Проблема совладающего поведения в психологической литературе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трущенко, М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе / М. Н. Трущенко. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1643/ (дата обращения: 19.04.2024).

На протяжении жизни человек сталкивается с трудностями, которые предопределяются обыденными жизненными ситуациями. И для того, чтобы их преодолеть человеку нужно знание о способах возможной реализации своих усилий, и как отмечал Р. Лазарус «…человек должен верить, что они у него есть»[4, с. 83]. На современном этапе развития психологии проблема преодоления человеком трудностей рассматривается учеными посредством раскрытия таких феноменов как копинг и совладающее поведение. Проблема копинга начала разрабатываться еще в 1940-1950-х гг[8, с. 128] и в настоящее время психологическая наука имеет много определений термина coping, который наиболее освещен в связи с исследованиями психологического стресса. Что касается термина «совладающее поведение», то он появился в отечественной психологии в 90-е годы XXвека и связан с работами таких ученых, как Платонов К.К., Теплов Б.М., Анцыферова Л.И. и др.[9, с. 111].

Понятие "coping" происходит от английского "cope", что означает преодолевать. В научной литературе термин "coping"в широком смысле включает в себя все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего и внутреннего характера, а в более узком – определяется, как стратегия действия для приспособления к условиям ситуации [13, 113]. Он может пониматься как «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [7, с. 22].

Суть совладания заключается в том, чтобы человек либо полностью смог преодолеть негативные жизненные трудности, либо уменьшил их отрицательное воздействие на организм. Поэтому совладающее поведение – это «целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действия»[5, с. 93].

Работы, касающиеся проблемы совладания с трудностями являются различными, что отражается вклассификации этого феномена у разных авторов (таблица 1).

Таблица 1 – классификация копинг-поведения и копинг-стратегий

Автор(ы)

Классификация копинг-поведения

Классификация копинг-стратегий

Примечание

R.S. Lazarus, S. Folkman

  • Проблемно-ориентированный

  • Эмоционально-ориентированный

Планирование решения проблемы
Поиск социальной поддержки
Шесть эмоционально-фокусированных стратегий: конфронтация, самоконтроль, дистанцирование, позитивная переоценка, принятие ответственности, бегство-избегание.

Проблемно-ориентированный копинг связан с рациональным анализом проблемы, а эмоционально-ориентированный касается эмоционального реагирования на ситуацию

E. Heim

Выделяет три сферы психики, где происходит реализация копинг-стратегий:
эмоциональная, когнитивная, поведенческая
  • Адаптивные

  • Частично адаптивные

  • Неадаптивные

Все виды стратегий разделяются с учетом степени адаптивных возможностей.

E. Koplik

Когнитивная сфера психики

Стратегия поиска информации
Стратегия закрытости от информации

Рассматривал только когнитивные копинг-стратегии.

E. Frydenberg

  • Обращение к другим
  • Непродуктивный копинг
  • Продуктивный копинг

Выделено восемнадцать стратегий

Основа классификации определяется через эффективность, однако «обращение к другим» стоит отдельно, поскольку не может быть оценена однозначно эффективно/
неэффективно.

P. Vitaliano

  • Проблемно-ориентированный

  • Эмоционально-ориентированный

Эмоционально-ориентированные стратегии:
- самообвинение
- избегание
- предпочитаемое
истолкование

Наряду с проблемно-ориентированным копингом, выделено три эмоционально-ориентированные стратегии.

H. Weber


  • реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы;
  • поиск социальной поддержки;
  • перетолкование ситуации в свою пользу;
  • защиту и отвержение проблем;
  • уклонение и избегание;
  • сострадание к самому себе;
  • понижение самооценки;
  • эмоциональную экспрессию

Сделал акцент на психологическом преодолении, отразившемся в восьми стратегиях.

Совладающее поведение направлено на повышение адаптации личности к среде и может складываться и определяться через совокупность копинг-стратегий – конкретных действий по совладанию. Наряду с копинг-стратегиями выделяют копинг-ресурсы личности, которые в свою очередь можно подразделить на[13, 114]:

  • Физические (выносливость);

  • Социальные (индивидуальная социальная сеть, социально-поддерживающие системы);

  • Психологические (убеждение, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор);

  • Материальные (деньги, оборудование).

В преодолении трудностей важная роль отводиться внутренним ресурсам личности: локусконтроляопределяет степеньпринятияответственности в борьбе сжизненнымитрудностями;высокийуровеньрефлексивныхспособностейпомогаетчеловеку сфокусироватьсянапроблеме для лучшего выбора решения;социальнаясмелость,настойчивость, высокаянормативностьповедения, высокаямотивациядостижения помогают преодолевать ненужные страхи и сомнения.Важнымвнутреннимфактором, побуждающиминдивида активнопротивостоятьтруднымжизненнымситуациям, являетсяфеномендолженствования («ядолженбытьвформе, чтобыпродолжатьсвоюработу», «ядолжнадержаться, чтобыраститьдетей» ит.д.)[12, с. 97].

Если раньше некоторые исследователи считали, что приспособление может иметь место только в экстремальных жизненных условиях, то на сегодняшний день совладение неотъемлемая часть поведения индивида при взаимодействии с повседневной действительностью. При этом наибольшую часть этой повседневной действительности занимает профессиональная сфера деятельности человека.

Одной из трудностей, сопровождающих процесс профессиональной деятельности и эффективного функционирования специалиста, является феномен выгорания. Как известно, термин “burnout” был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году, и в отечественной психологии на данный момент переводиться, как синдром выгорания. Поскольку наиболее распространенной и признанной моделью выгорания является модель К. Маслач, то в составе выгорания выделяются компоненты[1,с.38]:

  • Эмоциональное истощение выражается ощущением эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Можно ассоциировать с ощущением «приглушенности», «притупленности» эмоций.

  • Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам, при этом контакты становятся формальными и обезличенными. Возникающие негативные установки поначалу могут иметь скрытый характер, но со временем проявляться вспышками раздражения, конфликтами.

  • Редуцирование персональных достижений определяется как снижение чувства компетентности в работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане.

Синдром выгорания изучается более 35 лет, нопо отношению к детерминантам вызывающим это состояние не выделено определенного преимущества средикопинг-стратегий.С одной стороны это можно объяснить посредством сложности и многокомпонентности синдрома выгорания, ас другой стороны - неоднозначности понимания проблемы совладающего поведения, что обращает взгляд на еще нерешенные вопросы эффективности механизмов совладания и критериев эффективности.

К стратегиям совладания предъявляется ряд задач, чтобы достичь адаптации при взаимодействии человека с трудной ситуацией:

  1. Установление смысла ситуации и определение ее смысла для индивида.

  2. Попытка противостоять ситуации в виде действий, как первая реакция на возникшие трудности.

  3. Поддержание отношений с членами семьи, друзьями на прежнем «докризисном» уровне.

  4. Сохранение рационального эмоционального баланса.

  5. Сохранение и поддержание образа себя.

Исходя из этого, стратегии совладания могут быть оценены в зависимости от того, насколько они удовлетворяют этим общим адаптивным задачам [6].

Согласно данным анализа литературы С.К. Нартовой-Бочавер наименее эффективными, являются избегание и самообвинение во всех вариантах, занижение своих возможностей. Относительно действенным является реальное преобразование ситуации или ее переоценка (перетолкование). Неоднозначно оцениваются эмоционально-экспрессивные формы преодоления: выражение чувств принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса, однако исключение составляет открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности. Но и сдерживание гнева с учетом психосоматических исследований, представляет серьезный фактор риска нарушения психологического благополучия человека [7, с.25]. Если преодоление «запускается» ситуацией и разрешение ситуации происходит, когда для человека она утрачивает свою значимость, то здесь могут использоваться как активные, так и пассивные копинг-стратегии. Хотя для того, чтобы ситуация разрешилась без потерь для индивида стратегии рациональнее совмещать.

В литературе имеются противоречивые данные о взаимосвязи между стратегиями преодоления и уровнем выгорания. W.B. Schaufeliи D. Enzmannотмечено, что улиц с высоким уровнем выгорания имеется склонность к пассивному и защитному способу совладания, когда лицами с низким уровнем выгорания чаще используется активный и конфронтационный копинг. Такие же выводы сделаны A. Pinesи K. Etsion, которые отмечают, что активные копинг-усилия (конфронтация) связаны с низким уровнем выгорания, а пассивные (избегание) – с высоким[11, с. 84].Однако ученые K.Stormи S.Rothmann приводят данные о том, что взаимосвязь не обнаружена [11, с. 82].

В исследовании стратегий совладания с синдромом выгорания у страховых агентов Старченковой Е.С. и Сачук В.С. с использованием методик «Профессиональное выгорание» и «Преодоление трудных жизненных ситуаций» получены следующие данные. Стратегияоправдания себя истратегия возложение вины на других способствовали снижению уровня истощения, выступая как средство психологической защиты. Однако ряд стратегий, таких как контроль над ситуацией, поиск социальной поддержки, заезженная пластинка, беспомощность, жалость к себе, агрессия, прием лекарств способствовали увеличению уровня эмоционального истощения, даже не смотря на то, что избрав конструктивные стратегии совладания (социальная поддержка, контроль над ситуацией) в поведении они проявились как дезадаптивные демонстрацией беспомощности, агрессивностии приемом лекарств. Это указывает на несовершенное владение собственными личностными ресурсами и трудности в оценке своих возможностей.

Уровень деперсонализации оказался связан, как с конструктивными (позитивная самомотивация, поиск социальной поддержки), так и неконструктивными (бегство от стрессовой ситуации, беспомощность) копинг-стратегиями положительной корреляционной связью.Редукция профессиональных достижений положительно коррелировала со стратегиями самоодобрение, самооправдание и замещением, отрицательно – с бегством от стрессовой ситуации и беспомощностью, где использование последних мешало выполнять профессиональную деятельность [11, с. 84].

В проведенном исследовании среди медицинских работников Исаевой Е.Р. и Гуреевой И.Л. с использованием методик «Психическое выгорание» и «Копинг-тест»R. Lazarusa установлены положительные взаимосвязи между эмоциональным истощением и такими копинг-стратегиями как принятие ответственности, бегство и конфронтация. Деперсонализация положительно коррелировала со стратегиями дистанцирование и бегство [2, с. 29].Здесь видно, что при использовании как активных, так пассивных стратегий совладания, лицами у которых высокий уровень выгорания был не учтен компонент собственных личностных возможностей, что может только усугублять общеесостояние выгорания.

По данным исследования руководителей ОВД, имеющих высокий уровень профессионального стресса, доминировали пассивные и дезадаптивные копинг-стратегии – осторожные действия, избегание, непрямые действия, асоциальные действия, которые только усиливали воздействие негативных факторов ситуации, а не адаптировали индивида к ней [3, с. 99].

Выбор стратегий совладающего поведения обу­словлен личностными особенностями и ситуационными факторами. Личностные особенности индивида могут выступать как в качестве ресурсов, так и факторов, препятствую­щих успешномусовладанию.Конструктивность/неконструктивностькопинг-стратегий может определяться тем, насколько избранный копинг отвечает возможности адаптации и удержании продуктивности деятельности на необходимом уровне, поскольку в целом предполагается, что «процесс совладания с жизненными трудностями есть процесс мобилизации личностных ресурсов и ресурсов среды, и процесс оптимального их использования» [6].

Как отмечает Нартова-Бочавер при оценке копинг-стратегий с точки зрения их эффективности/неэффективности, критерием эффективности может явиться снижение чувства уязвимости к стрессам[7, с. 25]. Также важным критерием эффективности можно считать частоту применения и разнообразие копинг-стратегий, что отражено в исследовании Р. Мак-Края:«…чем чаще люди используют свои индивидуальные копинг-стратегии в стрессовой ситуации, тем более эффективно и скорее решается проблема,следовательнов большей степени снижается субъективный стресс» [10]. В отношении лиц подверженных выгоранию критерием эффективности избранных стратегий совладающего поведения могут выступать умение переключать внимание на интересы, выходящие за рамки профессиональной сферы, способность не застревать на рабочих проблемах, не откладывать общение и личные события в жизни на второй план.

Таким образом,теоретический анализ научных исследований проблемы совладающего поведения позволяет сделать вывод, что при выборе копинг-стратегий человеку необходимо учитывать свои субъективные ощущения, осознавать цели своего поведения, принимать во внимание все особенности ситуации. Актуальной проблемой последующей разработки указанного феномена могут стать программы усовершенствования копинг-стратегий, реализация которых позволит предотвратить причины дезорганизации поведения личности в ситуациипреодоления профессиональных трудностей.


Литература:
  1. Водопьянова, Н., Старченкова, Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2009. – 336с.

  2. Исаева, Е.Р., Гуреева, И. Л. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение медицинских работников// Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2010. - № 6 (64). С. 26-30.

  3. Кобозев, И.Ю. Оценка профессионального стресса и его влияния на копинг поведение руководителей // Вестник психотерапии.– 2011. - № 37(42).С.92-100.

  4. Крюкова, Т.Л. Методология исследования и адаптация опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Жур-л практического психолога. – М: 2007. - №3. – С. 82-92.

  5. Крюкова, Т.Л., Куфтяк, Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ)// Журнал практического психолога. М.: 2007. №3 С. 93- 112.

  6. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Жур-л социологии и социальной антропологии. – 1998.Т.1. – №2.

  7. Нартова-Бочавер, С.К. “Copingbehavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. - №5. – С. 20-30.

  8. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе // Известия Российского гос. Пед. Ун-та им. А.И. Герцена № 70-2 2008, с. 127-131.

  9. Останина, Н.В. Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся // Вестник ЧГПУ. – 2009. - №1. – С. 109-120.

  10. Рассказова, Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований// МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс]. – 2011. - №3(17). – Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html. – Дата доступа: 20.12.2011.

  11. Старченкова, Е.С. Роль конструктивного совладающего поведения в развитии синдрома выгорания // коллект. монография / под.ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой и др.; Курск. Гос. Ун-т . – Курск, 2008. – С. 81-98.

  12. Фоминова, А.Н. Проблема активации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях // Вестник Нижегородского ун-та. Серия Социальные науки. – 2006. - №1. – С. 95-105.

  13. Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему// Вестник ВГМУ. – 2006. Т. 5. - №3. – С. 112-121.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная поддержка, синдром выгорания, ситуация, критерий эффективности, поведение, стратегия, стратегия совладания, стрессовая ситуация, трудность, уровень выгорания, эмоциональное истощение.

Похожие статьи

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности...

социальная поддержка, синдром выгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровень выгорания, стратегия совладания, критерий эффективности, эмоциональное истощение, стрессовая ситуация, трудность.

Особенности копинг-стратегий у студентов педагогического...

социальная поддержка, синдром выгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровень выгорания, стратегия совладания, критерий эффективности, эмоциональное истощение, стрессовая ситуация, трудность.

Особенности мотивации и психологической готовности студентов...

социальная поддержка, синдром выгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровень выгорания, стратегия совладания, критерий эффективности, эмоциональное истощение, стрессовая ситуация, трудность.

Об исследовании взаимосвязи профессионального выгорания...

социальная поддержка, синдром выгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровень выгорания, стратегия совладания, критерий...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости...

Эмоционально истощённый педагог, с выраженными симптомами выгорания, оказывает негативное влияние на окружающих, что в свою очередь запускает механизм «заражения»

б) при знании способов эффективного совладания с ситуацией именно данного типа

Профессиональный стресс и синдром профессионального...

Ключевые слова:профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание учителя, личность, поведение, симптомы эмоционального выгорания

Современная ситуация выгорания связана с более сложными социальными условиями и с тем, что работники...

Терапия и профилактика профессионального выгорания...

Такая ситуация переживается работником как длительно воздействующий стресс и проявляется в изменении отношения к себе и другим.

Интересна точка зрения на синдром эмоционального выгорания как «антисистему» с присущими ей «антифункциями»...

Психологические факторы формирования синдрома...

эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия, умственное истощение, профессиональная деятельность, личная отстраненность... Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Основные направления работы психолога по профилактике...

эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия... Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную...

Похожие статьи

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности...

социальная поддержка, синдром выгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровень выгорания, стратегия совладания, критерий эффективности, эмоциональное истощение, стрессовая ситуация, трудность.

Особенности копинг-стратегий у студентов педагогического...

социальная поддержка, синдром выгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровень выгорания, стратегия совладания, критерий эффективности, эмоциональное истощение, стрессовая ситуация, трудность.

Особенности мотивации и психологической готовности студентов...

социальная поддержка, синдром выгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровень выгорания, стратегия совладания, критерий эффективности, эмоциональное истощение, стрессовая ситуация, трудность.

Об исследовании взаимосвязи профессионального выгорания...

социальная поддержка, синдром выгорания, ситуация, стратегия, поведение, уровень выгорания, стратегия совладания, критерий...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости...

Эмоционально истощённый педагог, с выраженными симптомами выгорания, оказывает негативное влияние на окружающих, что в свою очередь запускает механизм «заражения»

б) при знании способов эффективного совладания с ситуацией именно данного типа

Профессиональный стресс и синдром профессионального...

Ключевые слова:профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание учителя, личность, поведение, симптомы эмоционального выгорания

Современная ситуация выгорания связана с более сложными социальными условиями и с тем, что работники...

Терапия и профилактика профессионального выгорания...

Такая ситуация переживается работником как длительно воздействующий стресс и проявляется в изменении отношения к себе и другим.

Интересна точка зрения на синдром эмоционального выгорания как «антисистему» с присущими ей «антифункциями»...

Психологические факторы формирования синдрома...

эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия, умственное истощение, профессиональная деятельность, личная отстраненность... Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Основные направления работы психолога по профилактике...

эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия... Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную...