Школьная психологическая служба: технология резонансного сотворчества в реализации проекта «Доступная среда» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шагивалиева, Г. К. Школьная психологическая служба: технология резонансного сотворчества в реализации проекта «Доступная среда» / Г. К. Шагивалиева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 116-124. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3037/ (дата обращения: 25.04.2024).

Использование разных форм творческого самовыражения учащихся школ и других образовательных учреждений может являться одним из существенных факторов сохранения их психического здоровья, более успешного решения образовательных и воспитательных задач. В зависимости от профессионального контекста творческой самореализации учащихся можно в одних случаях говорить о применение технологии резонансного сотворчества и в других - арт-методов, методов терапии искусством, включая арт-терапию.

Терапия искусством включена в перечень психотерапевтических методов, официально разрешённых к применению с целью лечения врачами психотерапевтами. В то же время возможно психоподдерживающее использование данных методов в процессе консультирования практическими психологами. Пионеры психотерапии детей и подростков (В.Винникот, В.Ловенфельд, А.Фрейд и другие) подчёркивали важную роль изобразительных и игровых средств в процессе оказания психологической помощи. Ряд передовых художников и арт-педагогов на Западе (Е.Кейн, Д.Барух, Г.Рид, М.Петри) ещё в первой половине ХХ века также обратили внимание на значительный здоровьесберегающий потенциал занятий детей художественным творчеством, верили в возможность осуществления коррекционных воздействий, опирающихся на внутренние ресурсы психики ребёнка.

В последние годы в психолого-педагогической работе с детьми-инвалидами начинают использоваться новые подходы, что продиктовано пониманием ограничений и недостатков традиционных моделей психологической поддержки детей с «особыми нуждами. К таким сравнительно новым подходам можно отнести технологию резонансного сотворчества. Эта технология в последние годы активно внедряется в практику психологов образовательных учреждений. Технология резонансного сотворчества в большой мере учитывает влияние культуры, социума и иных факторов среды на психическое развитие ребёнка. Она ориентирована на осуществление системных профилактических и коррекционных воздействий с привлечением более широкого набора внешних и внутренних ресурсов, характеризуются более короткими сроками достижения положительного эффекта и фокусировкой на конкретных «мишенях».

Метод Резонансного сотворчества /MRC. RESONANTECOKREATION/ - это метод, соединяющий психологию и искусство, психотерапию и способность человека к развитию эстетической интуиции, творчеству, самовыражению. Автором этого метода является заведующая кафедрой педагогической психологии Института развития образования РТ, директор Австрийского центра культуры, образования и науки при бизнес –школе «Айтек» г.Казани, доктор психологических наук, профессор Сибгатуллина Ирина Фагимовна. В разработанном ею методе художественный образ используется как механизм образования психологического ресурса жизнедеятельности. Технология резонансного сотворчества на практике показала, что является мощным поддерживающим фактором в работе с детьми с особыми нуждами и с ограниченными возможностями здоровья. Она допускает самые разные способы обращения с художественными материалами. Одни из них позволяют снимать эмоциональное напряжение, другие – отреагировать сложные переживания и достичь над ними контроля. Выражение чувств и представлений ребёнка в процессе сотворчества и игры также делает более наглядным и доступным для осознания содержание его внутреннего мира и позволяет развивать с ним эмоционально-поддерживающее взаимодействие. Обучение в Weiterbildung-студии «Психология искусства, психотерапия искусством», научным руководителем которой является Ирина Фагимовна, позволило мне освоить многие практические техники и приёмы, способствующие «раскачке» творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, стабилизации психики ребёнка с особыми нуждами в целом. Освоение новых подходов на мастер-классах профессора Шоттенлоэр Гертруды (Германия) и профессора Скотти Ричарда (США-Германия) дало практические навыки в овладении эффективными методами арт-терапии.

Практическая работа показала, что очень ценным при работе с детьми-инвалидами по технологии резонансного сотворчества является то, что в своих отношениях с психологом ребёнок может установить оптимальную для себя дистанцию, используя художественные материалы в качестве посредников в отношениях со специалистом.

Нередко творческий процесс помогает ребёнку-инвалиду восстановить чувство собственного достоинства и реализовать широкий репертуар защитно-приспособительных реакций. Большую ценность также имеет физический контакт с различными художественными материалами, восприятие цвета, формы, текстуры на которые реагирует бессознательное ребёнка-инвалида. Это позволяет не только отреагировать переживания, но и оживить сферу его физических ощущений и развивать практические навыки.

Родоначальники детско-подростковой психотерапии, в частности арт-терапевт Э.Крамер, рассматривали творческую деятельность ребёнка в неразрывной связи с развитием его психики и овладением навыками, необходимыми для его взаимодействия с окружающими.

В целом, если систематизировать виды деятельности в области искусства, имеющие отношение к арт-методам, и рассмотреть особенности взаимодействия психолога и ребёнка, а также характер искусства, то это можно изобразить в виде таблицы.

Таблица 1


Резонансное сотворчество

Профессиональное искусство

Диагностика на основании художественной деятельности

Диагностика на основании рассмотрения

Компенсаторное рассмотрение принятия искусства

Терапия через рассмотрения

Психолог

Предъявляет сти­мул, предлагает процесс, акцентирует, направляет. Не корректирует.

Творческое соприсутствие и сотрудничество с ребёнком

Нетерапевтическая деятельность

Предлагает форму, наблюдает, интерпретирует. Интеллектуальное сотрудничество с ребёнком

Преобладает образец, акцентирует, направляет, корректирует. Творческое сотрудничество с ребёнком

Ребёнок

Творческая активность. Ориентация на процесс.

Творческая активность. Ориентация на результат. Внутренний стимул.

Творчески пассивен.

Внешнее побуждение.

Активность восприятия. Ориентация на процесс. Внешнее побуждение

искусство

Открытый процесс, обладающий самостоятельной ценностью.

Свободный выбор. Открытый процесс, обладающий самостоятельной ценностью.

Закрытый процесс.

Открытый процесс, обладающий самостоятельной ценностью

Тенденция к нефигуративному

Непредсказуемый результат.

Тенденция к фигуративному, символическому

Результат не имеет самостоятельной художественной ценности

Результат имеет самостоятельную ценность.

Результат не имеет художественной ценности

Результат неовеществлён


Непредсказуе­мый результат.


Опираясь на такое рассмотрение, можно точнее провести границу между терапевтическим и нетерапевтическим в искусстве и различать формы работы с различными видами искусства: активная работа в различных техниках, в частности в технологии резонансного сотворчества, или работа с восприятием, переживанием и анализом классических произведений искусства. Необходимо отличать произведение искусства как результат художественного творчества от работы ребёнка-инвалида как результата поддерживающей его психику акции.

Хотелось бы коснуться вопроса, что есть результат? Без сомнения, каждый из психологов ответит на него примерно в одном ключе: главное не результат, а процесс. И процесс резонансного сотворчества и есть результат, который психолог наблюдает и направляет. Но также в большинстве случаев остаётся и овеществлённая часть акции: скульптура, рисунок, аппликация и т.д. И здесь недопустимы ситуации, когда психолог сам или вместе с ребёнком выдаёт продукт резонансного сотворчества за произведение искусства, выставляя его на широкое обозрение. Нужно чётко различать, что к всеобщему рассмотрению может быть представлен результат свободного художественного творчества детей-инвалидов. Что же касается работ детей-инвалидов на резонанс-сотворческих занятиях, то их публичное представление, к сожалению, будет свидетельствовать о недопонимании психологом существа происходящего на сеансе резонансного сотворчества

Ещё один аспект, на примере которого видно различие между диагностическим применением художественных техник и применением технологии резонансного сотворчества – это аспект открытости/ закрытости процесса, изобразительного и нефигуративного в искусстве. В диагностике вполне оправдано использование закрытых творческих процессов – то есть процессов с заранее известным результатом, независимо от того, поставлена ли задача психологом, к примеру «нарисуйте свою семью», или ребёнок решает сам: «сейчас нарисую дерево». Такие результаты достаточно объективны, методики их диагностической интерпретации дают более или менее корректные и однозначные ответы.

Технология резонансного сотворчества ценна и в диагностической практике, так как открытое нефигуративное творчество явно имеет большой потенциал. Здесь психолог, с одной стороны, ставит ребёнку только процессуальную задачу (не «нарисуйте то-то», а «рисуйте так-то»), а с другой стороны – последовательно направляет ребёнка на свободное выражение своего внутреннего мира, наблюдая его «резонирование» на определённый цвет и форму, за которыми кроется глубоко символичный смысл. Нередко в этом «резонировании» и виден корень всех проблем ребёнка-инвалида. Даже в противоположном случае – если ребёнок ничего не хочет вообще, открытый нефигуративный творческий процесс даёт свои результаты, пробуждая интерес к реальности именно непредсказуемостью, неожиданностью результата.

Технология резонансного сотворчества – это эффективная, доступная, простая форма психологической помощи ребёнку-инвалиду, в основе которой - безопасное и естественное для ребёнка творчество как своеобразное «транзитное пространство», более надёжное и защищённое нежели слова.

Внедрение технологии резонансного сотворчества в психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов МБОУ СОШ №3 г.Мамадыш позволило решить задачу предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств этих детей. Также это способствовало развитию у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации, проведению эффективной работы с их семьями и педагогами.

Наряду с другими мероприятиями, осуществляемыми в соответствии с концепцией психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, использование технологии резонансного сотворчества помогло повысить оперативность психологических вмешательств и тем самым усиливать профилактическую направленность работы с детьми-инвалидами в рамках реализации проекта «Доступная среда».

В качестве приоритетных задач применения технологии резонансного сотворчества в работе с детьми-инвалидами выступали:

  • реабилитация/ ресоциализация детей и подростков с «особыми потребностями», то есть имеющими те или иные системные нарушения (речи, слуха, зрения, двигательных функций), отклонения в поведении, пребывающих в аномальных психосоциальных условиях и т.д.;

  • профилактика поведенческих и эмоциональных нарушений, аддикций и нарушений школьной адаптации;

  • содействие более гармоничному, всестороннему развитию личности детей-инвалидов, тесно связанное с задачами психопрофилактики, а также достижение более высокого уровня их психосоциальной адаптации.

  • профилактика и коррекция эмоциональных расстройств у родителей детей-инвалидов.

Технология резонансного сотворчества сама по себе не призвана решать воспитательно-образовательные задачи, но может содействовать их решению путём устранения либо смягчения психологических, личностных отклонений у учащихся-инвалидов, а также нейтрализации и коррекции некоторых патогенных внутрисемейных влияний на личность ребёнка-инвалида.

Выдвижение вышеперечисленных задач в качестве приоритетных отличает технологию резонансного сотворчества как систему психокоррекционных и профилактических воздействий от художественной педагогики, с одной стороны, и различных инновационных образовательных технологий, использующих творческое самовыражение учащихся в качестве средства повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса, с другой стороны.

Несмотря на то, что форма и даже содержание творческой деятельности во время резонанс-сотворческих занятий и в процессе обучения нередко характеризуются значительным сходством, условия и направленность резонанс-сотворческого и образовательного процессов всё же различны. Они по-разному влияют на психологические структуры детей-инвалидов и обуславливают разную психическую динамику.

Условия и формы проведения

При проведении резонанс-сотворческих занятий обычно обязательными являются такие условия, как:

  • психологическая безопасность участников процесса;

  • отказ от оценивания процесса и результатов творческой деятельности с точки зрения художественно-эстетической и даже морально-нравственной;

  • приватность и конфиденциальность;

  • партнёрство в отношениях ребёнка и психолога;

  • неограниченная свобода выбора ребёнком изобразительных материалов и способов работы с ними, тем и сюжетов для творчества, допустимость нарушения традиционных изобразительных форм;

  • делегирование ребёнку ответственности за процесс и результаты деятельности, связанное с использованием так называемого недирективного подхода.

Различия в условиях и направленности резонансного сотворчества и образовательного процесса могут в некоторых случаях создавать трудности в понимании членами педагогического коллектива резонанс-терапевтической работы и даже её восприятия как «угрозы» традиционной системе институциональных, педагогических отношений. В тоже время технология резонансного сотворчества по своей сути конгруэнтна педагогике, поскольку в качестве своей стратегической цели она, так же как и педагогика, имеет социально успешную, здоровую личность учащегося и ребёнка-инвалида в частности, характеризующуюся высоким уровнем самореализации и качества жизни.

Можно также рассматривать технологию резонансного сотворчества в качестве средства, способствующего смягчению влияния на организм и психику детей-инвалидов определённых факторов, связанных с системой образования и характерными для неё психологическими нагрузками и институциональными отношениями.

Организационными формами технологии резонансного сотворчества в МБОУ СОШ №3 г.Мамадыш выступали:

  • индивидуальное консультирование, то есть такой вариант психологического консультирования, при котором на протяжении всего процесса или на его этапах активно применяются средства визуальной, проективно-символической коммуникации консультируемого и психолога: работа с проективным материалом (фотографиями, стимульными рисунками и др.), рисунок, лепка;

  • групповые резонанс-сотворческие занятия в форме арт-студии;

  • семейная терапия родителей детей-инвалидов на основе технологии МРС. В отличие от обычного семейного консультирования и семейной психотерапии данная форма работы с семьёй характеризуется активным применением изобразительных средств, которые служат основой для диагностики и коррекции семейных отношений.

В дальнейшем на базе МБОУ СОШ №3 г.Мамадыш планируется реализация таких форм психологической работы как выставки, художественные инсталляции и ландшафтные проекты, связанные с художественным оформлением внутреннего пространства учреждения и прилегающей к нему территории.

Внедрение форм работы, основанных на технологии резонансного сотворчества, арт-методах и связанных с проявлением свободной творческой инициативы учащихся в среде МБОУ СОШ №3, в том числе и детей-инвалидов, явилось катализатором сложной институциональной динамики и даже привело к перестройке сложившихся традиционных отношений в системах «учитель-ученик» и «учитель-родитель». Ирина Фагимовна на встречах с педагогическим коллективом нашей школы нацеливает его на глубинный подход к восприятию личности ребёнка, объясняя необходимость эстетического оформления образовательного пространства, создания художественного ландшафта близлежащих территорий как обязательного условия формирования полноценной психики ребёнка.

В МБОУ СОШ №3 г.Мамадыш использовались возможности для организации системы резонанс-сотворческих занятий с применением различных арт-методов для детей-инвалидов и внедрения её отдельных элементов в деятельность дополнительного образования. При этом виды и формы работы по технологии резонансного сотворчества в условиях дополнительного образования предполагали большую дифференцированность по сравнению с проведением занятий в условиях школы. В частности, такой формой работы явилась реализация проекта «Мы вместе!», ставившего своей целью взаимодействие и социально-психологическую поддержку социальными лидерами МБОУ СОШ №1 учащихся-инвалидов.

Реализация этого проекта показала значительные возможности для реализации здоровьесберегающего аспекта технологии резонансного сотворчества. Создание такого проекта обладало значительной привлекательностью для детей-инвалидов. При этом правомерно говорить о проведении не столько групповых занятий в режиме арт-студии, сколько о реализации интегрированной программы, ориентированной на решение комплекса развивающих и здоровьесберегающих задач на основе объединения художественно-образовательного направления и технологии резонансного сотворчества в деятельности МБОУ СОШ №3 г.Мамадыш.

Такая программа была рассчитана на участие детей-инвалидов, молодёжи и взрослых с разным уровнем художественных способностей, социальным опытом и состоянием здоровья. Хотя в этом случае можно говорить о проведении специальной программы, рассчитанной на участников с «особыми потребностями», но программа не была связана с акцентировкой на проблемах здоровья детей-инвалидов.

Эта интегрированная программа с использованием технологии резонансного сотворчества и арт-методов была связана с творческой переработкой традиционных художественных форм и фольклора, с одной стороны, и новых жанров визуального искусства, таких, как фотография, работа с объектами, создание психотерапевтического календаря. При этом создавались значительные возможности для применения полимодальной немедицинской психотерапии искусством, сочетающей разные формы самовыражения.

В работе с детьми-инвалидами технология резонансного сотворчества позволяла отыграть многие психотравмирующие ситуации жизни детей-инвалидов: непонимание близких, холодность или гиперопеку, предательство, горе, потерю, тяжёлую болезнь, утрату доверия к миру и так далее. Она помогала понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен.

Реагируя (резонируя) на стимулирующее творческое произведение, дети могли отстраниться от пережитого, переосмыслить его. Арт-методы позволяли каждому творить жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, отстранённо смотреть на конфликты.

Очень эффективным было использование рисования, или проективного рисунка, в индивидуальной работе с детьми-инвалидами, которые находились в травмирующей, кризисной ситуации.

В работе с детьми-инвалидами было важно использовать гибкие формы психологической работы, и метод резонансного сотворчества предоставлял детям возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Сам ребёнок-инвалид, как правило, даже не осознавал того, что с ним происходит, ему просто было очень плохо, и это отражалось на его здоровье, успеваемости, контактах, поведении, настроении.

Рисование на основе резонирования позволило ребёнку понять и ощутить самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогло быть самим собой, мечтать и надеяться. Рисование на основе резонирования – это не только отражение в сознании детей-инвалидов окружающей действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, её моделирование и трансформация. Нельзя недооценивать при этом непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. Ведь не зря странах каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времён для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов.

Рисуя, ребёнок-инвалид давал выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивал свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасался с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Детям-инвалидам нашей школы присущи некоторые особенности, которые позволили мне как психологу широко использовать технологию резонансного сотворчества и различные арт-методы.

Во-первых, дети-инвалиды в большинстве случаев затруднялись в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них была более естественна, и рисование было особенно важным для тех, кто не мог «выговориться». В творчестве выразить свои мысли, чувства и фантазии гораздо легче, чем рассказать о них.

Во-вторых, дети были более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их реакции на образ были более непосредственны, не проходили цензуры сознания. Поэтому отражение и преображение в их рисунках ситуаций, их бытия в мире, их чувств и переживаний легко доступны для восприятия, анализа и трансформации.

В третьих, живость и богатство их фантазии оказались безграничными. Творческое воображение ребёнка способно развивать как реальные, жизненные истории на основе резонирования на рисунки, так и сказочные. Занятия с детьми-инвалидами по технологии резонансного сотворчества служили средством для вытеснения эмоций или односторонностей, инструментом для диагностики, а также способствовали развитию эстетических вкусов и художественного творчества.

Невербальные средства были наиболее аутентичны для выражения и прояснения эмоционального состояния ребёнка-инвалида.

Ребёнок, «срезонировав» на что-либо, сам того не замечая, спонтанно рисовал линии, «каракули», зачёркивал изображения, зачернял пространство листа бумаги, чертил палкой по песку. Как правило, данный процесс не контролировался сознанием, это были так называемые свободные рисунки, «почеркушки» как неосознанный способ вынести негативные переживания вовне, освободиться от переизбытка эмоций и чувств. По словам известного психотерапевта Натали Роджерс, «когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведения, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения».

К.Юнг считал изобразительное творчество чрезвычайно важным инструментом для самоисцеляющих возможностей психики. Как известно, травматичный опыт запечатлевается в образной форме. Поэтому именно процесс резонансного сотворчества являлся эффективным средством его преодоления: акт резонансного сотворчества сопровождался очень сильными чувствами и вёл к катарсису.

Аффекты, как известно, достаточно часто возникают в жизни детей-инвалидов. Они развиваются в условиях, когда ребёнок не справляется с возникшей ситуацией. Поэтому, чтобы затормозить развитие негативных процессов, травмирующих психику ребёнка-инвалида, было необходимо выбрать эффективный способ помощи и самопомощи.

Преимущество технологии резонансного сотворчества в том, что ребёнок, наряду с консультациями психолога и других специалистов, может вполне самостоятельно применять отдельные приёмы и упражнения. К примеру, моделирование конфликта художественными средствами может актуализировать и исследовать собственное поведение в состоянии стресса, осознать чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу. Это облегчит эмоциональную боль, позволит взглянуть на травмирующую ситуацию по-новому, изменить к ней отношение.

Практика группового резонансного сотворчества

Хочется описать несколько конкретных техник метода резонансного сотворчества, которые эффективно использовались в работе с детьми в рамках реализации проекта «Доступная среда».

Приведённые ниже техники были успешно применены в работе с детьми-инвалидами МБОУ «СОШ №3 г.Мамадыш» в возрасте от 8 до 16 лет. Целью данной работы было устранение неэффективного психологического напряжения; формирование положительного образа Я и самооценки. Из поставленных целей вытекали следующие задачи:

  • отреагирование актуальных состояний;

  • снятие эмоционального напряжения;

  • развитие чувства собственной значимости;

  • поощрение позитивных форм активности.

В процессе группового резонансного сотворчества удовлетворялась актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождалась психологическая энергия, которая тратилась ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок-инвалид начинал чувствовать себя спокойно, расслабленно. Психологическая защита уступала место инициативности, творчеству.

Через резонансное сотворчество дети получили новую информацию о себе : «я успешен», « у меня есть способности», «я признан другими», «моё мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями».

Через взаимодействие с детьми в процессе сотворчества ребёнок менял свои ожидания от социальных отношений: « я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».

В процессе группового сотворчества дети не находились в ситуации контроля и не тренировались использовать новые способы поведения. На место утративших актуальность механизмов защиты приходит активность. Обусловленная новыми установками: « я получаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила, потому что их нарушение помешает мне получать удовольствие от занятий».

Резонанс-сотворческая техника «Эмоции и чувства»

Назначение и приоритетные цели:

  • исследование и «проработка» эмоций и чувств, в том числе и подавляемых;

  • психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

  • гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста.

Материалы: слайды с цветными пятнами, листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, акварель и гуашь, пиалы с водой.

Инструкция

Рассмотрите цветные пятна на слайдах. Какие эмоции и чувства вы испытываете, рассматривая эти изображения? Простым карандашом с помощью линий на листе бумаги любого формата обозначьте контуры образа, отражающего ваше состояние (эмоции, чувства, переживания) в данный момент.

Примечание. Ограничение на создание конкретных изображений даёт возможность нивелировать когнитивный паттерн и побуждает ребёнка мыслить нестандартно, обеспечивает свободу творческого самовыражения, создание индивидуальных символов, имеющих значение для собственного самопознания.

Если данная техника применяется в ситуации острого стресса, полезно предложить ребёнку смять лист бумаги с контурами рисунка, затем опустить его в воду, расправить и только потом добавить цвет, «проявить», «раскрасить» нарисованный простым карандашом образ.

Данный приём имеет глубокий психологический смысл и заметный положительный эффект, поскольку работа на текстурированной мокрой бумаге позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки, а резонирование на цветные пятна позволяет психологу делать выводы об актуальных психических состояниях.

Практические занятия по технологии резонансного сотворчества иллюстрировали тезис, что переход от одних видов взаимодействия с материалами к другим помогало детям преодолеть те защитные механизмы, которые позволяли ребёнку-инвалиду адаптироваться к травме и её последствиям. Благодаря этому они могут идентифицировать и осознавать подавляемые им чувства, сформировать с ними разные ассоциации, увидеть новый смысл в прошлых событиях и сформировать новые, более здоровые защитные механизмы.

Согласно теории Л.С.Выготского, эмоциональная связь действительности с воображением проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотится в определённые образы, то есть эмоции, и как бы подбирает себе соответствующие впечатления. Однако существует и обратная связь воображения с эмоцией, когда образы порождают чувства. В случаях с детьми-инвалидами было видно, как показ цветных пятен вызывал резонансный чувственный ответ, который «провоцировал» дальнейший творческий процесс с последующим эмоциональным переключением.

Подобные занятия служили целям психологической помощи и поддержки детям-инвалидам, основанным на стимулировании творческого самовыражения и самотерапии.

С большой долей вероятности можно предположить, что обращение к эмоциональной сфере ребёнка через его резонирование на цветовые образы актуализирует присущие его личности эмоциональный и поведенческий паттерны. Поэтому полученная художественная продукция представляет значительный интерес и в плане диагностики.

Предметом размышлений для меня как психолога в данном случае явились такие характеристики и признаки, как гамма чувств, красок, общий колорит рисунка, сравнительная насыщенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других.

В этом же контексте было важно оценить работу с позиций трудоёмкости процесса рисования. Насколько этот процесс был энергичным, как много сил потрачено на создание задуманного образа? Полностью ли закрашен рисунок, или остались пустые места? Что можно сказать о степени интеграции элементов изображения? Как долго длилась работа над каждым из визуализированных чувств, какие при этом возникали затруднения?

Если для изображения эмоций и чувств использовался силуэт человека, было важно обратить внимание на места локализации каждого чувства и сопряжённых с ним эмоций, эмоциональных состояний.

К примеру, по одному мнению, любовь (как, впрочем, и ненависть) необходимо разместить в голове, по мнению других – в области сердца. Бывало, что весь силуэт человека занят только одним этим чувством или, напротив, оно отсутствует вовсе.

Страх и ужас нередко рисовали в ногах «ватные ноги», «дрожащие колени») или в пятках, а также в области лица (глаза, лоб, губы). Агрессия, злость чаще всего изображались в ступнях и кулаках.

Более единодушны дети-инвалиды были в выборе цветовых решений. Чувство любви окрашено преимущественно в розовый или красный; агрессия и злость – в чёрный, грязно-коричневый, тёмно-лиловый; страх и ужас – в серый, тёмно-серый цвета.

Было важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, чёрного цветов показывал на состояние выраженного стресса. Это могла быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности (М.Люшер, Л.Н.Собчик). Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Осознание, как известно, - переломный момент на пути к «психологическому исцелению».

Так постепенно приобретался ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь в их осознании составляла поддерживающий ресурс игр и упражнений технологии резонансного сотворчества.

Обучение навыкам самопомощи арт-методами технологии резонансного сотворчества (работа с пластилином)

Цель: обучение приемам самопомощи арт-методами.

Задачи:

  • формировать умение выражать негативные эмоции социально приемлемым способом;

  • обучать приёмам регуляции и саморегуляции.

Материалы: фотографии с изображениями радости, гнева, удивления и других эмоций, пластилин, доски для лепки, художественные принадлежности, письменные принадлежности.

Инструкция. Рассмотрите фотографии с выражениями лица. Какое настроение вам хочется создать? Сейчас возьмите у меня из рук кусочек картона того цвета и формы, которые соответствуют вашему настроению. Сейчас мы лепим то настроение. Которое у нас появилось. Не обязательно лепить человека. Это может быть любая фигура, блин, ком, или просто форма чего-нибудь. Не забывайте: цвет тоже имеет значение – берите тот цвет, который соответствует вашей эмоции. Если у кого-то настроение уже изменилось, можно взять другой цвет, который больше подходит. Вам нужно придумать то, что вы слепили, - предмет это или живое существо. И рассказать историю про то, что с ним случилось, из-за чего оно испытывает такую эмоцию. Если у кого-то отрицательная эмоция, мы будем её «перелепливать». И сразу придумаем историю о том, что с этим существом могло случиться, почему у него настроение изменилось.

В целом, возможности технологии резонансного сотворчества необычайно широки. В числе задач, которые могут ставиться и разрешаться в работе психолога, - содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств, а также расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости; психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение; гармонизация эмоционального состояния для преодоления деструктивных изменений личности; содействие осознанию ценности собственной личности, развитию образа «Я», самопринятия и, как результат, - осознание конструктивных образов преодоления кризисных ситуаций и развитие психологической устойчивости.

Именно творческая работа с изобразительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, стыда. Позитивные отношения с психологом создают атмосферу психологической защищённости и облегчают ребёнку осознание смыслов визуальных образов.

Это, в свою очередь, способствует пониманию и постепенному преодолению собственных внутрипсихических конфликтов. Вот почему техники резонансного сотворчества, несомненно. Эффективны в исследовании и преодолении кризисных ситуаций в жизни детей-инвалидов (острый стресс, конфликты, первичная и вторичная психотравмы), а также в качестве психологической помощи и поддержки, в развитии устойчивости и сопротивляемости личности ребёнка-инвалида.

Число методов, облегчающихдетям-инвалидам выражение их чувств при использовании технологии резонансного сотворчества, бесконечно. Независимо от того, что ребёнок и психолог выбирают для своих занятий, основная цель психолога всегда одна и та же – помочь ребёнку-инвалиду начать осознавать себя и своё существование в мире. Каждый психолог находит собственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между руководством процессом, с одной стороны, и следованием туда, куда ведёт ребёнок, с другой стороны.

Вначале работа идёт медленно, ребёнок адаптируется, привыкает к психологу, учится ему доверять, привыкает к новым способам работы и взаимодействия с «не-учителем», понимает, что от него требуется. Нужно заметить, что работа с ребёнком-инвалидом – это процесс, который требует осторожности и деликатности, процесс, при котором то, что происходит в душе психолога, взаимодействует с происходящим в душе ребёнка.

Видение и понимание психологом отражённого в продукте деятельности (рисунке, лепке, аппликации и т.д.) непосредственного восприятия ребёнком своей ситуации, его переживаний, чаще всего неосознаваемых и невербализуемых, позволяет вести беседу по тому, что отражено в продукте деятельности.С этого момент резонанс-сотворческий процесс может проходить следующие этапы.

  1. Прояснение отношения ребёнка к процессу сотворчества, к самой работе

Предпринимаются действия, направленные на то, чтобы ребёнок делился своими ощущениями, чувствами, возникающими по отношению к самой работе, к творческому процессу. В результате ребёнок начинает лучше осознавать себя, то, что он делает.

  1. Описание продукта деятельности с точки зрения ребёнка

Ребёнок делится впечатлениями о самом продукте, описывает его так, как ему хочется. Это следующий этап осознания себя.

  1. Обсуждение содержания продукта деятельности

Обсуждается содержание продукта деятельности, его части и детали, появившиеся образы предметов, людей, животных. Проговариваются и обсуждаются конкретные чувства, вызванные изображённой ситуацией и всем тем, что с ней было связано. Проводится необходимая работа с переживаниями.

  1. Описание продукта деятельности с использованием слова «Я»

Можно попросить ребёнка описать продукт творческой деятельности так, как будто продуктом деятельности является он сам, с использованием слова «Я» (если это уместно).

  1. Идентификация

Выбираются важные для ребёнка предметы в продукте его деятельности, для того чтобы он идентифицировал их с чем-нибудь или с кем-нибудь. На этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребёнка. Обострение осознания себя.

  1. Работа с героями продукта деятельности

Ребёнку предлагается вести диалог между двумя героями продукта его творческой деятельности или противоположными сторонами образа или предмета (например, доброта и злость, любовь и ненависть, горе и радость. Сила и слабость, либо счастливая и печальная сторона образа).

  1. Обсуждение цветовой гаммы продукта творчества

Следует попросить ребёнка обратить внимание на цвет: что он означает. О чём говорит.

  1. Установление параллелей с ситуациями жизни и их обсуждение

На этом этапе продукт творчества откладывается и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из продукта деятельности или возникшие в ходе беседы.

В процессе работы осуществляется наблюдение за внешними проявлениями резонирования: особенностями оттенка голоса ребёнка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, тревогу, страх, осознание чего-либо, сопротивление.

Не нужно бояться некоторого оживления боли и страхов, происходящего в процессе резонансного сотворчества, поскольку это одно из условий полного их устранения и трансформации. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

Здесь перечислены почти все этапы работы с продуктом резонансного сотворчества, но не обязательно они присутствуют на каждой встрече.

Таким образом. Продукт резонансного сотворчества исследуется и конкретизируется вместе с ребёнком. Ему задаются вопросы, предлагаются виды различных манипуляций с теми предметами. Людьми, образами и символами, которые появились в процессе творчества, для более глубокого. полного самовыражения. Кто это? Сколько ему лет? Где он живёт? Что делает?Как себя чувствует? Кто этим пользуется? Кто тебе ближе всех? Что заставило его так переживать? Как завершилась ситуация? Что сейчас происходит? Что нужно сделать. Чтобы снизить тревогу? Побороть страх? Что хочется сделать? Представь, что ты это делаешь. Как это? Что будет потом?

Эти вопросы помогают «входить» в продукт резонансного сотворчества вместе с ребёнком и открывают различные пути установления эмоционально-поддерживающих отношений и реализации стабилизирующего психику процесса. Главное – не спешить. Дать возможность выразить всё. Что есть на душе у ребёнка, не задавать лишних вопросов и помочь ему преобразовать негативные. Травмирующие чувства в нечто более позитивное, найти резервы здоровой личности. Подвести к возможным вариантам выхода из ситуации и обсудить их.

Психотерапевтический контакт. Здоровое непрерывное развитие ощущений, чувств и интеллекта ребёнка на протяжении встреч позволяет укрепить его чувство «Я» и содействовать нормальному развитию и личностному росту. Дети-инвалиды, более других понимающие, что жизнь далека от совершенства, что мы живём в мире, полном противоречий и боли, но в нас заложены силы выдерживать это напряжение, преодолевать трудности, сохраняя и развивая себя.

Воздействие таких ограничивающих жизнь ситуаций, как собственное страдание, физические ограничения, потери, боль, изоляция, может быть преодолено только тогда, когда человек в состоянии найти нужное направление и мотивацию и пройти через них во что бы то ни стало. В момент кризиса этой решимости следует учиться у тех, кто старше и опытней. Негативный жизненный опыт, который есть у большинства детей-инвалидов, может оказаться более плодотворным. если в нужные моменты есть возможность прибегнуть к руководству психолога, хорошо понимающего динамику резонирования бессознательного и владеющим техниками и приёмами, позволяющими «вытащить» неотработанное, а затем направить его в исцеляющее творческое русло. С такой поддержкой ребёнку можно многое выдержать и преодолеть. И в этом случае можно сказать, что эффективная технология и практические компетенции психолога успешно дополняют друг друга в решении жизненно важных задач ребёнка-инвалида.


Литература:

  1. Давыдова И. Его величество цвет (текст)// Школьный психолог. – 2008.- январь (№1) – С.41-43;

  2. Копытин А. Терапия искусством в системе образования. (текст)//Школьный психолог - 2011- январь (№1)-С.6-10;

  3. Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии (текст)// Школьный психолог. – 2006. – февраль (№3) – С.10-11;

  4. Петкевича О. Использование рисования при работе с детьми в травматических ситуациях (текст)// Школьный психолог. – 2008 – июнь (№12) С.11–16.


Основные термины (генерируются автоматически): резонансное сотворчество, чувство, процесс, работа, отношение, психолог, продукт деятельности, психологическая помощь, самостоятельная ценность, творческая деятельность.

Похожие статьи

Методологические основы понятия творческой активности...

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

В процессе творческой деятельности человек созидает духовные и материальные ценности.

Возможности работы педагога-психолога по развитию...

Взаимодействие с родителями является важной частью работы педагога-психолога, так как без этого диагностика уровня творческих способностей окажется

Процесс формирования и развития познавательного интереса осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности.

Психолого-педагогические условия развития творческого...

В работе «Воображение и его развитие в детском возрасте» Л. С. Выготский говорил о творческой деятельности как о

творческое воображение, старшие дошкольники, возрастные психологические особенности развития, психолого-педагогические условия.

Психологические условия развития творческих способностей...

Высокая степень эффективности творческих проявлений в социальной работе подтверждается тем, что креативность как способность профессионала к творчеству и творческая деятельность как процесс создания качественно новых материальных и духовных продуктов...

Проблемы профессиональной деятельности практического...

Проблемы профессиональной деятельности практического психолога. Автор: Абдусаматова Озода. Рубрика: Психология.

- творческий характер профессиональной деятельности, базирующийся на знании психологической сути процессов и явлений, широкой эрудиции...

Развитие креативности у студентов колледжа | Статья в журнале...

Финальным этапом работы было приглашение студентов к сотворчеству — написанию поэтических текстов.

творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Это и определяет значение самостоятельной деятельности как существенного компонента в системе процесса

Известный психолог А.Н. Леонтьев в структуре деятельности вычленяет такие

Таким образом, в психологической теории субъект осуществляет деятельность.

Стратегии преодоления психологических барьеров в творчестве...

психологические барьеры, творческая деятельность.

Внеаудиторная деятельность как условие творческой... внеаудиторная деятельность, внеаудиторная работа, творческая самореализация, будущий педагог, творческий процесс, творческий потенциал, потребность...

Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога

Статья затрагивает проблему доверия в системе психолого-педагогических отношений.

Вся оценка профессиональной деятельности преподавателя сводится к стажу его работы и

Учебный процесс строится так, чтобы не препятствовать развертыванию образовательных...

Похожие статьи

Методологические основы понятия творческой активности...

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

В процессе творческой деятельности человек созидает духовные и материальные ценности.

Возможности работы педагога-психолога по развитию...

Взаимодействие с родителями является важной частью работы педагога-психолога, так как без этого диагностика уровня творческих способностей окажется

Процесс формирования и развития познавательного интереса осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности.

Психолого-педагогические условия развития творческого...

В работе «Воображение и его развитие в детском возрасте» Л. С. Выготский говорил о творческой деятельности как о

творческое воображение, старшие дошкольники, возрастные психологические особенности развития, психолого-педагогические условия.

Психологические условия развития творческих способностей...

Высокая степень эффективности творческих проявлений в социальной работе подтверждается тем, что креативность как способность профессионала к творчеству и творческая деятельность как процесс создания качественно новых материальных и духовных продуктов...

Проблемы профессиональной деятельности практического...

Проблемы профессиональной деятельности практического психолога. Автор: Абдусаматова Озода. Рубрика: Психология.

- творческий характер профессиональной деятельности, базирующийся на знании психологической сути процессов и явлений, широкой эрудиции...

Развитие креативности у студентов колледжа | Статья в журнале...

Финальным этапом работы было приглашение студентов к сотворчеству — написанию поэтических текстов.

творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Это и определяет значение самостоятельной деятельности как существенного компонента в системе процесса

Известный психолог А.Н. Леонтьев в структуре деятельности вычленяет такие

Таким образом, в психологической теории субъект осуществляет деятельность.

Стратегии преодоления психологических барьеров в творчестве...

психологические барьеры, творческая деятельность.

Внеаудиторная деятельность как условие творческой... внеаудиторная деятельность, внеаудиторная работа, творческая самореализация, будущий педагог, творческий процесс, творческий потенциал, потребность...

Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога

Статья затрагивает проблему доверия в системе психолого-педагогических отношений.

Вся оценка профессиональной деятельности преподавателя сводится к стажу его работы и

Учебный процесс строится так, чтобы не препятствовать развертыванию образовательных...