Библиографическое описание:

Смолякова О. А. Проблема самоидентификации у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на этапе младшего подросткового возраста [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 116-119.

Проблема поиска собственной идентичности и самоидентификации остро стоит перед современным подростком.

По определению Э. Эриксона, идентичность - это внутренняя непрерывность, целостность и тождественность человека самому себе. Она включает в себя три аспекта: осознание человеком временной протяженности собственного существования, преемственности между тем, что он делал в прошлом, что делает сейчас и собирается совершать в будущем; восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе; определение степени своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

В связи с этим, идентичность как самотождественность личности можно рассматривать как основание структуры самосознания, которая складывается в результате переживания и осознания своей самости (особости) и одновременно принадлежности к определенной социальной общности.

Самоидентификация – это отождествление себя с определенной социальной группой, образом, ролью, архетипом. Самоидентификация непосредственно связана с мироощущением личности, с поведением в социуме, с проблемами личностного развития и взаимоотношений. [6, с.44]

Создатель психоанализа 3. Фрейд выдвинул суждение, утверждающее единство личной и культурной идентичностей, берущих начало в прошлом народа.

Изучение структуры самоидентификации и особенностей идентичности, а также их становления в младшем подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.

В подростковом возрасте идентичность проходит фазу становления, находясь в зоне ближайшего психического развития. Идентичность складывается из различных самоидентификаций. В конечном счёте, идентичность является положительной и чёткой, если таковыми являются самоидентификации, составляющие её. Из негативных самоидентификаций складывается негативный вариант идентичности, расплывчатое, нечёткое «Я», ролевая и личностная неопределённость, в крайних случаях ведущая к психической патологии.

Нарушение отдельных самоидентификаций ведёт к отрицанию подростком самого себя, то есть нарушению идентичности. Своевременное выявление самоидентификационных нарушений позволяет обнаружить отклонения в формировании идентичности у подростков, что является чрезвычайно актуальным как для диагностики личности подростков, так и для их коррекции.

Известно, что подростки при нормальном ходе развития, имеют определённые возрастные проблемы, обусловленные физическими, психологическими и социальными факторами. У подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) эти проблемы выражаются острее. Подростки с нарушением ОДА имеют специфические особенности данного периода в силу своего врождённого или приобретенного дефекта. Различные виды самоидентификации к юношескому возрасту складываются в идентичность, которая может быть как позитивной, так и негативной, «диффузной».

Особенности формирования идентичности и самоидентификации у подростков с нарушениями ОДА могут быть обусловлены двумя факторами:

  • биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

  • социальными условиями - воздействием на подростка семьи, педагогов и их окружения.[1, с. 32]

Другими словами, на развитие и формирование идентичности ребенка с нарушением ОДА, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения, что позволяет формировать особый вид идентичности, предполагающий включение себя в группу лиц с нарушениями ОДА. С другой стороны - отношение социума к болезни подростка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что самоидентификация подростков с нарушениями ОДА, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов.

Большую часть детей с нарушениями ОДА составляют дети с церебральными параличами (89%). Наряду с лечебной и социальной помощью эти дети нуждаются также в психолого-педагогической коррекции. Часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. Детский церебральный паралич (ДЦП), относящийся к числу наиболее распространенной патологии центральной нервной системы у детей – проблема весьма острая и злободневная из-за интенсивности и массовости своего распространения. ДЦП является одной из главных причин детской инвалидности. [4, с. 5]

Именно в младшем подростковом возрасте дети с нарушением ОДА нуждаются в специальной помощи для того, чтобы достичь полноценного общественного бытия. На этих возрастных этапах закладываются основные социальные связи, отношения с обществом, происходит социальное становление человека, профессиональное самоопределение. От успешности психолого-педагогических и социальных мероприятий в этот период зависит дальнейшая судьба подростков. Ошибки в этой работе могут привести к нежелательным последствиям – уходу в болезнь, социальной изоляции и т.п.

Формирование идентичности у детей младшего подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет ряд особенностей по сравнению с детьми в норме. Прежде всего, такие дети имеют тяжелые поражения опорно-двигательного аппарата, что значительно осложняет реализацию двигательных функций, многие дети, в силу заболевания, с трудом научаются ползать, сидеть, ходить, прыгать и т.д. А ведь именно во время выполнения этих движений ребенок начинает осознавать, «кто он есть?» в действительности. В подростковом возрасте ребенок начинает себя соотносить с определенной категорией людей. И именно этот возрастной период очень важен для становления и дальнейшего развития идентичности.

Любой физический недостаток оказывает влияние на взаимоотношения с окружающими людьми; на то, как ребенок позиционирует себя в социуме; на протекание идентификационных процессов и как следствие формирование позитивной или негативной идентичности. В семье ребенок с физическим недостатком есть, прежде всего, особенный ребенок, к нему возникает исключительное отношение и здесь возникает вопрос о формировании личностных переживаний ребенка, страдающего церебральным параличом.

А.Г. Спиркин полагал, что человеческое «Я» меняется вместе с изменением условий его жизни, а А.А. Налчаджан отмечал, что самосознание личности в течение всей жизни человека изменяется и развивается, однако со временем приобретает относительно устойчивую структуру.

Функциональной задачей идентичности младшего подростка является осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта, предполагающее внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой, что обеспечивается стабильностью самооценки.

Л.С.Выготский считал, что физический недостаток вызывает совершенно особую социальную установку, чем у человека, не имеющего такого недостатка. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым углом. Физический дефект, по мнению Л.С.Выготского, вызывает социальный вывих, который затрудняет социализацию ребенка, существенно влияет на его позицию, на его отношение к окружающему миру. [3, с. 233]

Большое влияние на трудности протекания идентификационных процессов ребенка с нарушениями ОДА оказывает социальная депривация, реакция окружающих на физический дефект, помимо реакции на осознание собственной неполноценности.

Джун Мейкер провела исследование, в котором обнаружила, что дети с разными видами физических недостатков имеют выраженные особенности в когнитивном развитии и самооценке. Она отметила, что большинству детей свойственны специфические проблемы в формировании положительной самооценки. Особые условия развития таких детей ведут к низкой самооценке, которая часто сочетается с нереалистическими ожиданиями. Разрыв между реальным и идеальным «Я» может оказать сильное влияние на способность добиваться успеха и строить взаимоотношения с окружающими [7, с.76]

Исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что любая физическая неполноценность оказывает негативное влияние на формирование личности ребёнка, изменяя социальную ситуацию развития, нарушая структуру интериндивидуальных социальных связей, искажая интериндивидуальную структуру психических свойств и качеств больного. У ребёнка с двигательными нарушениями эти изменения связаны со сменой микросредовой обстановки:

  • частым пребыванием в условиях госпитализации;

  • отрывом от семьи;

  • изменением референтной группы (cмена коллектива здоровых

ровесников на общение с больными детьми). [5, с. 533]

Осознавать свой дефект ребёнок начинает в 7-8 лет. По отношению ребёнка к своему нарушению выделяют три группы детей с ДЦП:

1. С адекватным отношением. Эти дети трезво оценивают свои возможности, имеют готовность к преодолению трудностей, с удовольствием посещают занятия ЛФК, логопедические занятия, физиотерапевтические процедуры, ориентированы на проф. подготовку.

2. С подавленным настроением, с потерей веры в улучшение состояния.

3. Индифферентное отношение к своему дефекту. [2, с. 96]

Успешность идентификации младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от особенности их личности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что младшие подростки с двигательными недостатками имеют ряд неразрешённых психологических проблем. Чаще это является следствием негативного воздействия на них микросоциального окружения и психогенной травматизации в связи с наличием физического дефекта. Для них характерны дезадаптационные срывы и кризисы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной сферы и поведенческих нарушениях.

Становление идентичности происходит в юношеском возрасте, но оно напрямую зависит от самоидентификационных процессов, протекающих в подростковом возрасте. В связи с этим младший подростковый возраст является важным подготовительным этапом для дальнейшего развития идентичности.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что формирование самоидентификации лежит в основе развития важнейших структур личности, а так же определяет процесс социализации человека. Значимость этой проблемы связана и с тем, что резкое изменение социальной ситуации нарушило идентичность взрослых людей, что сказалось и на подрастающем поколении.

К сожалению, вопросы, касающиеся личностных особенностей при нарушениях двигательной сферы, исследовались мало, к тому же, в основном, изучались дети дошкольного и младшего школьного возраста: Мастюкова Е.М., Махмудова Н.М., Семенова К.А., Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. и др. Для них разрабатывались программы медицинской реабилитации и отчасти социальной адаптации.

Проблема идентификации «Я» и самоидентификации решалась в западной психологии А. Адлером, У. Джеймсом, Д. Парфитом, 3. Фрейдом, А. Фрейд, Ю. Хабермасом, М. Хайдеггером, К. Хорни, К. Юнгом, Э. Эриксоном; в отечественной – В. В. Абраменковой, М. М. Бахтиным, И. С. Коном, В. С. Мухиной, Л. М. Поповой.

Сыграв важную роль в создании общей для социальных наук точки зрения на идентичность, как результат внутренней самореализации и внешнего контекста, эти идеи оказали влияние на исследование личностной и социальной идентичности, как зарубежными (Р. Баумайстер, М. Борневассер, Дж. Бьюдженталь, Э. Гидденс, Э. Гоффман, Э Дюркгейм, Ч Кули, С Мадди, Д Марсиа, Дж Мид, С Московичи, А Мумендий, Ж Пиаже, У. Поинтковски, X. Ремшмидт, X. Тэджфел, Дж. Тэрнер, Г. Брейкуелл, Б. Шефер, Б. Шледер, Э. Эриксон и др ), так и отечественными мыслителями (Н. А. Антонова, Л. С. Выготский, М. В. Заковоротная, Ю. Л. Качалов, И. С. Кон, А. В. Кузьмин, О. В. Лукьянов, В. В. Марченко, В. С. Мухина, Б. Ф. Поршнев, Л. М. Путилова, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Шматко, В. А. Ядов).

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я». На сегодняшний день благодаря усилиям отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, В. С. Мерлина, В. С. Мухиной, Л. Д. Олейника, Л. С. Рубинштейна, А. Г. Спиркина, П. Р. Чаматы, И. И. Чесноковой, Е. В. Шороховой и других сложился определенный категориальный аппарат в области изучения самосознания. В его рамках установлены взаимосвязи между понятиями самосознание, самоотношение, самооценка, достаточно хорошо изучены такие вопросы как соотношение сознания и самосознания, структура самосознания, генезис и возрастные особенности самосознания, образ «Я».

В наши дни изучению идентичности и самоидентификации посвящены работы B.C. Агеева, Н.Г. Антоновой, С.А. Баклушинского, Т.С. Барановой, Е.П. Белинской, Ю.Н. Емельянова, Л.Г. Ионина, Ю.Л. Качанова, Т.Д. Марцинковской, С.Р. Пантилеева, Н.И. Сарджвеладзе, Т.В. Снегиревой, Т.Г. Стефаненко, И.И. Чесноковой, В.А. Ядова и других.

Самоидентификация как психологический механизм формирования идентичности выполняет такие функции:

  • отбор новых личностных и социальных ценностей в структуру

идентичности;

  • переструктурирование идентичности в соответствии с особенностями

новых элементов, вошедших в ее структуру;

  • определение индивидом значения и ценности новых элементов

идентичности и сопоставления их с предыдущими социальными

ценностями, также входящими в структуру идентичности.

В последнее время в отечественной психологии появилось много работ, посвященных исследованию идентичности и самоидентификации (И.В. Антонова, Л.М Путилова, М.В. Заковоротная, А.И. Белкин и др.). По-видимому, это связано с тем, что современная психология основывается на исследовании тенденции человека к самопониманию, ощущению собственной самости, на стремлении индивида соотнести внутренний мир с внешним в воспроизводящейся ситуации усложнения, множащегося многообразия мира, реализуемого посредством развития системы знаний и меняющихся практик. Обращение к проблеме идентичности и самоидентификации связано с усилением интереса к проблеме выбора, самовыражения, обретения «сущностного Я».

Таким образом, проблема самоидентификации, в различных ее аспектах (динамика, структура, виды и т.д.) является одной из основных в современной психологической науке. Практически нет ни одного научного направления, которое в той, или иной степени не рассматривает данную проблему. Это с одной стороны облегчает, а с другой - затрудняет исследование данной проблематики, которая, с необходимостью, предполагает сравнительный анализ разнообразных подходов.


Литература:

1. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М.: «Наука», 1994. – 98 с.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1993 – 198 с.

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М.Лифанова; Авт. коммент. М.А.Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.)

4. Лубовский В.И., Розанова Т.В.,. Солнцева Л.И Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464с

5. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

6. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии, № 2, 1998.

7. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle