

Ранняя юность (старшеклассники) – это начало социального, личностного и духовно-практического самоопределения человека.