Библиографическое описание:

Шкиль И. Е. Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 66-68.

Проблема коммуникативной компетентности активно разрабатывается как в отечественной, так и зарубежной психологии. Л.А.Петровская, в последних своих работах, отождествляет понятия «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении», уточняя, что «компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче… предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстраненной, и близкой» [9, С. 151].

Ю.М. Жуков и П.В. Растянников разделяют взгляды Л.А.Петровской. В совместной работе они рассматривают коммуникативную компетентность и компетентность в общении как синонимы. Они предлагают следующее рабочее определение: «Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [6, С. 4].

Иной исследовательской позиции на природу коммуникативной компетентности придерживается Ю.Н. Емельянов. Он рассматривает ее как самостоятельное образование, которое существует в виде умений и навыков и «предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения» [3, С. 11]. К ее проявлениям относятся умение человека организовать так называемое «межличностное пространство» в процессе инициативного и активного общения с людьми. Источники приобретения коммуникативной компетентности – жизненный опыт, общая эрудиция и «специальные научные методы обучения общению», в частности тренинговые формы работы [3], [4].

Сходных научных взглядов придерживается Н.Н.Обозов, рассматривая коммуникативную компетентность как способность личности ориентироваться в различных ситуациях общения и эффективно взаимодействовать с окружающими, а также указывает на возможность ее развития. Большое значение для формирования коммуникативной компетентности имеют знания, чувственный опыт и рефлексивные способности.

Одним из перспективных направлений в психолого-педагогической работе по формированию у студентов коммуникативной компетентности мы считаем арт-технологии – обучение, осуществляемое при помощи средств художественного творчества. Оно хорошо тем, что не зависит от культурного опыта и социального положения, отличается особой «мягкостью» по сравнению с другими методами. Арт-технологии – это методы, использующие невербальный язык искусства для развития личности и дающие возможность контактировать с глубинными аспектами духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Арт-технологии основываются на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.

В качестве самостоятельного направления в коррекционной работе арт-технологии начали развиваться в Великобритании и США с середины ХХ в. Они основываются на многообразии форм человеческого опыта и способов его отражения и различных моделях культурного и профессионального дискурса [7]. Арт-технологические методы и приёмы представляются относительно новым явлением, возникшим в результате объединения опыта арт-педагогов, искусствоведов и психоаналитиков [1].

По мнению В.Беккер-Глош, в основе современного определения арт-технологий лежит художественное творчество, связанное с действием трёх факторов: экспрессии, коммуникации и символизации [2, С. 42 – 58]. М.Либман трактует арт-технологии как использование средств искусств для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения [11]. Мы придерживаемся мнения Н.Д.Никандрова, который считает, что арт-технологии можно рассматривать как слияние творчества и коррекционной практики, как метод, направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста, как воздействие на мотивационную, эмоциональную, адаптивную сферу [8].

В современном обществе арт-технологии имеют важное значение для социального развития личности и обладают следующими характеристиками: позволяют развивать ценные социальные навыки; связаны с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяют решать общие проблемы; дают возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; позволяют осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; повышают самооценку и ведут к укреплению личной идентичности; развивают навыки принятия решений.

Влияние арт-технологий на развитие коммуникативной компетентности IT-специалистов было выявлено в ходе исследования, экспериментальную выборку которого составили 112 студентов факультета информатики и вычислительной техники. В качестве методического инструментария выступили тесты «Оценка уровня общительности» В.Ф.Ряховского, «Оценка самоконтроля в общении» М.Снайдера, «Оценка коммуникативных умений», «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей». Указанные тесты выявляют компетентность испытуемых в различных ситуациях общения и сформированность умений, позволяющих осуществлять эффективную коммуникацию.

Мы протестировали участников экспериментальной группы до и после прохождения тренинговых занятий по формированию коммуникативной компетентности методами арт-технологий. На этапе констатирующего эксперимента тесты показали, что многие студенты имеют серьёзные проблемы в общении. Они некоммуникабельны, безынициативны, боятся перемен, необходимость новых контактов выводит их из душевного равновесия, заставляет нервничать. Обобщив результаты, мы пришли к выводу, что перед началом курса тренинга низкий уровень коммуникативных умений наблюдается у 37 участников тренинга (33%), средний – у 74 (66%), высокий уровень показал 1участник (0,008%).

При проведении формирующего эксперимента нами был разработан и апробирован тренинг, включающий курс разноплановых занятий методами художественных, танцевальных, музыкальных и голосовых арт-технологий. Концепция тренинга включает в себя четыре основополагающих компонента – содержательный, технологический, личностный и функциональный.

Содержательный компонент охватывает:

1)содержательную часть: спонтанное творчество с использованием элементов игры, музыки, танца, театрализации, драматизации;

2)концептуальную часть: фундаментальные потребности личности в самоопределении, самовыражении, самоактуализации, саморегуляции, самореализации; укрепление, реабилитация психологического здоровья; сохранение и развитие индивидуальности человека.

Технологический компонент включает в себя:

1)программно-методическое обеспечение: арт-технологии как метод практической работы со студентами;

2)процессуальную часть: организация работы (подбор участников, формирование групп, определение правил участия);выбор приёмов, форм, техник, упражнений; определение стратегий арт-технологического взаимодействия, управление групповыми процессами, рефлексивная деятельность; анализ групповой динамики, ретроспективное обсуждение, рефлексия результатов.

Личностный компонент охватывает характеристику субъекта арт-технологического процесса – ценностные ориентации, личностные особенности, индивидуальные особенности поведения, общения, социально-психологические особенности студентов.

Функциональный компонент предполагает индивидуализацию и социализацию студентов, в том числе – развитие коммуникативной компетентности.

Задача психолога, ведущего тренинг, заключается в помощи студенту в изживании его отрицательных переживаний, наполнении их положительными эмоциями, в реконструировании когнитивной сферы – правильной оценке возникающих в жизни затруднений, возвышении всего строя мыслей.

Задания и упражнения тренинга были направлены на формирование новых и улучшение имеющихся навыков социальной коммуникации: преодоление внутренних барьеров, раскрытие личностных особенностей, наблюдение результатов своих действий и т.д.

После прохождения тренинга участникам было предложено пройти повторное тестирование. По результатам эксперимента 98 (87,5)% участников тренинга продемонстрировали средний уровень коммуникативных способностей, 14 (12,5%) – высокий. Полученные данные убедительно свидетельствуют о том, что психологические арт-технологии успешно позволяют развивать коммуникативную компетентность личности.


Литература:
  1. Арт-терапия/ Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Питер, 2001.

  2. Беккер-ГлошВ. // Международный журнал по арт-терапии «Исцеляющее искусство». – 1999. - №1. – С. 42 – 58.

  3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 167 с.

  4. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. – М.: Просвещение, 1995. – 183 с.

  5. Жуков Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: диссертация доктора психологических наук. – М., 2003. – 356 с.

  6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М.: Изд-во Московского университета, 1991. – 96 с.

  7. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб: Питер, 2002.

  8. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - №4. – 1998. – С. 3 – 8.

  9. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую и социальную психологию. – М.: Смысл, 1999. – С. 150 – 166.

  10. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: МГУ, 1982. – 168 с.

  11. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. – Cambridge, Boston & London: SHAMBALA, 2003. – P. 40 – 46.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативной компетентности, коммуникативной компетентности it-специалистов, развития коммуникативной компетентности, структуры коммуникативной компетентности, совершенствования коммуникативной компетентности, анализ структуры коммуникативной, Проблема коммуникативной компетентности, природу коммуникативной компетентности, коммуникативной компетентности методами, формирования коммуникативной компетентности, приобретения коммуникативной компетентности, студентов коммуникативной компетентности, развитие коммуникативной компетентности, коммуникативную компетентность, коммуникативной компетентности студентов, Петровская Л.А, средства развития коммуникативной, участников тренинга, практика совершенствования коммуникативной, метод совершенствования коммуникативной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle