Библиографическое описание:

Еньшина Ю. А. Развитие интегральной индивидуальности акцентуированных личностей средствами психолого-педагогических технологий [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 68-71.

Интегратизм как восхождение от простого к сложному в познании психической реальности создает благоприятную почву для решения крупных научных проблем. Он зародился в недрах редукционизма, длительное время безраздельно господствующего в науках о человеке и оставившего в них глубокий след. До сих пор в педагогической психологии царит дух редукционизма, преодоление которого оказывается под силу новому нова­торскому научному направлению – интегратизму [1].

В психологической науке сформировались разные подходы к познанию проблемы индивидуальности. Однако в последнее время все большую популярность приобретает системный подход. Ход развития современного научного знания и общественной практики привел к необходимости рассматривать сложные явления действительности, каким является индивидуальность человека, как системно организованные объекты и явления.

В последнее время, особую научную значимость, включающую достижения системного изучения человека, получила теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [2].

В настоящее время опубликованы многочисленные работы по проблемам исследования интегральной индивидуальности. Однако, проблема развития интегральной индивидуальности акцентуированных личностей, и в теоретическом, и в практическом планах остается недостаточно изученной [3].

Восполнить данный пробел, по нашему мнению, позволит изучение и экспериментальная проверка психологических механизмов развития интегральной индивидуальности, разработка на основе полученных данных программы развития интегральной индивидуальности, что будет способствовать решению многих проблем, обусловленных противоречиями между:

  • объективными требованиями современной социально-экономической ситуации, требующей всестороннего развития личности и недостаточным научным обоснованием и методическим обеспечением психолого-педагогических условий оптимизации процесса развития индивидуальности;

  • представлением об индивидуальности как специфическом интегральном явлении, зависящим от полноценной реализации психологических возможностей, и недостаточной изученностью психологических механизмов развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей;

  • необходимостью создания продуктивных и эффективных программ развития индивидуальности акцентуированных личностей и необходимостью научно-теоретического обоснования таких программ;

  • современными требованиями к коммуникативной культуре людей, их адаптивности и потенциальными возможностями акцентуированных личностей.

Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске оптимальных механизмов развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей. Данная проблема определила тему исследования: «Психологические механизмы развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей».

Актуальность исследования состоит в том, на современном этапе развития общество предъявляет отдельному его члену весьма высокие требования. Современный человек должен уметь эффективно общаться и взаимодействовать с широким кругом людей, обладать высокой стрессоустойчивостью, умением быстро находить верные решения, сочетать в себе наиболее ценные на данном этапе общественного развития личностными качествами, такими как толерантность, коммуникабельность, конкурентоспособность, компетентность и т.д. Однако данная ситуация, в силу бесконечного многообразия человеческих индивидуальностей, ставит далеко не всех людей в равные условия. В таких неравных условиях могут оказаться личности, имеющие акцентуации. Воздействуя на область наименьшего сопротивления, какая-либо стрессовая ситуация способна привести к нарушению психического равновесия акцентуированных личностей. При большой выраженности, акцентуации накладывают отпечаток на личность и могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности, и запуская тем самым процесс социальной дезадаптации.

Одним из методов психологической помощи, который может быть реализован в данной ситуации, по нашему мнению, является развитие интегральной индивидуальности у этой категории лиц, что обусловит их более успешную адаптацию в социуме.

Целью нашего исследования является определение и экспериментальная проверка психологических механизмов развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей.

Научная новизна исследования заключается в том что:

  • впервые с позиций системного подхода исследуются развитие интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей;

  • изучены потенциальные возможности развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей как фактор повышения их адаптивности в социуме.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в анализе интегральной индивидуальности как фактора повышения адаптивных возможностей акцентуированных личностей и экспериментальной проверке психологических механизмов развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей; разработке программы развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей, которая может быть использована в работе педагогов-психологов и психологов-практиков.

Исследование проводилось на базе Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. Испытуемыми выступили студенты и магистранты ВУЗа. С целью исследования акцентуаций характера был использован опросник Леонгарда-Шмишека. Далее по результатам констатирующего эксперимента была сформирована выборка (46 человек: контрольная (23), экспериментальная (23)). Свойства нейродинамического уровня интегральной индивидуальности изучались с помощью личностного опросника Я. Стреляу (показатели 1-3). Для исследования свойств личностного методика МЛО (многоуровневый личностный опросник) А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (показатели 12-15). Исследование социально-психологического уровня интегральной индивидуальности проводилось с помощью методики К. Томаса (показатели 16-20).

Для организации формирующего этапа эксперимента использовалась программа развития интегральной индивидуальности. Теоретическая модель программы развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей представлена ниже в таблице.

Таблица

Теоретическая модель программы развития интегральной индивидуальности акцентуированных личностей

Ком-нт

Критерий

Содержание

Когнитивный

- Осознание связи между психогенными факторами и возникновением, развитием и фиксированием своих проблем.
- Осознание личностной стратегии поведения и особенности эмоционального реагирования, оценка степени их конструктивности («открытие» индивидуального стиля поведения) в критических, стрессовых ситуа­циях.
- Развитие самопознания, самопонимания, самосознания, повышение мотивации к самоизменению.
- Обсуждение психологических особенностей и модели личностного развития,способы поведения в стрессовых ситуациях, общие способы управления стрессогенными ситуациями, отношение к проблемным аспектам межличностного взаимодействия и т.д.
- Осознание собственной роли, меры своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то каким способом можно было бы избежать. их повторения в будущем.

Эмоциональный


- Осознание и вербализация своих чувств, модификация эмоционального реагирования на ситуацию и отношения с окружающими.

-Получение поддержки со стороны группы.
- Приобретение искренности в отношении к себе и к окружающим.
- Приобретение навыков управление своим эмоциональным состоянием.

Поведенческий


- Расширение репертуара поведенческих стратегий в кризисных, проблемных, стрессовых ситуациях, вызывающих состояние декомпенсации у акцентуированных личностей и создание индивидуальных. способов управления этими ситуациями.

- Развитие индивидуальных способов
адаптивного, антистрессового поведения.
- Формирование конструктивных и партнерских навыков взаимодействия в социуме, основанных на сотрудничестве и взаимопомощи.
- Овладение навыками саморегуляции. нервно-психического напряжения.
- Закрепление новых форм поведения, способствующих адаптации, на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.


Когнитивный компонент направлен на конструировании новых знаний, обсуждение различных точек зрения и сравнение их по разным критериям аргументации.

Эмоциональный компонент направлен на эмоциональное отреагирование ситуаций.

Поведенческий (деятельностный) компонент направлен совместное игровое имитационное моделирование отдельных аспектов профессионально – педагогической деятельности, на проектную работу в малых группах с последующей презентацией результатов этой работы.

Подчеркнем, что основная функция мероприятий, предусмотренных программой не изменить акцентуации, не «вылечить» личность, а помочь найти такие способы действий и операций, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям и способствовали развитию адаптивности, достижению гармонии и душевного равновесия.

Приоритетной формой для проведения формирующего эксперимента мы выбрали групповую, т.к., согласно данным Ю.А. Александровского, групповые методы достаточно перспективны при акцентуациях характера и психопатиях. Основное содержание занятий представляло собой совокупность тренингов и психотехнических упражнений, направленных на решение задач данной программы.

Формы работы на тренинге: ситуационно – ролевые игры, имитационные игры, групповая дискуссия, аналитическая работа в малых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в парах, элементы арттерапии, тренинговые упражнения; методы трансактного анализа, обучение основным приемам самопомощи (аутогенная тренировка), методы позитивной психотерапии.

Основное содержание занятий представляло собой совокупность тренингов и психотехнических упражнений, направленных на решение задач данной программы. Формы работы: ситуационно – ролевые игры, имитационные игры, групповая дискуссия, аналитическая работа в малых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в парах, элементы арттерапии, тренинговые упражнения; методы трансактного анализа, обучение основным приемам самопомощи (аутогенная тренировка), методы позитивной психотерапии.

В нашем исследовании мы предприняли попытку системного изучения развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей. В результате исследования выявлено, что:

1. Психологическими механизмами развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей являются оптимальное сочетание таких психолого-педагогических условий как: подбор упражнений, их количество, сочетание, форма проведения, а также само содержание занятий направленных на:

  • осознание ценности «Я», позитивных сторон своей индивидуальности;

  • осознание личностной стратегии поведения и особенности эмоционального реагирования, оценке степени их конструктивности в критических, стрессовых ситуа­циях;

  • расширение репертуара поведенческих стратегий в проблемных ситуациях, вызывающих состояние декомпенсации у акцентуированных личностей и созданию индивидуальных способов управления этими ситуациями;

– развитие адаптивности акцентуированной личности.

2. Программа развития интегральной индивидуальности выступает в качестве объективной детерминации деятельности и, приобретая личную значимость, выполняет функцию развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей.

3. Теоретическая модель программы развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

4. Развитие интегральной индивидуальности средствами программы приводит к качественной трансформации, развитию свойств интегральной индивидуальности акцентуированных личностей, благодаря последовательности соответствующих психолого-педагогических упражнений; первоочередное формирование когнитивного компонента, обретение опыта осознания ценности своего внутреннего мира, своей индивидуальности, закрепление новых форм поведения, способствующих адаптации, на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

5. Процесс развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей предполагает изменения на психодинамическом, личностном и социально-психологическом уровнях. Статистический анализ показал эффективность влияния программы на развитие интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей студентов.

Статистический анализ показал эффективность влияния программы на развитие интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей студентов.

Изменения в развитии интегральной индивидуальности акцентуированных личностей в экспериментальной группе после формирующего эксперимента обнаружились по показателям психодинамического, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности, в общем по 10 показателям (50%). На нейродинамическом уровне статистически значимых изменений не произошло. На психодинамическом уровне ИИ изменения произошли по 3 показателям (37,5%): социальная эргичность (показатель 5) социальная пластичность (показатель 7) и социальная эмоциональность (показатель 11). На личностном уровне изменения затронули 3 показателя (75%): коммуникативные способности (показатель 13), моральная нормативность (показатель 14) и личностный адаптивный потенциал (показатель 15). Повысился уровень статистической значимости по показателю нервно-психической устойчивости. Социально-психологический уровень также подвергся значительным изме­нениям. Из 5 показателей статистически значимо изменились 4 (80%): соперничество (показатель 16), сотрудничество (показатель 17), компромисс (показатель 18), избегание (показатель 19).

Анализируя данные изменений можно судить о том, что когнитивно-ориентированная программа развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей способствует:

  • повышению уровня потребности в социальных контактах; общительности, вовлеченности в социальную деятельность;

  • появлению склонности к разнообразию коммуникативных программ;

  • появлению определенной легкости вступления в социальные контакты;

  • повышению эмоциональности в коммуникативной сфере, определяющей более внимательное и чуткое отношение к оценкам, мнению окружающих людей;

  • развитию коммуникативных способностей участников формирующего эксперимента, ориентации на соблюдение общепринятых норм поведения;

  • повышению уровня личностного адаптивного потенциала, способности быстро вырабатывать стратегию своего поведения;

  • изменению стратегии межличностного взаимодействия, выбору таких стратегий как сотрудничество и компромисс, отказу от соперничества и избегания.

Разработанная программа развития интегральной у акцентуированных личностей может использоваться в работе педагогов-психологов и психологов-практиков, в деятельности психологического кабинета ВУЗа, в рамках воспитательной работы в учебном процессе, в группах психотренинга со студентами.


Литература:
  1. Боязитова И.В. Развитие возрастных структур интегральной индивидуальности в онтогенезе. Дис. ... канд. психол. наук. – Пятигорск, 2005. – 311 с.

  2. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. – М.: «Модэк», 2009. – 544 с.

  3. Белоус В.В., Боязитова И.В. Важнейшие проблемы психологии полиморфной индивидуальности // Вестник Уральского гуманитарного института. 2000. №1-2. С.41-47.

Основные термины: интегральной индивидуальности, развития интегральной индивидуальности, акцентуированных личностей, интегральной индивидуальности акцентуированных, индивидуальности акцентуированных личностей, развитие интегральной индивидуальности, программы развития интегральной, механизмов развития интегральной, Развитие интегральной индивидуальности, уровня интегральной индивидуальности, программа развития интегральной, интегральной индивидуальности В.С, исследования интегральной индивидуальности, развития индивидуальности, анализе интегральной индивидуальности, интегральной индивидуальности средствами, психологических механизмов развития, свойств интегральной индивидуальности, развитии интегральной индивидуальности, уровней интегральной индивидуальности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle