Библиографическое описание:

Канаева Н. А. Кризисы, их роль в профессиональном становлении личности [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 67-71.

Профессиональная деятельность в жизни каждого человека занимает важное место. Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что всё больше ощущается необходимость не только расширения её масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Это в немалой степени связано с особой ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков, ситуацией хаоса не только в социально-экономической, но и в духовной сферах общественной жизни.

Именно в таких условиях современным подросткам приходится выстраивать перспективы своего собственного личностного и профессионального развития.

Профессиональное становление личности в психологии есть процесс прогрессивного изменения её под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Решающее значение в становлении личности принадлежит ведущей деятельности. Оно неизбежно приводит к выделению в непрерывном процессе становление личности, связанного с выбором и подготовки к выполнению человеком профессиональной деятельности. Превращение её зависит от социально-экономических отношений, социальной ситуации и позиции личности. Это время занимает большую часть жизни человека.

Изменения, происходящие с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного выполнения, приводят к становлению её как специалиста и профессионала [5, с.84].

Э.Ф. Зеер считает, что профессиональное становление – это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. Учёный утверждает, что движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности [2].

Опираясь на работы Ю.П.Поваренкова можно выделить основные характеристики профессионального становления личности: нервномерность и гетерехронность.

Неравномерность проявляется в наличии кризисов профессионального развития, которые происходят как на стадии профессионального обучения, так и на стадии самостоятельной профессиональной деятельности. Гетерохронность выражается в разновременности развития подструктур личности, в различной скорости и глубине их преобразования, в несовпадении динамики изменения критериев профессионализации[4, с.4].

На основе анализа психолого-педагогической литературы (Э.Ф. Зеер, А.П. Зольников, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова) можно отметить, что важная роль в профессиональном становлении личности принадлежит кризисам.

Жизненные кризисы являются предметом пристального внимания зарубежных психологов Ш.Бюлер, Б.Ливехуда, Э.Эриксона. Разделяя человеческую жизнь на периоды, они обращают внимание на трудности перехода от одной стадии к другой [3, с.205].

Мы остановимся на рассмотрении кризисов профессионального становления личности.

Э.Э. Сыманюк указывает, что в психолого-педагогической науке выделяют шесть видов кризисов профессионального становления: кризисы учебно-профессиональной ориентации, выбора профессии, профессиональных экспектаций, профессионального роста, профессиональной карьеры и ненормативный кризис [6].

В основе возникновения кризисов профессионального становления важно выделить следующие факторы:

  1. изменение социально-экономической ситуации профессионального развития;

  2. возрастание профессиональных требований к человеку;

  3. рост или снижение профессиональных притязаний личности;

  4. полная поглощённость профессиональной деятельностью;

  5. нормативные возрастные кризисы.

В зависимости от условий возникновения и решаемых задач Ю.П.Поваренков выделяет три группы кризисов профессионального становления.

К группе адаптационных относятся кризисы, которые инициируются изменением ситуации профессионального развития и разрешаются благодаря формированию психологических новообразований, обеспечивающих приспособление индивида к новым условиям профессионального становления реализации.

К ним относится кризис адаптации к профессиональному обучению, когда новоиспечённый студент обнаруживает, что привычные способы организации учебной деятельности неэффективны, а для освоения новых знаний и умений требуется больше самостоятельности и ответственности.

Данный кризис мы можем наблюдать у студентов техникума на 1 курсе. Проведённое исследование с помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности студента» (А.А.Реан и В.А.Якунин) показывает следующие результаты. Показатели мотивов: 3 – успешно продолжить обучение на последующих курсах, 8 – не запускать изучение предметов учебного цикла, 13 – быть примером для сокурсников на 1 курсе имеют невысокие показатели, а на 2 курсе повышаются. Это можно объяснить тем, что многие студенты, сталкиваясь с тудностями, переживают разочарование в получаемой профессии. У некоторых возникает недовольство отдельными учебными предметами из-за того, что привычных способов организации учебной деятельности недостаточно. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчётливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения.

На 2 курсе появляются специальные дисциплины, и у многих учащихся появляются сомнения в выборе правильности профессионального выбора, падает интерес к учёбе. Здесь следует отметить, что у студентов, которые сами осознанно выбрали данную профессию, сохраняется интерес к учебным предметам, они относятся к группе хорошистов и отличников. Для данных студентов характерна внутренняя мотивация, а для слабых студентов – внешняя ситуационная мотивация (избегание осуждения, боязнь лишения стипендии, боязнь наказания за плохую учёбу). Поэтому показатели таких мотивов, как: 1 - стать высококвалифицированным специалистом, 4 – успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», 6 – приобрести глубокие и прочные знания, 7 – быть постоянно готовым к очередным занятиям, 10 – обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, 16 – получить интеллектуальное удовлетворение, - снижены на 2 курсе. Как мы видим, мотивационная сфера студентов существенно перестраивается в период обучения в техникуме: трансформируются мотивы, интересы, меняется отношение к профессии. Это подтверждает наличие у студентов кризиса профессионального становления, который имеет неравномерный характер.


Вторую группу кризисов профессионального становления образуют кризисы, условно названные «надситуационными». Главная их особенность заключается в том, что они возникают в условиях стабильной ситуации профессионального развития и инициируются не путём изменения предъявляемых требований, а через повышение требований к себе, снижение своей профессиональной самооценки, повышение уровня притязаний. Разрешаются эти кризисы не через адаптацию к ситуации, а через реализацию индивидуальности профессионала, проявляющуюся в его отношении к своим профессиональным достижениям и перспективам, в оценке реализации своих требований, своего потенциала, своих потребностей.

К этой группе относится кризис профессионального роста, который возникает примерно на четвёртом – пятом году самостоятельной деятельности, когда специалист начинает без особых проблем справляться с решением производственных задач, обретает определённый и устойчивый статус в трудовом коллективе. При этом изменяется его отношение к себе и своим профессиональным успехам. Тем самым он создаёт новую ситуацию профессионального развития, которая и переживается человеком как кризисная.

Третья группа кризисов профессионального становления может быть названа кризисами самоопределения. Их главная особенность заключается в том, что они инициируются кризисами жизненного пути, но по форме и содержанию являются профессиональными, т.е. оказывают существенное влияние на процесс становления и реализации профессионала [1, с.21].

Таким образом, кризисы играют важную роль в профессиональном становлении личности. От того, какие вопросы ставит перед собой человек в периоды этих кризисов и как он на них отвечает, существенно зависят содержание и направление его дальнейшего профессионального пути.


Литература:

  1. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий:Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. – («Gaudeamus»).

  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий:Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с. – («Gaudeamus»).

  4. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности/ Автореф. дисс….докт.психол.наук, Ярославль, 1999.

  5. Полуянов В.П. Психология профессионального становления личности/ Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сборник материалов 3 Всероссийской научно-практической конференции, Белгород, 2011. – Белгород: Изд-во БГТУ им.В.Г.Шухова, 2011.

  6. Сыманюк Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности. Автореф. дисс…канд. психол. наук, СПб., 1999.





Обсуждение

Социальные комментарии Cackle