Библиографическое описание:

Турова Ю. С. Исследование социальных и психологических условий, оказывающих влияющих на преодоление академической неуспеваемости у студентов (на примере Северо-Восточного Государственного Университета г.Магадан) [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 49-52.

В СВГУ много внимания уделяется студентам первого курса в связи с наличием проблем адаптации. В то же время, студенты 2-х курсов считаются «выпадающим» звеном. Мы выяснили такую тенденцию, проанализировав списки студентов, имеющих академическую неуспеваемость. Было замечено, что именно студенты вторых курсов являются «лидерами» по количеству неуспевающих студентов, поэтому мы решили обратить на это внимание.

Мы проводили лонгитюдное исследование, начало которому было положено в начале 2010–2011 учебного года, а завершилось данное исследование в конце 2012 года. Первая часть исследования проводилась в начале 2011 года (после зимней сессии) [8,9,11]. Целью исследования была оценка степени успешности учебной деятельности студентов, эффективность преодоления учебных трудностей у студентов, а также атрибутивный стиль и уровень волевых механизмов у студентов, имеющих академические задолжности, по сравнению с успевающими студентами. Мы поставили гипотезу о том, что существует тенденция влияния атрибутивного стиля и уровня волевых механизмов на степень успешности в учебной деятельности, а также на эффективность преодоления трудностей в учебе.

В данной части исследования использовались методики: русскоязычная версия опросника атрибутивного стиля «Опросник стиля объяснения успехов и неудач для взрослых» (Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Шевяхова В. Ю.) [4]; русская версия опросника Ю. Куля «Шкала контроля за действием» [12], самостоятельно разработанная анкета.

Наш исследовательский, и практический интерес к изучению пессимистического и оптимистического атрибутивных стилей в жизни студента определяется в первую очередь тем, что атрибутивные механизмы влияют на успешность студентов, а также на эффективность преодоления трудностей (ликвидация академических задолжностей).

В первой части исследовании всего приняло участие 57 студентов. Среди них по информации деканатов были определены студенты, имеющие академическую задолжность после зимней сессии. Таких студентов оказалось 19.3 %. Первоначальная выборка была разделена на две группы — контрольную, куда вошли студенты, не имеющие академическую неуспеваемость, и экспериментальную — где были неуспевающие студенты.

Выводами первой части исследования явились) [8,9,11]:

  1. Успевающие студенты имеют большую меру управляемости воспринимаемой причины успехов и неудач, контроля своего поведения, чем неуспевающие студенты.

  2. Успевающие студенты ситуации успеха воспринимают как глобальные (затрагивающие все области их жизни), а неуспевающие студенты не имеют постоянства и неизменности причины успехов и неудач, ситуация успеха ими воспринимается как случайная, конкретная, не затрагивающая все сферы их жизни.

  3. Неуспевающие студенты менее всего ожидают ситуацию успеха как исхода какого-либо события во всех сферах жизни, в отличие от успевающих студентов, а также менее всего рассчитывают на ситуацию достижения, чем успевающие студенты.

  4. Успевающие студенты являются более оптимистичными, то есть предпочитают оптимистический атрибутивный стиль, при котором успехи воспринимаются как стабильные, глобальные и контролируемые, а неудачи как временные, локальные и изменяемые.

  5. Студенты, не имеющие академические задолженности, не обнаруживают на уровне субъективных переживаний каких-либо мыслей и эмоций, которые могли бы помешать реализации намерения, когда неуспевающие студенты ориентированы на состояние, поэтому можно предположить, что у них существуют повторяющиеся мысли о каких-либо незавершенных намерениях, они зациклены на прежних неудачах.

  6. У неуспевающих студентов в большей степени фрустрированы потребности в сфере семейных отношений.

  7. Успевающие студенты более ориентированы на карьерный рост, профессиональное становление, самореализацию, данная группа более ориентирована на достижение успеха в жизни, чем экспериментальная. Неуспевающие же студенты больше направлены на достижение материального благополучия, счастья, формирование семьи.

  8. Важным фактором является сотрудничество с преподавателями. При анализе вопроса о том, обращаются ли студенты за помощью к преподавателям, выявляются статистически значимые различия. Студенты, не имеющие академической задолженности, больше сотрудничают с преподавателями и чаще обращаются к ним за помощью, чем неуспевающие студенты. В свою очередь неуспевающие студенты статистически значимо реже обращаются за помощью к преподавателям, либо не сотрудничают вообще. В данном случае имеет место позитивная связь неудач в обучении с дефицитом поиска помощи.

Результаты первой части нашего исследования позволяют сделать предположение, что у неуспевающих студентов в большей степени фрустрированы потребности в сфере семейных отношений. Их цели (или мечты) связаны с преодолением этих фрустраций, мечты связаны с образом благополучных семейных отношений. Меньшая проблемность этой сферы у успевающих студентов позволяет им направлять свои усилия на обучение и подготовку к профессиональной деятельности, карьере. А проблемы в личных отношениях, которые чаще отмечают успевающие студенты, являются нормативными для данной ситуации развития. Таким образом, можно предположить, что психологическая помощь в разрешении семейных проблем позволит устранить этот фактор неуспеваемости, и предоставит возможности для формирования профессиональной мотивации. Усиление внимания к сотрудничеству с преподавателями также позволит устранить трудности обучения. [8,9,11]

В связи с наличием вышеизложенных проблем у студентов мы решили продолжить исследование, где мы сделали попытку выяснить возможность компенсации дефицита поиска помощи у неуспевающих студентов, а также других проблем, возникающих в процессе обучения у студентов, имеющих академическую неуспеваемость (вторая часть, [8,9]).

Мы поставили гипотезу о том, что существуют различия в степени компенсации дефицита поиска помощи, а также других проблем у студентов, имеющих академическую неуспеваемость по сравнению с успевающими студентами.

В качестве выборки данного этапа исследования выступали студенты 3 курса социально-гуманитарного факультета и факультета естественных наук и математики СВГУ. Мы уже имели опыт работы с данными студентами, так как они участвовали в первой части исследования.

Выводами данной части исследования явились:

    1. У неуспевающих студентов имеет место компенсация эмоциональных переживаний, связанных с неуспехом в учебной деятельности. В связи с этим данные студенты ищут сферы, в которых они могут быть успешными, получать уважение и признание со стороны окружающих.

    2. Другое возможное объяснение неуспеха в учебной деятельности у неуспевающих студентов можно найти в том, что данные учащиеся могут быть слабо мотивированы на учебу, например, в связи с тем, что учебно-профессиональная деятельность не является ведущей. В этом случае, еще на младших курсах можно рекомендовать пройти консультацию по вопросам профориентации на психологической службе СВГУ, и в случае неудачного выбора специальности, не соответствующего интересам и склонностям, еще на первых этапах обучения попытаться перейти на другую специальность.

    3. Мы получили данные о том, что студенты, имеющие академическую неуспеваемость, чаще обращаются за помощью к однокурсникам, чем к преподавателям. Мы можем предположить, что решение неуспевающими студентами учебных задач с помощью однокурсников связано с проявлением коммуникативных проблем в общении с преподавателями. Можно посоветовать развитие коммуникативных навыков, а также навыков делового общения.

    4. Успевающие студенты при подготовке к занятиям активнее используют, осваивают современные информационные технологии, в.ч. Интернет, в отличие от неуспевающих студентов, которые ограничиваются ресурсами библиотеки. Можно рекомендовать специальные обучающие семинары со стороны работников библиотеки, других отделов, по использованию студентами новых информационных технологий.

    5. Успевающие студенты проявляют желание повысить коммуникативные навыки. Это показывает то, что они более заинтересованы в развитии личности, готовы к изменениям и т. п.

Также мы выяснили, что успевающие студенты не сомневаются в эффективности тех методов и способов, которые они применяют к решению учебных задач, в отличие от неуспевающих студентов. Последние же считают пути решения задачи при неуспешном исходе неэффективными. Можно сделать вывод о том, что студенты, не имеющие академических задолженностей, более уверены в своем поведении, и в путях решении задач, в отличие от неуспевающих студентов) [8,9].

Исследование завершилось третьим этапом, целью которого было изучение социальных и психологических условий, факторов неуспеваемости студентов) [10]. В качестве эмпирического объекта исследования выступили: 64 студента 2, 3 курсов дневного обучения СВГУ.

Общая гипотеза: социальные (особенности социальной ситуации развития) и психологические факторы (иерархия деятельностей студента, особенности стиля саморегуляции поведения), влияющие на академическую неуспеваемость, различаются у успевающих и неуспевающих студентов.

Методы исследования: метод эмпирического изучения системы деятельностей и критерии выделения ведущей деятельности (Кузнецов Д. И. [5]), адаптированный нами для неуспевающих студентов; опросник «Cтиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой; специально составленная анкета. При обработке результатов использовались: метод анализа документов, статистические методы — критерий φ* — угловое преобразование Фишера.

Нас интересовали социальные и психологические причины академической неуспеваемости студентов. На основе ранее полученных результатов исследования, мы можем выделить несколько факторов, влияющих на неуспеваемость студентов: 1) социальной ситуации развития; 2) месте учебно-профессиональной деятельности в системе деятельностей; 3) способности к временной организации деятельности.

Мы получили результаты, дающие возможность подтверждения общей гипотезы о том, что социальные (особенности социальной ситуации развития) и психологические факторы (иерархия деятельностей студента, особенности стиля саморегуляции поведения), влияющие на академическую неуспеваемость, у успевающих и неуспевающих студентов различаются.

На основе статистически значимых результатов мы составили описание групп успевающих и неуспевающих студентов. На основании данных описаний, мы можем разработать ряд рекомендаций, а также определить области, на которые следует обратить внимание для повышения успеваемости.

  • условия и средства для проживания студентов;

  • уровень самостоятельности;

  • уровень гибкости при изменяющихся условиях;

  • сотрудничество с преподавателями и одногруппниками;

  • вовлечение студентов в общественную деятельность;

  • уровень планирования во времени.

Данные области хорошо развиты у успевающих студентов, а у неуспевающих находятся на низком уровне. Мы можем предложить развивать данные области для улучшения успеваемости.

Таким образом, получив подробные данные о видах деятельностях неуспевающих студентов, которые ими реализуются параллельно с учебой, мы имеем обширный материал для работы. На основе полученных результатов, нами были выработаны рекомендации:

  • Можно предположить, что психологическая помощь в разрешении семейных проблем позволит устранить этот фактор, вызывающий фрустрацию, которая снижает актуальность других сфер жизни, и вызывает неуспеваемость. Это предоставит возможности для формирования профессиональной мотивации.

  • Усиление внимания к сотрудничеству с преподавателями также позволит устранить трудности обучения.

  • На младших курсах можно рекомендовать пройти консультацию по вопросам профориентации на психологической службе СВГУ, и в случае неудачного выбора специальности, не соответствующего интересам и склонностям, еще на первых этапах обучения попытаться сменить специальность.

  • Всем студентам, как успевающим, так и неуспевающим, можно посоветовать развивать коммуникативные навыки, навыки уверенного поведения, а также навыки делового общения с помощью специальных тренингов. Данные услуги можно получить на психологической службе СВГУ.

  • Можно рекомендовать специальные обучающие семинары со стороны работников библиотеки, других отделов, по использованию современных информационных технологий.

  • Можно рекомендовать обучающие тренинги для неуспевающих студентов по вопросам временной организации деятельности, для повышения академической успеваемости.


Литература:

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм — Еврознак, 2004. — 672 с.

  2. Венгер, А. Л. Культуральный подход в психотерапии // Культурно-историческая психология — 2006. — № 1. С. 32–38.

  3. Выготский, Л. С. Психология. — М.: изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008 с.

  4. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. — М.: Смысл, 2009. — 152 с

  5. Кузнецов, Д. И. Исследование самоактуализации студентов в контексте деятельностного подхода — дипломная работа — СВГУ, Магадан, 2011. 50 с.

  6. Моросанова, В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. — 2002. — том 23. — № 6. С. 5–17.

  7. Моросанова, В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. — М.: Когито-Центр, 2004. — 44 с.

  8. Турова Ю. С. Изучение социально-психологических причин неуспеваемости студентов // Ананьевские чтения — 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18–20 октября 2011г, Санкт-Петербург / Отв. ред. А. Л. Свенцицкий. — СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. — С. 336–338.

  9. Турова Ю. С. Изучение психологических условий, влияющих на преодоление академической неуспеваемости // Региональная научно-практическая конференция «Организация и развитие воспитательной работы в вузе: проблемы и перспективы»: Сборник материалов, 24–25 ноября 2011г, Магадан / Управление по делам молодежи администр. Магадан.обл. — Магадан: Новая полиграфия, 2011. — 127 с.

  10. Турова Ю. С. Изучение психологических причин академической неуспеваемости студентов // 5 съезд Общероссийской общественной организации «Российское Психологическое Общество»; сборник материалов, 14–18 февраля, 2012г., Москва. — М.: Изд. МГУ-та, 2012. — 215с.

  11. Турова Ю. С. Изучение психологических факторов, влияющих на преодоление академической неуспеваемости // Межвузовская научно-практическая конференция студенческой и учащейся молодежи (18–19 мая, 2011г): 7-я Межвузовская научно-практическая конференция студенческой и учащейся молодежи Магаданской области: сборник материалов / Управление по делам молодежи администр. Магадан.обл. — Магадан: Новая полиграфия, 2011. — 162 с.

  12. Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 1997. — 140 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle