Библиографическое описание:

Еньшина Ю. А. Развитие интегральной индивидуальности акцентуированных личностей средствами психолого-педагогических технологий [Текст] // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 68-71.

Интегратизм как восхождение от простого к сложному в познании психической реальности создает благоприятную почву для решения крупных научных проблем. Он зародился в недрах редукционизма, длительное время безраздельно господствующего в науках о человеке и оставившего в них глубокий след. До сих пор в педагогической психологии царит дух редукционизма, преодоление которого оказывается под силу новому нова­торскому научному направлению – интегратизму [1].

В психологической науке сформировались разные подходы к познанию проблемы индивидуальности. Однако в последнее время все большую популярность приобретает системный подход. Ход развития современного научного знания и общественной практики привел к необходимости рассматривать сложные явления действительности, каким является индивидуальность человека, как системно организованные объекты и явления.

В последнее время, особую научную значимость, включающую достижения системного изучения человека, получила теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [2].

В настоящее время опубликованы многочисленные работы по проблемам исследования интегральной индивидуальности. Однако, проблема развития интегральной индивидуальности акцентуированных личностей, и в теоретическом, и в практическом планах остается недостаточно изученной [3].

Восполнить данный пробел, по нашему мнению, позволит изучение и экспериментальная проверка психологических механизмов развития интегральной индивидуальности, разработка на основе полученных данных программы развития интегральной индивидуальности, что будет способствовать решению многих проблем, обусловленных противоречиями между:

  • объективными требованиями современной социально-экономической ситуации, требующей всестороннего развития личности и недостаточным научным обоснованием и методическим обеспечением психолого-педагогических условий оптимизации процесса развития индивидуальности;

  • представлением об индивидуальности как специфическом интегральном явлении, зависящим от полноценной реализации психологических возможностей, и недостаточной изученностью психологических механизмов развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей;

  • необходимостью создания продуктивных и эффективных программ развития индивидуальности акцентуированных личностей и необходимостью научно-теоретического обоснования таких программ;

  • современными требованиями к коммуникативной культуре людей, их адаптивности и потенциальными возможностями акцентуированных личностей.

Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске оптимальных механизмов развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей. Данная проблема определила тему исследования: «Психологические механизмы развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей».

Актуальность исследования состоит в том, на современном этапе развития общество предъявляет отдельному его члену весьма высокие требования. Современный человек должен уметь эффективно общаться и взаимодействовать с широким кругом людей, обладать высокой стрессоустойчивостью, умением быстро находить верные решения, сочетать в себе наиболее ценные на данном этапе общественного развития личностными качествами, такими как толерантность, коммуникабельность, конкурентоспособность, компетентность и т.д. Однако данная ситуация, в силу бесконечного многообразия человеческих индивидуальностей, ставит далеко не всех людей в равные условия. В таких неравных условиях могут оказаться личности, имеющие акцентуации. Воздействуя на область наименьшего сопротивления, какая-либо стрессовая ситуация способна привести к нарушению психического равновесия акцентуированных личностей. При большой выраженности, акцентуации накладывают отпечаток на личность и могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности, и запуская тем самым процесс социальной дезадаптации.

Одним из методов психологической помощи, который может быть реализован в данной ситуации, по нашему мнению, является развитие интегральной индивидуальности у этой категории лиц, что обусловит их более успешную адаптацию в социуме.

Целью нашего исследования является определение и экспериментальная проверка психологических механизмов развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей.

Научная новизна исследования заключается в том что:

  • впервые с позиций системного подхода исследуются развитие интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей;

  • изучены потенциальные возможности развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей как фактор повышения их адаптивности в социуме.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в анализе интегральной индивидуальности как фактора повышения адаптивных возможностей акцентуированных личностей и экспериментальной проверке психологических механизмов развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей; разработке программы развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей, которая может быть использована в работе педагогов-психологов и психологов-практиков.

Исследование проводилось на базе Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. Испытуемыми выступили студенты и магистранты ВУЗа. С целью исследования акцентуаций характера был использован опросник Леонгарда-Шмишека. Далее по результатам констатирующего эксперимента была сформирована выборка (46 человек: контрольная (23), экспериментальная (23)). Свойства нейродинамического уровня интегральной индивидуальности изучались с помощью личностного опросника Я. Стреляу (показатели 1-3). Для исследования свойств личностного методика МЛО (многоуровневый личностный опросник) А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (показатели 12-15). Исследование социально-психологического уровня интегральной индивидуальности проводилось с помощью методики К. Томаса (показатели 16-20).

Для организации формирующего этапа эксперимента использовалась программа развития интегральной индивидуальности. Теоретическая модель программы развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей представлена ниже в таблице.

Таблица

Теоретическая модель программы развития интегральной индивидуальности акцентуированных личностей

Ком-нт

Критерий

Содержание

Когнитивный

- Осознание связи между психогенными факторами и возникновением, развитием и фиксированием своих проблем.
- Осознание личностной стратегии поведения и особенности эмоционального реагирования, оценка степени их конструктивности («открытие» индивидуального стиля поведения) в критических, стрессовых ситуа­циях.
- Развитие самопознания, самопонимания, самосознания, повышение мотивации к самоизменению.
- Обсуждение психологических особенностей и модели личностного развития,способы поведения в стрессовых ситуациях, общие способы управления стрессогенными ситуациями, отношение к проблемным аспектам межличностного взаимодействия и т.д.
- Осознание собственной роли, меры своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то каким способом можно было бы избежать. их повторения в будущем.

Эмоциональный


- Осознание и вербализация своих чувств, модификация эмоционального реагирования на ситуацию и отношения с окружающими.

-Получение поддержки со стороны группы.
- Приобретение искренности в отношении к себе и к окружающим.
- Приобретение навыков управление своим эмоциональным состоянием.

Поведенческий


- Расширение репертуара поведенческих стратегий в кризисных, проблемных, стрессовых ситуациях, вызывающих состояние декомпенсации у акцентуированных личностей и создание индивидуальных. способов управления этими ситуациями.

- Развитие индивидуальных способов
адаптивного, антистрессового поведения.
- Формирование конструктивных и партнерских навыков взаимодействия в социуме, основанных на сотрудничестве и взаимопомощи.
- Овладение навыками саморегуляции. нервно-психического напряжения.
- Закрепление новых форм поведения, способствующих адаптации, на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.


Когнитивный компонент направлен на конструировании новых знаний, обсуждение различных точек зрения и сравнение их по разным критериям аргументации.

Эмоциональный компонент направлен на эмоциональное отреагирование ситуаций.

Поведенческий (деятельностный) компонент направлен совместное игровое имитационное моделирование отдельных аспектов профессионально – педагогической деятельности, на проектную работу в малых группах с последующей презентацией результатов этой работы.

Подчеркнем, что основная функция мероприятий, предусмотренных программой не изменить акцентуации, не «вылечить» личность, а помочь найти такие способы действий и операций, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям и способствовали развитию адаптивности, достижению гармонии и душевного равновесия.

Приоритетной формой для проведения формирующего эксперимента мы выбрали групповую, т.к., согласно данным Ю.А. Александровского, групповые методы достаточно перспективны при акцентуациях характера и психопатиях. Основное содержание занятий представляло собой совокупность тренингов и психотехнических упражнений, направленных на решение задач данной программы.

Формы работы на тренинге: ситуационно – ролевые игры, имитационные игры, групповая дискуссия, аналитическая работа в малых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в парах, элементы арттерапии, тренинговые упражнения; методы трансактного анализа, обучение основным приемам самопомощи (аутогенная тренировка), методы позитивной психотерапии.

Основное содержание занятий представляло собой совокупность тренингов и психотехнических упражнений, направленных на решение задач данной программы. Формы работы: ситуационно – ролевые игры, имитационные игры, групповая дискуссия, аналитическая работа в малых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в парах, элементы арттерапии, тренинговые упражнения; методы трансактного анализа, обучение основным приемам самопомощи (аутогенная тренировка), методы позитивной психотерапии.

В нашем исследовании мы предприняли попытку системного изучения развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей. В результате исследования выявлено, что:

1. Психологическими механизмами развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей являются оптимальное сочетание таких психолого-педагогических условий как: подбор упражнений, их количество, сочетание, форма проведения, а также само содержание занятий направленных на:

  • осознание ценности «Я», позитивных сторон своей индивидуальности;

  • осознание личностной стратегии поведения и особенности эмоционального реагирования, оценке степени их конструктивности в критических, стрессовых ситуа­циях;

  • расширение репертуара поведенческих стратегий в проблемных ситуациях, вызывающих состояние декомпенсации у акцентуированных личностей и созданию индивидуальных способов управления этими ситуациями;

– развитие адаптивности акцентуированной личности.

2. Программа развития интегральной индивидуальности выступает в качестве объективной детерминации деятельности и, приобретая личную значимость, выполняет функцию развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей.

3. Теоретическая модель программы развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

4. Развитие интегральной индивидуальности средствами программы приводит к качественной трансформации, развитию свойств интегральной индивидуальности акцентуированных личностей, благодаря последовательности соответствующих психолого-педагогических упражнений; первоочередное формирование когнитивного компонента, обретение опыта осознания ценности своего внутреннего мира, своей индивидуальности, закрепление новых форм поведения, способствующих адаптации, на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

5. Процесс развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей предполагает изменения на психодинамическом, личностном и социально-психологическом уровнях. Статистический анализ показал эффективность влияния программы на развитие интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей студентов.

Статистический анализ показал эффективность влияния программы на развитие интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей студентов.

Изменения в развитии интегральной индивидуальности акцентуированных личностей в экспериментальной группе после формирующего эксперимента обнаружились по показателям психодинамического, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности, в общем по 10 показателям (50%). На нейродинамическом уровне статистически значимых изменений не произошло. На психодинамическом уровне ИИ изменения произошли по 3 показателям (37,5%): социальная эргичность (показатель 5) социальная пластичность (показатель 7) и социальная эмоциональность (показатель 11). На личностном уровне изменения затронули 3 показателя (75%): коммуникативные способности (показатель 13), моральная нормативность (показатель 14) и личностный адаптивный потенциал (показатель 15). Повысился уровень статистической значимости по показателю нервно-психической устойчивости. Социально-психологический уровень также подвергся значительным изме­нениям. Из 5 показателей статистически значимо изменились 4 (80%): соперничество (показатель 16), сотрудничество (показатель 17), компромисс (показатель 18), избегание (показатель 19).

Анализируя данные изменений можно судить о том, что когнитивно-ориентированная программа развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей способствует:

  • повышению уровня потребности в социальных контактах; общительности, вовлеченности в социальную деятельность;

  • появлению склонности к разнообразию коммуникативных программ;

  • появлению определенной легкости вступления в социальные контакты;

  • повышению эмоциональности в коммуникативной сфере, определяющей более внимательное и чуткое отношение к оценкам, мнению окружающих людей;

  • развитию коммуникативных способностей участников формирующего эксперимента, ориентации на соблюдение общепринятых норм поведения;

  • повышению уровня личностного адаптивного потенциала, способности быстро вырабатывать стратегию своего поведения;

  • изменению стратегии межличностного взаимодействия, выбору таких стратегий как сотрудничество и компромисс, отказу от соперничества и избегания.

Разработанная программа развития интегральной у акцентуированных личностей может использоваться в работе педагогов-психологов и психологов-практиков, в деятельности психологического кабинета ВУЗа, в рамках воспитательной работы в учебном процессе, в группах психотренинга со студентами.


Литература:
  1. Боязитова И.В. Развитие возрастных структур интегральной индивидуальности в онтогенезе. Дис. ... канд. психол. наук. – Пятигорск, 2005. – 311 с.

  2. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. – М.: «Модэк», 2009. – 544 с.

  3. Белоус В.В., Боязитова И.В. Важнейшие проблемы психологии полиморфной индивидуальности // Вестник Уральского гуманитарного института. 2000. №1-2. С.41-47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle