Библиографическое описание:

Паукова А. М. К вопросу о формировании ценностно-смысловых ориентаций у подростков [Текст] // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 55-57.

Подростковый возраст характеризуется как период активного формирования системы взглядов на окружающую действительность, взглядов на самого себя и других людей, принятие себя в многогранном мире, что составляет мировоззренческую структуру человека. Особо сильное влияние на развитие личности подростка оказывает совершенствование его самооценки и самосознания, где самооценка выступает центральным звеном в изменениях, происходящих в его психическом развитии, а общение становится ведущей деятельностью. В этом возрасте происходит формирование «Я-концепции», осознание себя индивидуальностью, обращение к своему внутреннему миру. Подростки достаточно восприимчивы и эмоциональны к окружающей их обстановке.

По мере взросления ребенок входит в социум, который имеет свою уникальную ценностно-ориентационную структуру, где отражена самобытность данной культуры, в которой он живет, и осваивает нормы и правила, проходит свой индивидуальный путь социализации. Все изменения, происходящие в этом возрасте, оказывают непосредственное влияние на формирование ценностно-смысловых ориентаций и на самоопределение подростка.

Согласно типологии самоопределения М.Р. Гинзбурга, выделяют жизненное поле личности, включающее в себя индивидуальные ценности, смыслы и пространства реального действования. «Психологическое настоящее существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой самопознание – т.е. ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (т.е. реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности)» [1].

Наличие ценностей и смыслов подталкивают индивида к ответу на вопросы «зачем?», «для чего?», «ради чего?» ему следует стремиться, выбирая для себя тот или иной вид деятельности, способен ли он в чем-то себя ограничить, чем-то поступиться, пойти на компромисс. Ценностно-смысловые ориентации представляют для личности ее индивидуальный выбор, ее путь деятельности. Личность существует и общается в обществе, является его частью, поэтому общество не должно оставаться в стороне при выборе личностью своего пути, не навязывая свою волю, а принимая позицию консультанта, помощника. Особенно важна такая позиция ближайшего окружения и макросреды по отношению к подростку, к личности, находящейся на стадии своего становления, развития, формирования, находящейся в стадии самоопределения.

Психологи рассматривают модель регуляции индивидом процессов своей жизнедеятельности как структурно-динамическую систему, состоящую из трех подсистем: ценностно-смысловой, куда входят мотивы, смыслы и ценности; активности – когнитивной, конативной и аффективной; и рефлексивной, которая подразделяется на метарефлексию, системную рефлексию и предметную рефлексию, и, непосредственно, саму регуляцию, подразделяющуюся на три уровня: стратегический, тактический и операционный. Шаров А.С. выделяет психологический механизм, как постоянно действующую или ситуативно-возникающую целостную психологическую систему средств, которая обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций и включает в себя основные подсистемы регуляции [3].

Ценностно-смысловая сфера представляет собой системообразующий фактор единицы психологического анализа. Процесс регуляции индивидом своей жизни заключен в рамки неких ограничений и проходит путь формирования мотивов, смыслов и ценностей, в единстве своем выполняющих детерминирующую и регулирующую функции. Различие наблюдается лишь в преобладании того или иного источника личностной активности. В системно-структурной организации ценностно-смысловой сферы и регуляции преобладают дифференциация и интеграция, психологическая целостность которых обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций, что как раз и составляет психологический механизм изменения ценностно-смысловой сферы.

Психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека представляет собой иерархическую структуру и подразделяется на три основных вида ценностей – ценности существования, взаимодействия и организации жизни, формирующиеся в подростковом и юношеском возрастах. Классификация психологических механизмов регуляции жизнедеятельности находится в зависимости от половозрастных и социально-психологических особенностей.

Стремление индивида к значимости своего «Я» выступает основной движущей силой его жизнедеятельности, и этот процесс описывается учеными во многих проявлениях, а именно как: «воля к жизни» (А. Шопенгауэр), «воля к власти» (Ф. Ницше), «стремление к превосходству» (А. Адлер), «притязание» (К. Левин), «уверенность в себе» (Дж. Вольпе), «самоактуализация» (А. Маслоу), «самореализация (К. Роджерс), «самоутверждение» (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова) и др.

Каждый возрастной этап развития человека задает определенные векторы психического развития посредством совершенствования уже имеющихся у него психологических механизмов регуляции жизнедеятельности и возникновение новых. Все эти процессы психологических образований напрямую связаны с расширением границ межличностного взаимодействия, с деятельностью и создают предпосылки для возникновения системы границ в самом человеке, т.е. «выполняют роль функционального органа как психологического механизма регуляции» [3].

У подростков в процессе их интеграции с миром развивается система саморегуляции, а в процессе дифференциации – самоопределение в социуме, развивается умение к рефлексии, саморефлексии. Подростки все чаще начинают задумываться над собственной жизнью, ищут пути самоутверждения в референтной группе через определенные виды деятельности. Социальный аспект, в котором доминирует общение и межличностное взаимодействие, подводит индивида к умению планировать и регулировать свою жизнь в соответствии с целями и смыслами как собственными, так и общества.

Наиболее важным фактором развития психологического механизма регуляции выступает активность, которой в психологических исследованиях уделено особое внимание, так как она оказывает влияние на весь процесс психического развития, познавательных и творческих способностей. Согласно исследованиям А.М.Матюшкина, В.А.Петровского, А.И.Крупнова и многих других ученых, «активность» рассматривается как:

- динамический и процессуальный момент, осуществляемый в реализации;

- количественные и качественные характеристики уровня интенсивности протекания процесса или любого взаимодействия;

- количественно-качественная характеристика потенциальных возможностей субъекта к взаимодействию;

- начальная стадия любого процесса или взаимодействия, основанная на внутренних противоречиях индивида, обусловленных внешними влияниями на него.

Существующие мотивы, смыслы и ценности по своему направлению, мере напряжения, содержательности оказывают регулирующее действие на личностную активность индивида, на его жизненную позицию. Процессы регуляции связаны с поведенческой структурой личности, поступки - с мотивами, и, следуя по цепочке развития психических механизмов, соотносятся индивидом с его ценностями, что составляет смысловую сферу. Таким образом, все перечисленные выше регулятивные механизмы носят сугубо индивидуальный характер, а существующие между ними различия рассматриваются с качественной стороны принятия субъектом культурных ценностей.

Анализ современной общественно-политической ситуации, по данным социологического исследования, показывает тенденции роста правонарушений, роста алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности, отсутствие ценностей или их подмена на ложные. Все это негативно сказывается на психике подростков, на формирование у них искаженных ценностных ориентаций, социального бездействия, стремление к сознательному нарушению социальных норм и правил.

Формирование личности зависит от социального окружения – семьи, учителей, одноклассников, близких друзей. В контексте нашего исследования мы рассматриваем мотивы, смыслы и ценности в рамках ценностно-смысловой сферы индивида во взаимодействии с социумом, формирование которых происходит под воздействием внутренних и внешних условий. Согласно проведенному нами анкетированию подростков в возрасте 12-16 лет (287 человек) следует отметить, что 76% от числа опрошенных большую часть своего свободного от учебы времени проводят у телевизоров и компьютеров; 17% от числа опрошенных на вопрос «Как часто вы проводите совместное время с родителями?» ответили, что такие моменты либо отсутствуют, либо случаются довольно редко. На фоне таких явлений происходит искажение когнитивных и конативных функций, появляется когнитивный диссонанс. Практика показывает, что возрастает число подростков, нуждающихся в помощи, консультации психолога. У большей части подростков в возрасте 12-16 лет, обратившихся самостоятельно за помощью к психологу, ярко выражен внутренний конфликт, занижена самооценка, наблюдаются эмоциональные нарушения, что приводит к нарушению ценностно-смысловых ориентиров.

Согласно разработанной С.Шехтером когнитивной теории эмоций, восприятие индивидом эмоций зависит от степени физиологических изменений и от «когнитивных ярлыков», с помощью которых мы обозначаем данные эмоции. Переживаемая человеком та или иная эмоция интерпретируется по-разному в зависимости от наличия причин ощущения.

Б.Вайнер на основе своих исследований разработал мотивационную теорию атрибуции, согласно которой человек выстраивает свое поведение в зависимости от того, как он понимает причину своей неудачи. Автор выделяет три измерения причин, определяющие психологические последствия атрибуции, которые взаимосвязаны между собой:

- локус причинности, который определяется тем, как человек объясняет свое поведение в зависимости от внешних или внутренних причин;

- стабильность, которая определяется устойчивостью действия причины во времени;

- контролируемость причин, которая зависит от того, считает ли индивид, что причина им контролируется или нет.

Психологи выделяют в теории атрибуции теорию атрибуции ответственности, где, в свою очередь, выделяют причинность и ответственность. Критериями для выделения данных категорий послужило вычленение возможности предвидения результатов, наличие свободы в принятии решения и возможность контроля за его выполнением. Наиболее важным фактом объяснения того или иного поведения является учет личностных черт и установок индивида, понимание его мотивов, смыслов и ценностей.

Следующей категорией, влияющей на формирование ценностно-смысловых ориентаций, является стереотип [2]. Стереотип когнитивной наукой рассматривается как стандартное мнение о чем-либо – социальных группах, отдельных лицах, предметах. Это та информация, которая приобретается личностью в процессе собственной жизни, и вид знаний, информации, источником которой служит человеческая культура. В контексте данной статьи мы рассматриваем ситуативную, социальную, культурную значимости, оказывающими влияние на формирование у подростков ценностно-смысловых ориентаций.

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, где требуется обязательное участие человека в общественной жизни. Изменения, происходящие в сознании данной социальной группы, нуждаются в более углубленном исследовании, так как переход от детства к взрослости характеризуется специфическим отличием в физическом, умственном, нравственном, социальном развитии. Так, в сознании подростка развивается критическое рефлектирующее мышление, проявляющееся в рассудочной форме. Рассудочная форма завладевает умом ребенка и начинает руководить его сознанием, требуя только однозначных ответов на поставленные вопросы, на фоне чего развивается так называемый подростковый максимализм. Подростковый максимализм подводит личность подростка к появлению конфликтных ситуаций, развитию когнитивного диссонанса. Появляется тенденция к обособлению от мира взрослых к созданию собственного окружения среди сверстников, чей внутренний мир совпадает. Поведение подростка определяется промежуточностью его положения, что проявляется во внутренней застенчивости, противоречивости, в появлении страха потери «Я», склонности к крайним точкам зрения. Подростки, обделенные вниманием ближайшего окружения, особо остро переживают подобные ситуации выбора, ситуации недостатка информации, что и приводит к искажению ценностных ориентаций, регулятивных функций, отсутствию чувства ответственности, появлению отклоняющегося поведения.


Литература:
  1. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. Психологии, 1994, №3.

  2. Липпман У. Общественное мнение / У. Липпман. – М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.

  3. Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle