Библиографическое описание:

Бережнова О. В., Пилюгина Е. И. Психологические аспекты исследования факторов карьерной успешности руководителя образовательного учреждения [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 95-97.

Современная жизнь требует от каждого человека максимальной личной отдачи вне зависимости от сферы его профессиональной деятельности. Повышение требований, которые предъявляются как к обществу в целом, так и к составляющим его субъектам, делает проблему успеха актуальной для всех. Как следствие, в науке обострился интерес к вопросам содействия успеху человека во всех сферах его жизнедеятельности и, в первую очередь, в сфере его профессиональной карьеры. Данная проблематика затронула и сферу школьного образования, где рассматривается необходимость создания устойчивой ситуации успеха для каждого субъекта образовательного процесса. В связи с этим изучение феномена карьерного успеха деятельности руководителя общеобразовательного учреждения — это актуальная проблема, решение которой имеет непосредственное отношение к повышению престижа общеобразовательного учреждения и укреплению авторитета педагогов в нашем обществе [2].

Рассматривая теоретические подходы к определению «успеха», представляется возможным отразить «карьерный успех» в контексте деятельности руководителя образовательного учреждения, как личностно-нравственную составляющую эффективности управленческой деятельности руководителя общеобразовательного учреждения. «Карьерный успех» определяется каккачественнаяхарактеристика деятельности руководителя, имеющая несколько составляющих. В процессе гносеологического исследования данного понятия выделены следующие составляющие:

• Внешняя - связана с результатами деятельности, с общественным признанием достижений руководителя, отношением общества к тому, что и как он реализует в управленческой деятельности.

  • Внутренняя- это удовлетворенность руководителя результатами своего труда, его самооценка профессиональных достижений.

  • Аксиологическая - определяет соотнесение внешних результатов деятельности и внутренней удовлетворенности руководителя в соответствии с общественными идеалами и нравственно-духовными ценностями[8].

Карьерный успех выступает на мотивационном этапе как положительный ориентир в отношении предстоящей деятельности, на организационном - как условие выполнения поставленных задач, на результативном - усиливает творческое, активное отношение к труду руководителя.

Карьерная успешность руководителя школы - обобщенная оценка деятельности руководителя общеобразовательного учреждения как менеджера и педагога, как репутационная характеристика его стиля работы, т.е. имеющая позитивное общественное мнение, признание его достижений. Под ним мы понимаем общественно значимый и личностно ценный результат деятельности руководителя, определяющий эффективность деятельности как самого руководителя, так и всего школьного коллектива. Кроме того, успех руководителя общеобразовательного учреждения определяется знанием факторов, способствующих достижению карьерного успеха. Выявление факторов успеха и их умелое использование позволит повысить эффективность управленческой деятельности в общеобразовательном учреждении. В связи с этим особый научно-исследовательский интерес представляет теоретико-прикладное обоснование факторов, активно способствующих совершенствованию профессиональной деятельности руководителя школы[1].

Существующие в литературе подходы к определению сущности понятия «факторы успеха» позволили рассмотреть определение факторов карьерного успеха руководителя образовательного учреждения в контексте психологического исследования.

При обосновании данного понятия мы придерживались следующих концептуальных положений:

  1. «Факторы управленческого успеха» базируются не только на субъективно воспринимаемых окружающими преимуществах руководителя и возглавляемого им образовательного учреждения, но и на объективно заданных условиях, в которых непосредственно действует школа.

  2. Идентификация данных факторов успеха и их осмысление позволяют руководителю выделить основные направления совершенствования деятельности образовательного учреждения.

  3. Деятельность руководителя образовательного учреждения не сводится к выполнению управленческих функций и организационных задач. Она представляет собой специфический вид профессиональной деятельности, направленной, с одной стороны, на обеспечение условий, способствующих достижению целей школы, с другой стороны, на создание стратегии достижения результатов и эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим выбор наиболее значимых (приоритетных) факторов является сложной аналитической задачей и выступает важной составляющей самоанализа и самооценки деятельности руководителя образовательного учреждения.

  4. Выявление и обоснование приоритетных факторов управленческого успеха руководителя исходит из особенностей конкретного образовательного учреждения, а также из соблюдения руководителем требований, предъявляемых современной наукой управления.

  5. Одной из задач руководителя образовательного учреждения является самостоятельное выявление и использование факторов карьерного успеха для сохранения конкурентоспособности школы и ее положительной репутации в среде учащихся, учителей, родителей, местной общественности[3, 6].

В современной науке предпринимались различные попытки выделения подобных факторов. Однако в большинстве случаев подобные факторы выделялись вне четкой системы и основательности, причем выбор и его обоснование, как правило, были продиктованы конкретными, часто ситуативными задачами изложения каких-либо положений конкретной области знания, чаще всего практической психологии и психотерапии.

В зарубежной практической психологии факторы успеха рассматривались такими авторами как Д. Карнеги, Н, Хилл, многочисленными мастерами НЛП — Г. Гриндлером, Р. Бэндлером, М. Аткинсоном, Дж. О'Коннором, Дж. Сеймором. С. и К. Андреасом, Р. Макдональдом и многими другими.

Вышеназванные внутренние факторы приводятся также различными авторами применительно и к деятельности успешного руководителя. Так в социально-психологических исследованиях последних лет представлена идеальная модель современного руководителя, включающая ряд обязательных качеств. Среди них: гуманное отношение к подчиненным, самоутверждение благодаря личным результатам в труде, умение управлять возникающими ситуациями, в том числе и экстремальными, получение удовлетворения от управленческой деятельности, ориентированность на человека при решении профессиональных задач.А.Г. Комендант и Г.С Михайлов отмечают, что обязательным критерием является не только наличие, но истепень развитости установленныхкачествличности руководителя[7].

Эндрю Дж. Дубрин в своей работе « Успешный руководитель» называет тринадцать основных правил на пути к успешному руководству. Среди них по-своему сформулированные авторомцелеполагание, компетентность, искренность, умение взаимодействовать с людьми, мотивировать и убеждать их, способность контролировать свои эмоции и самосовершенствоваться и т.п[4].

Аналогичные факторы представлены в работах таких исследователей, как М.Вудкок, Д.Френсис, Т.Коно, Е.С.Кузьмин, И.П.Волков, E.H. Емельянов, Г.Кунц, С.ОДоннел, В.С.Мерлин, А.Морита и др.

Однако, как отмечалось выше, успех деятельности руководителя нередко определяют или ограничивают не только внутренние, но и внешние факторы.

Среди теоретических и эмпирических работ, посвященных анализу внешних факторов, воздействующих на успешность деятельности руководителя, можно выделить исследования Фуллера Д., Журавлева А.Л., Мартынова С.Д. и др.

Среди внешних (объективных) факторов, определяющих успех деятельности руководителя, авторы выделяют: требования общества и государства, закрепленные в нормативных документах и общественных нормах (мораль, традиции, общественное мнение), специфику сложившейся управленческой системы (ее цели, задачи, структуру, технологию управления), воздействие внешней среды.

С.Ю.Ключников в своем диссертационном исследовании отмечает также такие влияющие на человека внешние факторы, как семья, социальная среда, страна, в которой человек живет, историческая эпоха, профессиональная востребованность, друзья и близкие, конкретные благоприятные и полные возможностей обстоятельства[6].

В целом, можно утверждать, что в разных сферах деятельности значение имеют различные факторы успеха.

Таким образом, опираясь на имеющиеся в науке теоретические подходы к определению «успеха», определено понятие «карьерный успех» факторы карьерной успешности в контексте деятельности руководителя образовательного учреждения, как личностно-нравственную составляющую эффективности управленческой деятельности руководителя общеобразовательного учреждения. Понятие «управленческий успех» определяется как качественная характеристика деятельности, обобщенная оценка деятельности руководителя образовательного учреждения как педагога и менеджера, репутационная характеристика стиля его работы, т.е. имеющая позитивное общественное признание. Она включает в себя как внешнюю, так и внутреннюю составляющую. Внешняя составляющая связана с результатами деятельности, с общественным признанием достижений личности, с вниманием общества к тому, что он реализует в своей деятельности. Внутренняя составляющая обеспечивает удовлетворенность личности результатами своего труда и связана с достижением желаемого[5].


Литература:

  1. Бакулин И.И. Психологическое содержание управленческих способностей // Прикладная психология и психоанализ. 2002. №3. С.23-34.

  2. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Знание. - 2007. - 327с.

  3. Деркач A.A. Щербина A.B. Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. - М.: Наука, 2008. — 268с.

        1. Дубрин. Э.Успешный руководитель. - М.: Астрель, 2005. - С. 1-3

        2. Емельянов E.H. Кузьмин Е.С. Волков И.П. Руководитель и коллектив: Социально-психологический очерк. Л., 194.- 259с.

        3. Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ: Дисс. ...канд. философ, наук. - М., 2003. — 145с.

        4. Комендант А.Г. Михайлов Г.С. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя. М.: Народное образование, 2006- 189с.

        5. Ксензова Г.Ю. Успех рождает успех.// Открытая школа. М., 2004 №4. - С52-55.

Основные термины: деятельности руководителя, руководителя образовательного учреждения, деятельности руководителя образовательного, руководителя общеобразовательного учреждения, деятельности руководителя общеобразовательного, управленческой деятельности, управленческой деятельности руководителя, контексте деятельности руководителя, оценка деятельности руководителя, профессиональной деятельности руководителя, успех деятельности руководителя, успеха руководителя, успеха деятельности руководителя, успеха руководителя образовательного, успешности руководителя образовательного, каккачественнаяхарактеристика деятельности руководителя, карьерного успеха, результат деятельности руководителя, самооценки деятельности руководителя, Деятельность руководителя образовательного

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle