Библиографическое описание:

Цирихова Н. В. Педагогические проблемы развития личности будущего учителя в условиях колледжа [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 121-125.

Педагогический колледж - это своеобразная стартовая площадка, откуда его воспитанники уходят в большую жизнь. И от того, какова будет эта площадка, во многом зависит их будущее. Здесь он учится общению с будущими учениками. Здесь формируются наиболее ценные человеческие качества личности будущего воспитателя. Здесь он овладевает не только новейшей методикой обучения, но и способам добывания новых знаний. Таким образом, в каких условиях будет проходить формирование личности учителя, зависит его дальнейшее профессиональное мастерство.

В основе общенаучных, психолого-педагогических идей развития личности будущего педагога лежат идеи В.В. Зеньковского (идея преодоления социальной инертности через развитие социальных чувств и социальной идентичности), Л.С. Выготского (теория социальной среды как определяющего фактора воспитательного процесса), С.Л. Рубинштейна (теория деятельности как позиции по отношению к обществу и потребности выполнения общественного долга), Л.И. Божович (теория развития мотивационной сферы как основы формирования личности). Н.А. Бердяев считал, что «Личность ни в коем случае не есть готовая данность, она есть задание, идеал человека…Личность должна себя созидать, обогащать, пополнять универсальным содержанием, достичь единства в целостности на протяжении всей своей жизни…Личность должна совершать самобытные оригинальные творческие акты, и это только и делает ее личностью, составляет единственную ценность» [1].

Анализ различных определений [Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Ю.Д. Шелухин, Т.В. Михайлова] показал, что наиболее целесообразно рассматривать профессионально-педагогическую направленность личности будущего педагога с точки зрения теории отношений, поскольку именно отношения интегрируют в себе мотивы личности, а в своей системе определяют ее направленность.

Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд(рис.1):

- интерес к учебному предмету — 27,2 %;

-желание обучать данному предмету — 16,2 %;

-стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2 %;

-осознание педагогических способностей — 6 %;

-желание иметь высшее образование — 13 %;

-представление об общественной важности, престиже педагогической профессии — 12,2 %;

-стремление к материальной обеспеченности — 2,2 %; так сложились обстоятельства — 4 %.

Рисунок 1 - Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами

Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.

Профессионально-педагогическая направленность есть одно из выражений общей направленности в специфическом виде деятельности - педагогическом труде и тесно связана с другими видами направленности. Своеобразие профессиональной направленности задается ее структурой, которая определяется характером педагогической деятельности. На основе этих компонентов возникает обобщенное отношение к профессии учителя.

В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.

Названные противоречия обусловливают необходимость решения связанных с ними проблем в педагогическом образовании:

-проблемы нового целеполагания;

-проблемы новой структуры образования;

-проблемы обновления содержания образования;

-проблемы обновления организационных форм и методов. 

Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентации, внедрения системы многоуровневого педагогического образования.

Цели педагогического образования — расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

Педагогическое образование в условиях колледжа предоставляет личности студента колледжа возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования; обеспечивает право личности на продолжение обучения. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию.

В качестве главного механизма развития личности будущих педагогов в системе педагогического образования выступает ориентация на субъектность личности будущих педагогов как стержневое образование, что связано с развитием гуманистической позиции, нравственной зрелости, активности, самостоятельности, рефлексивности, следствием проявления которых является способность человека к саморазвитию, самоактуализации и самоидентификации в будущей профессионально-педагогической деятельности.

Личностная компетентность студентов, будущих педагогов проявляется как гуманитарная позиция по отношению к детям и по отношению к самому себе, т.е. она лежит в сфере человеческих взаимоотношений учителя и ученика. Восприятие ученика как главной ценности, отношение к нему как к человеку со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями является важнейшей характеристикой социально-личностной компетентности будущего учителя.

В качестве важнейшего условия развития личности студентов в системе личностно-ориентированного образования мы определяем социально–ценностную направленность учебного процесса на принципах гуманизации, демократизации, природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода.

Одной из первоочередных задач педагогического образования в связи с внедрением многоуровневой структуры является глубокое обновление его содержания, в котором можно выделить три взаимосвязанных блока: общекультурный, психолого-педагогический и предметный. Каждый из названных блоков представлен рядом модулей.

Общекультурный модуль, составляющий 25 % учебного времени, призван обеспечить развитие мировоззрения будущего учителя, создать условия для его жизненного и профессионального самоопределения, овладения практической педагогикой, которая в своей основе имеет общую образованность будущего учителя.

Погружение будущего учителя в контекст общечеловеческой культуры, различных языков, видов искусств, способов деятельности во всем их своеобразии требует разработки таких элементов общекультурного блока, как мировоззренческо-методологический, аксиологический, историко-культурный, социально-экономический, естественнонаучный, коммуникативный.

Психолого-педагогический модуль, составляющий 18 % учебного времени, направлен на развитие педагогического самосознания будущего учителя, его творческой индивидуальности, проявляющейся в способах анализа, проектирования, реализации и рефлексии педагогической деятельности. Поскольку становление «Я-концепции» будущего учителя — это не единовременный акт, то данный блок может быть представлен такими модулями, как ориентирующий, теоретико-методологический, деятельностный. Предметный модуль, составляющий 57 % учебного времени, ориентирован на освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры и как средства развития личности учащихся педколледжа и общения с ними.

Выделим некоторые ценностно-смысловые идеи, которые содержатся в вышеуказанных модулях, усваиваются студентами в процессе педагогического образования в условиях колледжа и являются «строительным» материалом для развития личности будущих учителей:

1.Воспитание как педагогический процесс, его компоненты и функциональные зависимости. Субъекты воспитательного процесса, их взаимоотношения.

2.Особенности воспитательного процесса: целенаправленность, многофакторность, воспитания, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, двусторонний характер, отсроченность результатов.

3.Основные факторы развития личности: духовность, наследственность, воспитание, собственная преобразующая деятельность, социально-экономические условия (социальная среда), географическая среда, микросреда, культурно-образовательная среда.

4.Принципы современного воспитания, их содержание и обусловленность: духовность, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация, персонификация и др.

5.Системное объяснение содержания социально ориентированного воспитания: закон исторической зависимости воспитания; зависимость воспитания от сложившихся воспитательных отношений, от соответствия цели и организации действий, от соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников, от совокупного действия объективных и субъективных факторов, интенсивности воспитания и самовоспитания, активности его участников в педагогическом взаимодействии, эффективности сопутствующих ему процессов – развития и обучения, качества воспитательного влияния, интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанников, сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсорных процессов воспитанников, интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками.

В процессе изучения педагогических дисциплин актуализируется развитие ценностно-смысловой сферы личности, создаются условия для профессионально-личностного становления будущих учителей.

К числу других факторов (условий) развития социально-личностной компетентности будущего учителя в процессе его обучения в вузе, как показало наше исследование, можно отнести следующие:

-ориентация образовательного процесса на личностно-профессиональное развитие студента, что предполагает отношение к студенту как к личности, субъекту учения, профессиональной деятельности, жизнедеятельности в целом;

-формирование мотивационной готовности студентов к личностно-профессиональному самосовершенствованию;

-усиление поисковой или проблемно-исследовательской направленности учебного процесса;

-организация деятельности будущих педагогов по решению проблем, относящихся как к содержанию будущей педагогической деятельности, так и к развитию своей профессионально-личностной компетентности;

-переход на современные образовательные технологии, ориентированные на развитие ценностных ориентаций, навыков самостоятельной деятельности, самообразования, умений профессионально-личностного саморазвития: самовоспитания, самопознания, самоутверждения, самоопределения и др.;

-реализация активности студентов в культурно-образовательном пространстве педколледжа;

-актуализация субъектной позиции в профессионально–личностном саморазвитии, формировании индивидуального опыта самоопределения, самореализации, самоутверждения, самовоспитания;

-стимулирование готовности реализовать свой творческий потенциал в исследовательской деятельности и педагогической практике;

-актуализация общественных и личных ценностных ориентаций при организации внеучебной деятельности студентов;

-активизация самостоятельной работы студентов;

-вовлечение обучающихся в социально значимую работу на основе принципа самоуправления;

-создание среды, помогающей студенту в реализации его жизнетворческих способностей, креативности в образовательной деятельности;

-использование коллективных форм работы и сотрудничества (деловые, ролевые игры, дискуссии, ситуации выбора, творческое проектирование, решение проблемных задач);

-педагогическое стимулирование деятельности студентов с целью повышения мотивации к самоизучению, саморефлексии и развитию навыков саморегуляции, что способствует освоению психолого-педагогических дисциплин.

Кроме вышеназванных модулей, в развитии личности будущего педагога важно и саморазвитие.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности будущего учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность будущего учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами — долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах будущего учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования профессионального идеала — чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя — условие эффективности его самовоспитания.
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален и зависит от психологии личности будущего педагога. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Итак, сделаем выводы:

1.Будущим педагогам свойственна педагогическая направленность - это свойство личности, представляющее по своей сути систему отношений к профессии, предметам, которые будет преподавать личность, детям, себе как субъекту будущей педагогической деятельности. 

2.Важнейшим педагогическим условием формирования личности будущего педагога является выраженный уровень аналогичной направленности всего коллектива Отношение к предметам, которые будет преподавать личность, связано с целеустремленностью коллектива и групповыми интересами к учебным предметам, единством ценностных ориентации. Отношение к детям - с единством ценностных ориентации, целеустремленностью, самооценками активности в области достижения коллективных целей.

Отношение к себе связано с единством ценностных ориентации.

Таким образом, развитие личности студентов будущих педагогов – это многомерный и многоступенчатый процесс и во многом определяется теми условиями, в которых воспитывается и обучается студент, а также психологическими особенностями личности самого будущего педагога.


Литература:

1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. // Н.А.Бердяев. Царство духа и царство кесаря. - М., 1995.-С.20

2. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах).- Т.2. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006.-С.105

3.Долгова В.И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности вуза// «Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru)» .-2011-март.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 34-42.

5. Киселева О.А. Эмпатийные способности как необходимое формирование коммуникативной компетенции будущего учителя // Педагогика и психология. – 2011. - №3. - С.68

6.Сергеева, К.В. Психологическая подготовка выпускников вуза к профессиональной деятельности &#;/ К.В. Сергеева// Сборник материалов международного конгресса «Психология XXI столетия». – Ярославль: МАПН, 2008. С. 189-192.

7.Петухов С.И., Казин Э.М. Психологические особенности профессиональной направленности личности будущего учителя// Практическая психология и педагогика.-СПб.-СПб ГУ.-№ 16.-2010.-С.23-28

8.Хайновская Т.А.Диагностика коммуникативной компетентности будущих учителей// По материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения»,4 марта 2011 года СурГПУ-С.22-24

9. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб: Издательство «Питер»,из-е 4-е доп. 2009-305с.

10. Формирование творческой личности будущего учителя. Сборник на­учных статей /МГППУ.-М.-из-во Норма.-2010.-214с.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle