Библиографическое описание:

Трущенко М. Н. К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 1-8.

Начиная с 70-х годов XX века, благодаря психиатру H. J. Freudenberger, который в своей статье озвучил проблему выгорания, оно явилось предметом многих научных изысканий зарубежных психологов. Однако исследования синдрома выгорания в настоящее время остаются такими же актуальными, как и раньше, несмотря на то, что по оценкам W.B. Schaufeli [17], C. Maslach [16], J. Halbesleben [12] издано более 6.000 тысяч книг, глав диссертаций и журнальных статей содержащих публикацию или упоминание о выгорании.

Отмечая большое разнообразие исследований, можно также отметить разнообразие значения термина, его перевода и содержания, которые в разных языках не совпадает. На это влияет не только языковые причины, но и местный социальный контекст. В некоторых странах, например в Швеции, официальный диагноз «выгорание» дает возможность человеку получить финансовую компенсацию, консультирование, психотерапевтическое лечение. Однако в большинстве других стран, синдром выгорания не признается официальным диагнозом и «выгоревшие» сотрудники не имеют права для компенсации или лечения любого рода. Но само отсутствие официального диагноза не говорит об отсутствии этого явления в обществе, следовательно, одно и то же мы можем называть по-разному.

За более чем сорокалетний период времени накопилось множество научных материалов, которые рассматривают выгорание в различных аспектах и подходах. Но прежде, чем выделить эти подходы, следует определиться с переводом термина и его пониманием в отечественной психологии.

Представители Санкт-Петербургской психологической школы, в частности, Слабинский В.Ю. утверждает, что: «…термин «burnout» можно перевести с английского как «выгорание»; в то же время «burn» означает «сгорание», но эти термины не являются синонимами. «Выгоревший» - это сохранивший внешнюю оболочку, форму, но потерявший содержание, сущность, то есть внутренне трансформировавшийся. «Сгоревший» - означает превратившийся в пепел, исчезнувший» [9, с. 182]. Далее им предлагается использовать термин «синдром личностной деформации», который объединяет «выгорание» и «сгорание».

Психологи Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С. определили выгорание как: «Синдром психического выгорания - многомерный конструкт, включающий в себя совокупность негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения как следствие продолжительных и интенсивных стрессов общения» [4, с. 333] и «Синдром профессионального выгорания – совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей работы (профессии) и субъектов делового общения» [4, с. 332].

В Ярославской психологической школе получил распространение перевод термина «burnout» - психическое выгорание. Рукавишников А.А. основывает свое определение выгорания на том, что это психологическое явление характерное для лиц, не страдающих психопатологией, и которое проявляется в дисфункциональных установках и поведении, снижении профессиональной мотивации [2, с. 8].

В других исследованиях можно найти определение выгорания, как «дезадаптационное явление, которое характеризуется потерей личностью интереса к предмету и продукту своей деятельности, чувством внутренней опустошенности, нарушениями межличностного взаимодействия в широком контексте социальной ситуации» [1, с. 3]. Демина Л. Д. и Ральникова И. А. видят его как «функциональный стереотип, который позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические и психологические ресурсы» [7, с. 18]. Вайнштейн Л.А. использует термин «феномен психического выгорания», который понимает, как «особое проявление отрицательного воздействия профессии на личность» [3, с. 184].

Сторонники изучения выгорания с позиций теории стресса и общего адаптационного синдрома (Бойко В. В., 1996; Вид В. Д., Лозинская Е. И., 1998; Постнов В.В., 2010) соотносят его проявления с симптомами третьей фазы по Г.Селье – истощение. Бойко В.В. считает, что синдром выгорания является выработанным личностью механизмом психологической защиты, который помогает исключить психотравмирующее воздействие стрессоров, посредством частичного или полного исключения эмоций [7, с. 17]. Рыбников О.Н. приравнивает состояние выгорания к особой форме стресса: «Другой наиболее распространенной формой профессионального стресса у работников является так называемый синдром психического выгорания»[8, с. 231].

Отечественные ученые, занимающиеся проблемой выгорания, исходили из наработок зарубежных психологов, поэтому перевод термина у разных авторов в исследованиях различается, что видно из таблицы 1.


Таблица 1

Перевод термина «burnout» в работах разных исследователей

Перевод «burnout»

Исследователь

Синдром психического выгорания

Рыбников О.Н.

Синдром профессионального выгорания

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.

Синдром личностной (профессиональной) деформации

Слабинский В.Ю., Подсадный С.А., Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А.

Эмоциональное сгорание

Демина Л.Д., Ральникова И.А., Постнов В.В.

Синдром эмоционального сгорания

Бойко В.В., Аминов Н.А., Форманюк Т.В., Яценко Т.С.

Синдром эмоционального перегорания

Вид В.Д., Лозинская Е.И.

Феномен психического выгорания

Вайнштейн Л.А.

Синдром эмоционального выгорания

Макарова Г.А.

Психическое выгорание

Рукавишников А.А., Орел В.Е


Теоретический анализ научной литературы по определению терминологии показывает то, что каждый автор, занимающийся вопросом выгорания, понимает его по-своему. Однако после I Международной научно-практической конференции, посвященной исследованию выгорания (2007 год, г. Курск) было принято решение об использовании единого термина – «синдром выгорания» - без уточняющих прилагательных, подчеркивая тем самым то, что данное явление встречается только у профессионалов в коммуникативной сфере [10, с. 8].

В психологической литературе различают несколько подходов, на основе которых строятся объяснительные модели выгорания [5, с. 4].

  • Индивидуально-психологический подход объясняет причину выгорания из несоответствия между ожиданиями от работы и реальной действительностью.

  • Социально-психологический подход принимает за детерминирующий фактор выгорания специфику работы в социальной сфере.

  • Организационно-психологический подход связывает причину развития выгорания с проблемами личности в организации: отношения руководства к работнику, ролевой конфликт и т.д.

Анализ состояния выгорания может производиться еще с позиций традиционных теорий, таких как когнитивно-бихевиоральная, психоаналитическая, а также экзистенциального и гештальт-направления. Следовательно, выгорание может являться результатом набора неверных ожиданий, неспособности специалиста к интеграции и целостному восприятию реальности, либо неразрешенного контрпереноса в аналитическом процессе. Экзистенциальное направление определяет выгорание, как результат процесса разочарования [5], а некоторыми исследователями связывается с понятием, предложенным Д.А. Леонтьевым, «смыслового отчуждения» [6, с. 97].

По результатам зарубежных исследований, касающихся сущности и природы феномена выгорания были созданы различные модели, отражающие компоненты и структуру этого явления (таблица 2).

Таблица 2

Модели синдрома выгорания

МОДЕЛИ ВЫГОРАНИЯ:

ФАКТОРНЫЕ (описывают компоненты структуры выгорания)


однофакторная модель

двухфакторная модель

трехфакторная модель

четырехфакторная модель

Авторы

A.M. Pines, E. Aronson, 1988

D. Dierendonck, W. Schaufeli, H. Sixma, 1994

C. Maslach, S.E. Jackson

E. Iwanicki, R. Schwab 1981; G. Firth, A. Mims, 1985

Структура выгорания (компоненты)

истощение

эмоциональное истощение, деперсонализация

редукция личностных достижений, эмоциональное истощение, деперсонализация

редукция личностных достижений, эмоциональное истощение, деперсонализация, четвертый – сочетание каких-либо двух из трех приведенных компонентов

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ (выгорание, как динамический процесс, имеющий фазы)

Авторы

Р.Т.Голембиевс-кий, Р.Ф.Мунзенридер

Дж. Гринберг

Б. Перлман, Е.А. Хартман

В.В. Бойко

Суть модели

Выделяется три степени и восемь фаз выгорания, отличающиеся взаимоотношением показателей трех компонентов по методике C. Maslach - MBI.

Выгорание - пятиступенчатый прогрессирующий процесс с нарастанием степени выраженности проявлений с течением времени.

Используется описание развития выгорания, как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы.

За основу развития выгорания принята концепция развития стресса. Выделяется три фазы, в каждой из которых по четыре симптома.


Подробное рассмотрение каждой факторной и процессуальной модели можно найти в психологической литературе [4]. Однако хочется обратить внимание на то, что предложенный А. Pines и Е. Aronson, как главный компонент выгорания – истощение, находит своих сторонников и сегодня. Это демонстрирует оригинальное исследование по валидизации и адаптации французской версии инструмента выгорания Burnout Measure Short versionBMS (Maslach-Pines, 2005), подтверждающее мнение о том, что выгорание есть не что иное, как истощение [15].

Но чаще всего придерживаются трехкомпонентной структуры синдрома выгорания. В своей работе Daniel W. Law с помощью методики MBI-HSS (Maslach Burnout Inventory-Human Services Survey) индивидуально модифицированной версии MBI, исследовал выгорание студентов изучающих бизнес. Он показал, что трехкомпонентная модель выгорания справедлива и по отношению к ним. Так, по результатам проведенного исследования у студентов определен крайний уровень выгорания еще до выпускных экзаменов [14, с. 195].

В результате анализа литературы в большинстве научных исследований используется трехмерное описание выгорания, что подразумевается инструментом MBI, который явно доминирует по применению среди всех, т.к. «к концу 90-х годов MBI был использован в 93% журнальных статей и диссертаций» [18, с. 211]. Хоть и появляются некоторые альтернативные инструменты выгорания, такие как Oldenburg Burnout Inventory (Demerouti et al., 2002) [11] и Copenhagen Burnout Inventory (Kristensen et al., 2005) [13], однако MBI остается «золотым стандартом» для оценки этого состояния.

С учетом современных условий деятельности и жизни человека состояние выгорания стало распространенным, и, можно говорить, естественным явлением по сравнению с периодом его первого появления среди медицинского персонала и социальных работников. Сейчас оно распространенно среди всех социономических профессий и даже фиксируется среди студентов, которые еще не сдали выпускных экзаменов.

Таким образом, синдром выгорания – это состояние, которое имеет поликомпонентную структуру, и проявляется не только в аффективной, но и когнитивно-поведенческой сферах человека. Несмотря на то, что пройден большой исследовательский путь в познании этого явления учеными, на сегодняшний день остаются приоритетными развитие методического инструментария и его возможностей экспресс-диагностики, а также расширение и включение в диапазон исследований большего контингента лиц, а именно студентов, которые только приобщаются к определенной профессиональной деятельности.


Литература:

  1. Айсина, Р. М. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Р. М. Айсина ; Российский гос-й соц-й ун-т. – Москва, 2007. – 27 с.

  2. Борисова, М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / М.В. Борисова ; Ярославский гос. пед. ун-т. – Ярославль, 2003. – 18 с.

  3. Вайнштейн, Л. А. Психология труда : курс лекций / Л. А. Вайнштейн. – Минск : БГУ, 2008. – 219 с.

  4. Водопьянова, Н., Старченкова, Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009. – 336с.

  5. Лэнгле, А. Экзистенциальное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии . – 2008. – № 2. – С. 3-16.

  6. Осин, Е. Н. Отчуждение как психологическое понятие / Е.Н. Осин // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под. Ред. Д. А. Леонтьева. – М: Смысл. – 2007. – С. 97-100.

  7. Подсадный, С. А., Орлов, Д. Н. Развитие научных представлений о синдроме выгорания / С. А. Подсадный, Д. Н. Орлов // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография ; под. ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла и др. – Курск, 2008. – С.13-34.

  8. Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений / О. Н. Рыбников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.

  9. Слабинский, В. Ю. Основы психотерапии. Практическое руководство / В.Ю. Слабинский. – СПб.: Наука и техника, 2008. – 464 с.

  10. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий [Текст] : коллективная монография / под. ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла и др. ; Курский гос. ун-т.- Курск : КГУ, 2008.-336 с.

  11. Demerouti, E., Bakker, A., Vardakou, I., Kantas, A. The convergent validity of two burnout instruments: a multitrait-multimethod analysis / E. Demerouti, A. Bakker, I. Vardakou, А. Kantas // European Journal of Psychological Assessment. – 2002. – Vol. 18. – Р. 296-307.

  12. Halbesleben, J. R., Buckley, M. R. Burnout in organizational life / J. R. Halbesleben, M. R. Buckley // Journal of Management. – 2004. - Vol. 30. – Р. 859-879.

  13. Kristensen, T. S., Borritz, M., Villadsen, E., Christensen, K. B. The Copenghagen burnout inventory: a new tool for the assessment of burnout / T. S. Kristensen, M. Borritz, E. Villadsen, K. B. Christensen // J. Work and Stress. – 2005. – Vol. 19. – Р.192-207.

  14. Law, D. W. A measure of burnout for business students / D. W. Law //Journal of education for business. – 2010. – Vol. 85. – Р. 195-202.

  15. Lourel, M., Gueguen, N., Mouda, F. Psychometric properties of a global measure of job burnout / M.Lourel, N.Gueguen, F. Mouda // Study Psychologica – 2008. – Vol. 50, №1. – Р. 109-118.

  16. Maslach, C., Schaufeli, W. B., Leiter, M. P. Job burnout / C. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leiter // Annual Review of Psychology. – 2001. - Vol. 52. – Р. 397-422.

  17. Schaufeli, W. B., Enzmann, D. The Burnout companion to study and research : A critical Analysis / W. B. Schaufeli, D. Enzmann. – London : Taylor & Francis. – 1998.

  18. Schaufeli, W. B., Leiter, M. P., Maslach, C. Burnout : 35 years research and practice / W.B. Schaufeli, M.P. Leiter, C. Maslach // Career Development International. – 2009. – Vol. 14, №3. – P. 204-220.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle