Библиографическое описание:

Моздор Н. В. Социально-психологический анализ отношения к конфликту студентов педвуза [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 52-54.

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Являясь важнейшей детерменантой человеческой активности, конфликты давно обратили на себя внимание исследователей. Британский специалист по организационной психологии Маргарет Фоллет предприняла попытку коренным образом изменить отношение исследователей к конфликту, указав на его позитивные функции. Тем самым было обозначено приближение конца конфликтофобической эпохи.[1]

Психологи Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют различные стратегии поведения в конфликте:

  • соперничество, сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы;

  • сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

  • компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

  • избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

  • приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.[5; 169]

Проблема конфликтов и их разрешений имеет непосредственное отношение к образовательному процессу. Причинами этого являются специфические характеристики последнего:

  • наличие двух объективно неравных позиций и статусов «учитель» и «учащийся»;

  • присутствие различных точек зрения ученых в содержании усваиваемых учащимися знаний;

  • возможность возникновения различных позиций субъектов образовательного процесса по поводу содержания образования, способов их постижения, межличностных взаимоотношений;

  • когнитивное и личностное развитие как цель образования в истоках своих содержит конфликт: диалектическое противоречие между достигнутым и требуемым или желаемым уровнем.

Итак, получается конфликт в образовательном процессе — это неизбежность. А в образовании, построенном на принципе гуманизма, даже — благо. В этом смысле речь идет о конструктивном конфликте, которому соответствуют стратегии сотрудничества и компромисса.

Опираясь на все выше изложенное, мы поставили для себя ряд исследовательских вопросов. Какой смысл вкладывают студенты педагогического вуза в понятие «конфликт»? Какие стратегии конфликтного поведения они применяют? И связано ли это с тем гуманитарным знанием, которое будущие педагоги осваивают в процессе обучения?

Для разрешения обозначенных проблем мы провели исследование среди 1-х, 3-х, 4-х курсов психолого-педагогического факультета института. Для выяснения смыслового наполнения понятия «конфликт» мы использовали метод определения семантического поля. Студентам предлагалось записать 10 слов, которые первыми возникнут в сознании на произнесенное слово «конфликт». Результаты диагностики по курсам следующие: частота упоминаний слов:

1-е курсы: «ссора» – 23 %; «спор» – 15 %; «разногласия» – 11 %; «обида» – 14 %; «непонимание» – 7 %; «компромисс» – 13 %; «злость» – 7 %; «неприязнь» – 5 %; «раздражение» – 2 %.

3-и курсы: «ссора» – 6 %; «спор» – 3 %; «разногласия» – 5 %; «обида» – 5 %; «непонимание» – 10 %; «злость» – 3 %; «неприязнь» – 5 %.

4-е курсы: «ссора» – 9 %; «непонимание» – 6 %; «злость» – 3 %.

Мы подчеркнули в них слова, значение которых в большей степени отражает конструктивные аспекты конфликта. Эти понятия указывают на различия точек зрения, способы их примирения и на переживания людей, ведущие к преодолению конфликта, личностному росту.

Сравнение представленных данных указывает на сужение семантических полей понятия «конфликт» у студентов от 1–го курса к 4–му. Причем среди лексических единиц, упомянутых более взрослыми респондентами, снижается процент слов, значение которых приближено к конструктивным аспектам конфликта.

Для диагностики стратегий поведения в конфликтных ситуациях использовался опросник К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). [6;470–473] Процентное соотношение стратегий, используемых студентами педагогического вуза в ходе конфликта, указывает на явное увеличение приемов компромисса, незначительное увеличение сотрудничества и снижение соперничества от 1-го к 4–му курсу. На первом курсе преобладающими оказались стратегии компромисса, избегания, сотрудничества; на 3–м — компромисс, приспособление и избегание; на 4–м — компромисс, сотрудничество и избегание. В целом выявленную динамику можно охарактеризовать как позитивную, ведущую к увеличению конструктивных стратегий у студентов старших курсов.

Обобщая результаты диагностики по двум методикам, мы обнаружили разнонаправленные тенденции у студентов от 1–го курса к 4–му. С одной стороны сужение семантического поля понятия конфликт, уменьшение в нем количества слов, близких по своему значению к конструктивным аспектам изучаемого феномена. С другой стороны увеличение использования стратегий конструктивного характера. Мы предположили две возможные причины выявленного несовпадения. Студенты, повышая свою социальную и профессиональную компетентность, стремятся показать себя в более выгодном свете. Отвечая на вопросы о стратегиях поведения в конфликте, они выбирают социально приемлемые характеристики. А выявление семантического поля не затрагивает социальную мотивацию и, следовательно, позволяет получить более объективную информацию. Другая возможная причина: студенты, повышая свой образовательный уровень и социальную компетентность, на уровне сознания оценивают конфликт как негативное явление и своим поведением не провоцируют его возникновение и углубление. Полученные результаты затрудняют попытку сделать объективные выводы о влиянии гуманитарного (педагогического) образования на отношение студентов к конфликту и поведение в нем.

Обобщая все вышеизложенное, мы отмечаем, что конфликт это сложное социально–психологическое явление. В научных кругах данный феномен рассматривается неоднозначно: как негативное, так и позитивное явление. Позитивный аспект конфликта состоит в предоставлении возможности субъектам выработать общую точку зрения, приобрести опыт конструктивного взаимодействия, разрешить противоречия. Психологические основы конфликта как социального явления имеют важное прикладное значение в области образования, которое традиционно осуществляется в процессе организованного общения и деятельности педагогов и учащихся. Практическое исследование позволило установить, что получение высшего образования является фактором повышения культуры поведения в конфликтных ситуациях. Результаты нашего исследования ставят новые вопросы, что подтверждает актуальность и неоднозначность такого социально–психологического явления как конфликт.


Литература:

  1. Аккоф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. –М.,1974.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999.

  3. Дмитриева А.В., Конфликтология. – М.,2000.

  4. Конфликтология /Под редакцией А.С.,Кармина – СПб.,1999.

  5. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Дону:Феникс, 1998.

  6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты /Ред.–сост. Д.Я. Райгородский. –Самара, 1998.

  7. Follet M. Dynamic Administration. /В кн.: Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. –М., 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle