Библиографическое описание:

Иванова В. В., Иванова Н. А., Токарев А. А. Образовательная программа: психологическая готовность к школьному обучению [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 115-121.

  1. Актуальность программы

Психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и помочь сформировать у воспитанников представление об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что в свою очередь, может обеспечить усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

В последнее время воспитатели детских садов отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, создаваемыми недостаточным уровнем развития познавательной деятельности. Поэтому оказание действенной психолого-педагогической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

  1. Теоретические основы программы

Программа построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.

  1. Цель

Формирование психолого-педагогических когнитивных структур путем усвоения обобщённых представлений о содержании, организации и принципах осуществления различных познавательных действий и когнитивных умений, путем проведения трениноговых занятий на развитие познавательной детальности у детей дошкольного возраста.

  1. Направленность и уровень программы

Коррекционно-развивающая программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.

5. Задачи

- развитие наглядно-образного мышления;

- формирование предпосылок овладения учебной деятельностью;

- развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста;

- формирование адекватных способов реагирования взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- развитие моторных функций;

- развитие эмоционально-коммуникативных навыков;

6. Адресат

Дети дошкольного возраста, психологически слабо подготовленных к обучению.

7. Показания к применению

Комплекс упражнений и занятий рассчитан на детей дошкольного возраста, посещающих общеобразовательный детский сад и имеющих низкий для своего возраста уровень психического развития и эмоциональной сферы. Данную программу можно применить для общего развития детей от 5 до 7 лет.

Благодаря специально подобранным письменным упражнениям данная программа позволяет детям переносить все полученные знания, умения и навыки, в ситуацию приближенной к школьной. Общение и взаимодействие детей во время игр, способствует раскрытию их собственных возможностей и расширяет социальный опыт детей дошкольного возраста. А также чередование подвижных и малоподвижных, устных и письменных заданий позволяет наиболее оптимально поддерживать уровень работоспособности воспитанников, при этом распределять нагрузку.

8. Содержание программы

Данная программа представляет собой обоснованный выстроенный комплекс занятий, расчитанный на детей дошкольного возраста. В адаптированный вариант вошли все традиционные приемы работы с детьми:

  • игры;

  • - письменные и устные задания;

  • физкультминутки;

  • пальчиковая гимнастика;

Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи, с чем программа может корректироваться по ходу работы. Планирование занятий может предусматривать вероятность смены какой-либо темы или задания в зависимости от актуального состояния ребенка.

9. Структура программы

Занятия делятся на несколько составляющих: на вводную часть, основную и заключительную.

Задача вводной части – является создание положительного эмоционального настроения у детей, дружелюбия, расположения к взрослому (педагогу) без которых невозможна психолого-педагогическая работа. В свою очередь в водной части используются упражнения (пальчиковая гимнастика) для улучшения мозговой деятельности.

Основная часть – направлена на развитие ВПФ (высшие психические функции). Для достижения эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий на одну и ту же функцию, при этом внешнее оформление заданий будет разное.

Заключительная часть – подводятся итоги, обсуждается что получилось, а что не получилось. Итог занятия завершается ритуалом прощания.

10. Длительность программы

Комплекс занятий рассчитан на 21 занятий.

11. Количество занятий

Три раза в неделю, средняя продолжительность 1 час 30 минут.

12. Оптимальной формой работы является занятия в подгруппе от 6 до 10 человек, и индивидуально.

13. Условия реализации программы

Основой для успешной развивающей работы по данной программе является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учет индивидуальных особенностей детей, выявленных на первичных этапах диагностики психического развития и психологической готовности к школьному обучению, физическое здоровье воспитанников. При проведении занятий важно, чтобы каждый ребенок понимал инструкцию, необходимо соблюдать время предъявленного материала. Также нужно предоставлять детям больше самостоятельности, ведущий лишь должен направлять детей и объяснять. Необходимым элементом являетсясовместное обсуждение ответов детей. Занятия проводятся в подгруппах от 6 до 10 человек или индивидуально. Помещение должно быть просторным для удобного проведения подвижных игр.

14. Способы взаимодействия специалистов

Занятия могут проводиться педагогам-психологом, учителем-логопедом, воспитателями дошкольных учреждений имеющих опыт подгрупповой или индивидуальной работы.

15. Результаты реализации программы

Развитие наглядно-образного мышления, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью, развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста (см. задачи)

16. Тематический план


Цель занятия

время

Форма работы

Оборудование

1

Знакомство

1,30

Игры, рисунки

Листы бумаги, цветные карандаши

2

Развитие памяти, пространственных представлений,

1,30

Письменные задания, упражнения,

психогимнастика, рисунки

Цветные полоски, листы в клетку, ручки

3

Создание положительного эмоционального фона,чувство принадлежности к подгруппе

1,30

Игры, упражнения, рисунки

Листы А4, цветные карандаши

4

Развитие артикуляции, пространственных представлений, логического мышления

1,30

Письменные задания, упражнения,

психогимнастика, упражнения

Ручки, цветные карандаши, письменные задания

5

Расширение представлений детей о чувствах, развитие способности понимать эмоциональное состояние людей

1,30

Игры, упражнения

Мяч

6

Развитие фонематического восприятия, пространственных представлений, понятийного мышления

1,30

Упражнения, игры, письменные задания

Письменные задания, простые карандаши, цветные карандаши

7

Расширение представлений детей о себе

1,30

Упражнение, рисунок

Мяч, простые карандаши, фломастеры, веревки разной длины, бумага

8

Развитие координации, умения выполнять словесные поручения, самоконтроля,пространственных представлений

1,30

Письменные задания, упражнения

Письменные задания, простые карандаши, цветные карандаши

9

Расширение представлений детей о себе и об окружающих

1,30

Игры, упражнения

Мяч, большой надувной мяч

10

Развитие внимания, памяти, пространственных представлений

1,30

Письменные задания, упражнения

Письменные задания, простые карандаши, цветные карандаши

11

Расширение представление о себе, обучение видению своих достоинств, анализировать свои поступки и поступки других

1,30

Упражнения, пальчиковая гимнастика

Мяч, большой надувной мяч, листы А4, большой тяжелый камень

12

Развитие пространственных представлений, функций анализа и синтеза

1,30

Игры, упражнения и графический диктант

Картинки, простые карандаши, листы в клетку

13

Расширение представлений детей о чувствах, развитие способности понимать эмоциональное состояние людей, обучение передавать заданное эмоциональное состояние с помощью выразительных движений

1,30

Игры, упражнения, психогимнастика, дыхательные упражнения

Карандаши, фломастеры, бумага

14

Развитие зрительно-двигательной координации, самоконтроля

1,30

Письменные задания, психогимнастика, упражнения

Письменные задания простые карандаши

15

Расширение представлений детей о чувствах, обучение осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные реакции людей, развитие умения снимать эмоциональное напряжение

1,30

Игры, упражнения

Два надувных шара

16

Развитие моторики, зрительных ощущений, произвольного внимания, фонетико-фонематического восприятия

1,30

Пальчиковая гимнастика, упражнения, письменные задания

Письменные задания, ручки

17

Расширение представлений, о чувствах вины и стыда, обучение осознавать взаимосвязь между поступками, их причинами и последствиями, обучение видеть свои недостатки и принимать их

1,30

Психогимнастика, рисунки, дыхательные упражнения

Цветные полоски, листы в клетку, ручки

18

Развитие зрительного восприятия, понятийного мышления, умения копировать образец

1,30

Письменные задания, упражнения

Письменные задания, листы А4, простые и цветные карандаши

19

Учить детей различать эмоциональные ощущения, определить их характер, тренировать умение выражать эмоции в мимике

1,30

Психогимнастика, игры, упражнения

Мяч

20

Развитие самоконтроля, восприятия инструкции на слух, пространственного восприятия, произвольного внимания

1,30

Графический диктант, упражнения

Простые карандаши, листы в клетку, письменные работы

21

Закрепить представление детей о разнообразии эмоций и способов их выражения, развивать у детей умение управлять своими эмоциями, дать представление о взаимосвязи мысли и настроения, учить детей менять отношение к ситуации

1,30

Упражнения, беседа, опыт, психогимнастика, дыхательные упражнения, игры

Плакаты:

«Такие мысли помогут мне», «Такие мысли мне мешают», сломанная игрушка


Литература:

  1. Дружинин Б.Л., Куминова И.И. Как улучшить ребенку почерк. Москва УЦ «Перспектива», 2008

  2. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные заняттия по развитию мелкой моторики у детей. «Издательство «Гном и Д», 2005.

  3. О.С. Коррекционная программа.

  4. Паршина Н.Л.. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, испытывающих трудности к адаптации к школе на ранних этапах обучения.

  5. Локанова Н.П.. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителей начальных классов. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. – М.,1982-1984. – Т. 4.

  7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах, – Минск, 1976.

Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, школьному обучению, психического развития, готовности детей дошкольного, развитии детей дошкольного, опыт детей дошкольного, деятельности детей дошкольного, Психолого-педагогическая задача дошкольного, возраста уровень психического, общего развития детей, Похожая статья, увеличение числа детей, проведения трениноговых занятий, реализации программы, выстроенный комплекс занятий, психологической готовности, уровень работоспособности воспитанников, посещение детьми занятий, индивидуальных особенностей детей, Комплекс занятий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle