Библиографическое описание:

Канаева Н. А. Престижность выбираемой профессии как важный фактор самоопределения [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 75-77.

Начало самостоятельной жизни человека в обществе связано с выбором профессии, ориентацией на ту или иную сферу общественной жизни; с идеалами и целями, определяющими общественное поведение и отношение. Наиболее ответственным в профессиональном самоопределении выпускников является этап выбора направления и способа получения профессионального образования. Именно на этом этапе происходит конкретизация личностных целей, под которой выстраивается новая модель деятельности и идёт переориентация внутренних ресурсов.

В профессиональной ориентации учащихся одним из важных факторов самоопределения является «престижность выбираемой профессии». Сама реализация личности в труде может осуществляться по разным направлениям. Это может быть утверждение своего достоинства через качественное выполнение поставленных производственных задач, это может быть самореализация через поиск новых задач и смыслов в труде. Это может быть самореализация через утверждение своего превосходства над другими людьми или через альтруистический труд, ориентированный на то, чтобы делать людям добро.

Стремление быть уважаемым и достойным членом общества может реализоваться разными путями. К сожалению, психологи мало исследуют элитарные ориентации самоопределяющейся личности, хотя в философии, социологии, педагогике данная тема уже давно осознана как актуальная. Всё больше появляется теорий элитарности (социальной стратификации), где акцент делается на отношение к профессиональной деятельности – например, теория Дональда Дж.Треймана, где положение человека определяет престиж его профессии, или теория Уоренера, где принадлежность к тем или иным классам зависит от знатности и его рода занятий [4, с.387].

Феноменология элитарности достаточно сложна и противоречива, однако всё-таки можно выделить некоторые характеристики «элитарности» как общественного феномена:

  1. престижный род деятельности или образ жизни;

  2. возможность влиять на сознание и на жизнь многих людей;

  3. труднодоступность данной деятельности или образа жизни (высокий социально-профессиональный статус, высокое место в общественной иерархии);

  4. высокие достижения в какой-либо области деятельности, успешная карьера, особые привилегии и многое другое.

Человек постоянно стремится быть лучше, но проблема состоит в том, что однозначного критерия, что есть лучшее, а что – худшее, не существует. И тогда человек постоянно уточняет для себя образ лучшего, то есть фактически образ элитарного [3, с.238].

Эти проблемы впервые возникают в подростковом возрасте. Как отмечал А. Адлер, стремление к превосходству является врождённым и мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остаётся лишь осуществить эту возможность своим собственным путём [5, с.170].

Интересна в этом плане концепция самоэффективности А. Бандуры. По мнению Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьёзные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведёт к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Бандура говорит, что те, кто считает себя «неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиться на том, что всё будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстаивать поведение». Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике. Как замечает Бандура, «те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем» [5, с.390].

Следует отметить проблему выделения критериев наивысших профессиональных достижений – критериев «акме». Как отмечает А.А. Бодалев: «Признание или непризнание выдающихся достижений человека большинством людей, будь они даже специалистами в той области, в которой проявил себя этот человек, ещё не означает, что он достиг или не достиг вершины в своём развитии… Показателем достигнутого уровня акме является всё-таки практика: насколько свершенное человеком действительно работает или будет работать на социальный и технический прогресс… на преумножение ценностей жизни и культуры… на более глубокое постижение законов развития природы, общества и человека» [2, с.119].

В психологическом плане интересно как раз то, насколько сам человек осознаёт, ощущает, переживает и чувствует свою социальную значимость (значимость своего труда для окружающих или даже культуры в целом).

Подросток уже может ориентироваться в социально-экономических ситуациях, способен перебирать альтернативные варианты выбора профессии. На основе этого у него формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития. Профессиональное самоопределение уместно понимать как деятельность человека, принимающего то или иное решение в зависимости от его развития как субъекта труда. Таким образом, учащиеся осознают, что стоят на пороге жизни. Поэтому они склонны рассматривать знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни [1, с.57].

Само понимание «успеха» (тесно связанное с представлением об элитарном) неоднозначно. Неоднозначность проявляется не только в этическом плане (что имеет общественную ценность, а что нет), но и в самом процессе профессионального самоопределения. Например, на ранних этапах развития субъекта труда многое определяется тем, насколько воспитатели и родители сумеют сформулировать у ребёнка позитивное отношение к честному и творческому труду. Для абитуриента успех нередко связан с поступлением в престижное (в его понимании) учебное заведение. Для студента на первый план выходит «успешная учёба», а также и учебно-профессиональные контакты с наиболее авторитетными и «престижными» преподавателями. При этом и абитуриент, и студент уже начинают понимать, что кроме реальных успехов, связанных с усвоением и демонстрацией своих знаний, существует еще и «успех», связанный с выстраиванием престижных и «выгодных» для дальнейшей карьеры межличностных отношений [3, с.390].

В целом у каждого человека есть возможность выбрать критерии самоуважения и профессионального самоощущения: либо это ориентация на ценность самого труда, либо это ориентация на мнение своих сверстников.

Анализ результатов анкетирования, проведённого среди учащихся в железнодорожном техникуме, показал следующее. На вопрос: «Престижно ли учиться в техникуме?» получены следующие ответы:

1 курс: да – 67%;

Нет – 6%;

Затрудняюсь ответить – 27%

2 курс: да – 76%;

Нет – 9%;

Затрудняюсь ответить – 15%.

3 курс: да – 76%;

Нет – 2%;

Затрудняюсь ответить – 22%

На вопрос «Что нравится в этой профессии (специальности) больше всего?»:

1 курс: Эта профессия нужна обществу – 38%;

Эта профессия престижная, современная – 27%;

Людей этой профессии уважают в обществе – 13%;

Эта профессия хорошо оплачивается – 54%;

Хорошие условия работы – 22%;

Другое – 2%.

2 курс: Эта профессия нужна обществу – 38%;

Эта профессия престижная, современная – 31%;

Людей этой профессии уважают в обществе – 20%;

Эта профессия хорошо оплачивается – 56%;

Хорошие условия работы – 19%;

Другое – 6%.

3 курс:

Эта профессия нужна обществу – 27%;

Эта профессия престижная, современная – 34%;

Людей этой профессии уважают в обществе – 2%;

Эта профессия хорошо оплачивается – 63%;

Хорошие условия работы – 17%;

Другое – 5%

Для изучения причин, определяющих отношение к избранной профессии, часто применяют методику, в которой респондентам предлагается осуществить ряд позитивных и негативных выборов – определить, что привлекает, а что, напротив, отталкивает в избранной профессии.

Результаты исследования по методике «Изучение факторов привлекательности профессии» (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) показывают, что на всех курсах в число наиважнейших входит фактор зарплаты. Устойчивое высокое значение во всех выборках учащихся имеет фактор – работа с людьми, также отмечается фактор возможности достичь социального признания и уважения.

Таким образом, результаты исследования прямо указывают на то, что вкладывают учащиеся в понятие «престижность выбираемой профессии». Эта проблема связана с чувством собственного достоинства личности в труде. Мы видим, что престижность выбираемой профессии действительно является важным фактором самоопределения личности.


Литература:

  1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб.пособие / А.В.Батаршев – М.: Академия, 2009.

  2. Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3.

  3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.

  4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480с.

  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007. – 607с.

Основные термины: профессионального самоопределения, Трудности профессионального самоопределения, профессионального самоопределения подростков, профессионального самоопределения старших, профессионального самоопределения учащихся, профессионального самоопределения школьников, процессе профессионального самоопределения, сопровождение профессионального самоопределения, Особенности профессионального самоопределения, фактор самоопределения, важных факторов самоопределения, фактором самоопределения личности, субъекта труда, способа получения профессионального, Пряжникова Е.Ю, путь профессионального обучения, самостоятельной жизни человека, развития субъекта труда, Издательский центр, плане концепция самоэффективности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle