Библиографическое описание:

Липецкий Н. Н. Влияние пренатального периода на характер человека [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 39-42.

В настоящий момент наука накапливает теоретические и эмпирические предпосылки для зарождения и активного развития нового по современным рамкам психотерапевтического направления в психологии – пренатального. Этому в немалой степени способствует взаимная кооперация специалистов различных научных направлений, а также рост взаимопонимания и взаимоуважения врачей, психологов и психотерапевтов.

Человечество всегда проявляло большой интерес к таким категориям как жизнь и смерть и всегда пыталось осмыслить и понять, какие тайны лежат за их гранью. Лев Николаевич Толстой писал по этому поводу: «Мы не можем представить себе жизнь после смерти и не можем вспомнить жизнь до рождения потому, что не можем представить себе ничего вне времени». Так сложилось, что практически повсеместно общепринятым считается, что жизнь человека начинается именно с момента рождения. Но в последнее время проводится все больше исследований с целью найти ответ на вопрос: «Какой же момент можно считать действительным началом человеческого существования?». Результаты данных исследований все чаще наталкивают ученых на первый взгляд на невероятную мысль, что вполне рационально считать началом жизни – момент зачатия ребенка. При этом важное место отводится планированию семьи. Исследователями приводятся различные доводы о том, что возможно желание или не желание рождения ребенка может коренным образом оказывать свое влияние на его психологические особенности в будущем. Установлено, что еще до рождения в утробе матери плод уже может видеть, слышать, а также выражать свое недовольство по какому-либо поводу. В связи с этим появляется широкий ряд морально-этических вопросов, в особенности связанных с проблемой нежелательной беременности и осуществления абортов. Ведь, к сожалению, в нашей стране число абортов в два раза превышает количество деторождений.

На сегодня написано множество теоретических работ и создано большое количество практических рекомендаций в области психологии родовспоможения, охраны материнства и детства, психологической подготовки будущих родителей, психологического сопровождения перинатальной утраты и пр. Собственно психологическому исследованию пренатального периода и его непосредственному влиянию на развитие и характер ребенка после рождения уделяется меньше внимания. Поэтому разработки исследований в этой области являются актуальными и необходимыми.

В данной статье представлены результаты исследования влияния пренатального периода на характер человека. Существует достаточно много ученых-психологов посвятивших свои психологические исследования изучению данной темы: С. Гроф – разработал теорию базовых пренатальных матриц; Х. Кренц – занимается вопросом пренатальной психотерапии; Т. Верни – изучал влияние негативных эмоций матери на плод и ход беременности; A. Бертин – занимался вопросом возможности внутриутробного воспитания ребенка; С. Фанти – является родоначальником и основателем направления микропсихоанализа; О. Ранк – утверждал, что изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой» рождения, и др.

У истоков XX-го столетия берет свое бурное развитие такая наука как генетика. Проводившиеся в те времена исследования позволили ученым предположить, что та информация, которая находится в генах, заключает в себя не только память о структуре тела человека, но также и психологическую структуру предшествующих поколений. Последняя треть ХХ-го века явилась началом научных исследований психической жизни человека до рождения, формирования той области знаний, которую стали именовать пренатальной и перинатальной психологией [1, с.17]. Появившейся пренаталогической отрасли психологии выделили роль смежной науки, между, непосредственно, психологией и медициной.

Период пренатального развития – это период от зачатия до рождения. Принято считать, что особенности пренатального периода предопределяют характер развития на следующих этапах жизни ребенка и даже взрослого человека. Дозревание будущего младенца в пренатальном периоде происходит в строго контролируемой среде – матке и преодолевает несколько последовательных этапов: герминальный, эмбриональный и фетальный. Внешняя среда оказывает свое влияние на плод практически с самого момента зачатия, и оно продолжается в материнской утробе. На пренатальное развитие также оказывают влияние факторы заключенные внутри семьи ожидающей рождения малыша. К этим факторам можно отнести условия жизни и материальное положение будущих родителей, эмоциональную атмосферу и чувственные переживания, состояние соматического здоровья отца и матери, наличие вредных привычек у родителей и пр. Все это предопределяет успешность прохождения пренатального периода.

Невзирая на то, что роды являются генетически запрограммированной последовательностью событий, особенности появления на свет каждого конкретного ребенка обусловливаются культурными, историческими и семейными условиями [2]. Самые простые психические явления начинают возникать еще во внутриутробном периоде развития ребенка. Они появляются не в направлении от внешнего к внутреннему, а наоборот, сначала простые психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия его задатков и первых внешних влияний. Потом простые внешние действия, которые формируются, после рождения и руководствуются уже теми психическими явлениями, которые возникли раньше, они развиваются на основе более сложных сенсорных контактов с внешним миром, первых практических действий с предметами и т.п. [3]. Из вышесказанного можно вывести положение о том, что общее психическое развитие в онтогенезе осуществляется не от внешнего к внутреннему, а всегда на основе непрерывного взаимодействия внешнего и внутреннего.

В основу данного исследования была положена теоретическая классификация базовых перинатальных матриц (БПМ) выделенных в середине прошлого века американским психологом и психиатром Станиславом Грофом [10]. В основе данной классификации лежит положение о системе конденсированного опыта (СКО) – это особое сгущение воспоминаний, состоящее из опыта различных жизненных периодов человека. Воспоминания, принадлежащие к отдельной СКО, имеют похожую основную тему и связаны с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества. Это патологические устойчивые образования в нашем бессознательном, возникающие вокруг первоначальной психотравмы [4].

Классификация БПМ включает в себя четыре основные матрицы:

  • БПМ-I «Матрица наивности» – период от зачатия до первых схваток. Заключает в себе опыт симбиотического единства плода с материнским организмом. В антенатальном периоде опыт этой матрицы отображается в оптимизме индивида, его высокой эмпатии, умении принимать и давать любовь, успешное прохождение стимулирует человека к постоянному личностному росту и развитию.

  • БПМ-II «Матрица жертвы» – период с момента начала схваток и к полному раскрытию шейки матки (к потугам). Ребенок переживает ощущение нарастающей тревоги, которая связана со смертельной опасностью. Успешность данного периода закладывает у ребенка умение находить выход из сложных ситуаций, быть терпеливым и в то же время настойчивым.

  • БПМ-III «Матрица борьбы» – период потуг и прохождения плода через родовые пути. Движение ребенка по родовому каналу сопровождается сильными механическими сдавливаниями и удушьями. Успешное прохождение этой матрицы закладывает уверенность в себе и формирует в будущем лидерские качества человека.

  • БПМ-IV «Матрица свободы» – период с момента рождения до седьмого дня жизни ребенка. Мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, за пиком боли и напряжения следует внезапное облегчение и релаксация, ребенок впервые видит яркий свет. От успешности прохождения данного периода зависит способность человека доводить начатое до конца, получать удовольствие от сделанной работы и от жизни в целом, видеть и уметь находить цель жизни, свое предназначение.

Психоаналитики выдвигают различные гипотезы, согласно которым допускается наличие существенных психологических различий между детьми, рожденными при помощи кесарева сечения и рожденными естественным путем. Принимая во внимание данные утверждения можно предположить, что в ближайшем будущем социум ждут важные изменения как общественного, так и психологического плана. Ведь ежегодно доля детей рожденных кесаревым сечение неуклонно возрастает.

Исходя из клинических наблюдений, С. Гроф предположил возможные психические особенности людей, которые миновали во время своего рождения прохождение через родовые пути. По его мнению, в основе стиля жизни людей рожденных путем кесарева сечения лежат трудности или неспособность давать отпор внешней среде, достигать поставленных целей, бороться за жизненные блага. Все это может выражаться через неструктурированные чрезмерные требования к окружающим и череду обиженных уходов.

В проведенном исследовании приняли участие учащиеся 6–9 классов общеобразовательной школы г. Санкт-Петербурга. Подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Выборка являлась однородной, все участники это ученики обычных не специализированных (гимназических) классов. Всего в исследовании приняли участие 50 человек – 25 человек в экспериментальной группе (дети, рожденные при помощи планового кесарева сечения) и 25 человек в контрольной (рожденные естественным путем). Фактор особенности рождения может представлять особенную важность влияния на процесс психологического развития в период формирования и становления личности, которым и является пубертатный период.

Целью работы стало определение степени и особенностей влияния пренатального периода на характер человека. В ходе исследования были использованы следующие методики: Опросник структуры темперамента Русалова (Д-ОСТ) [5], Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) [6], Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) [7], Цветовой тест Люшера (The Lusher Color Test) [8]. Опросник Русалова позволил оценить свойства «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента подростков. Опросник УСК дал диагностическую характеристику локуса контроля в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, а также в области здоровья. Опросник Басса-Дарки дает описание агрессивных и враждебных реакций. А использованный в исследовании тест Люшера посредством цветовых выборов испытуемых позволил судить о направленности на определенное настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

По следующим показателям были получены статистически достоверные различия: в экспериментальной группе выявлены достоверно более высокие показатели социального темпа и социальной эмоциональности и более низкие показатели эмоциональности и предметной эргичности по сравнению с группой подростков рожденных естественным путем. В контрольной группе обнаружены достоверно более высокие показатели физической агрессии и негативизма в сравнении с результатами подростков рожденных кесаревым сечением.

Таким образом, можно говорить о том, что подросткам, рожденным при помощи кесарева сечения свойственна повышенная чувствительность в коммуникативной сфере, а это в свою очередь может выражаться в особой сенситивности к неудачам в общении. Также им свойственны более высокие характеристики скорости речедвигательных актов в процессе общения, речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата. Но при этом, их можно охарактеризовать в целом как несколько менее эмоциональных и чувствительных. Подросткам, рожденным при помощи кесарева сечения свойственно большее внутреннее спокойствие и уверенность в себе по сравнению с подростками из контрольной группы. При этом экспериментальной группе в меньшей степени свойственна потребность в освоении предметного мира и стремление к умственному и физическому труду. С точки зрения проявлений агрессивного поведения такие дети менее склонны использовать физическую силу против другого лица, и менее склонны к оппозиционной манере в поведении.

При анализе других показателей в среднем была выявлена более низкая тенденция к внешнему экстернальному локусу контроля у подростков из экспериментальной группы. Это в свою очередь говорит о том, что такие дети испытывают меньшее давление среды и им в меньшей степени свойственно приписывать причины происходящего внешним факторам, например, судьбе или случаю. Это означает, что такие подростки более ответственны за собственные действия, лучше осознают смысл своей жизни, склонны давать более позитивную оценку окружающему миру. Отчасти такие характеристики подтверждаются ранее описанными результатами, полученными в ходе данного исследования.

Анализ результатов, полученных по тесту Люшера показал, что в контрольной группе было отмечено наличие тревожности у 33% подростков, тревожности с тенденцией к росту – у 40%, отсутствие тревожности у 27%. У подростков, рожденных кесаревым сечением, тревожность обнаружилась у 41%, тревожность с тенденцией к росту – у 37%, отсутствие тревожности у 22%. В экспериментальной группе зафиксированы достоверно более частые выборы коричневого и серого цвета на местах третьей и четверной позиции (предпочитаемые цвета). Особенности таких предпочтений могут свидетельствовать о стремлении к простым инстинктивным переживаниям, возможном наличии физического истощения, переутомления как формы защиты и барьера, отгораживающего подростка от раздражителей внешнего мира. Также возможно проявление пассивности и инертности в когнитивной сфере, усталости и стремления ограничить социальный круг общения. Такие результаты могут быть следствием сдержанности этих подростков при их характерном стремлении к внутреннему самоконтролю. Учитывая повышенную социальную эмоциональность и тревожность, может проявляться неосознанное противоречивое стремление отгородить себя от социальных контактов и одновременная потребность в вербальном социальном взаимодействии, что и приводит к психическому истощению в результате состояния внутренней напряженности. Также подобные результаты могут говорить о том, что подростки, рожденные путем кесарева сечения, быстро теряют интерес к работе и учебе. Фактически это можно отнести к последствиям отсутствия при рождении процесса прохождения через родовые пути.

В результате перечисленных явлений и обобщения экспериментальных данных было подтверждено, что характер родоразрешения вполне может оказывать влияние на последующее формирование черт характера человека, а также что характер подростков, рожденных путем кесарева сечения, отличается от характера подростков рожденных естественным путем. Это может быть следствием изменения хода последовательности прохождения перинатальных матриц, в результате проведения операции кесарева сечения. В то же время следует учитывать и фактор воспитания, так как операции кесарева проводятся в основном в экстренных случаях и соответственно отношение родителей к таким детям может иметь несколько другой оттенок, а именно меньше давления со стороны родителей, больше заботы.

Философия и психология на сегодняшний момент практически не могут предложить практике интегрированную целостную модель пренатального внутриутробного развития. Но стоит отметить, что пренатальной физиологии как эмпирико-аналитической науке в большей степени принадлежит признание объективности эмбриональной психики. Проведенное исследование это попытка «приоткрыть завесу» над малоизученными на сегодняшний день механизмами формирования и влияния внутриутробной психики человека на жизнь и особенности его личности после рождения. Полученные результаты ставят множество новых вопросов, на которые только предстоит ответить современной и быстро развивающейся системе научного знания.


Литература:

    1. Перинатальная психология и медицина / Материалы межд. конф.– Иваново, 2002. 212 с.

    2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г.Крайг, Д.Бокум. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.

    3. Материалы V Всероссийского Конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинаталогии (Москва, 29 мая — 2 июня 2005 г.). — М., 2005.

    4. Grof S. Realms of the human unconscious. Dutton, New York. 1976.

    5. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. М., 1990.

    6. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ.-СПб; Изд-во СПб ун-та, 2001. 224 с.

    7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2006. 672с.

    8. Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, Персей, АСТ, 1996. 400 с.

    9. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2006.

    10. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М.: «Издательство АСТ», 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle