Библиографическое описание:

Цирихова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 97-100.

В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение как фактора профессионально-личностного развития студентов политехнического колледжа; описаны результаты внедрения программы психолого-педагогическое сопровождения первокурсников, реализуемой в образовательной среде колледжа.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессионально-личностное развитие студентов колледжа.

Key words: psycho-educational support, vocational and personal development of college students

Современному обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от компетентности выпускников, проявляющейся в способности и готовности их к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самоопределение и самореализацию.

В тоже время, как показывает практика, выпускники колледжа сталкиваются с серьезными проблемами, препятствующими их успешной самореализации на рынке труда и снижения значимости их профессии, у выпускника колледжа порождается неуверенность перед будущим, тревожность по поводу дальнейшего трудоустройства.

В последние годы в Уральском политехническом колледже НТИ НИЯУ МИФИ г. Новоуральск (колледж НТИ НИЯУ МИФИ) реализуется система поддержки профессионально-личностного развития студентов в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития студента на каждом этапе обучения в колледже [М.В.Ососова,2010].

Э.Ф. Зеер психологическое сопровождение профессионального становления определяет как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности [Зеер, Э.Ф.,2008]. Выбор целей и направленности психолого-педагогического сопровождения, т.е. стратегия его осуществления, определяется двумя основными принципами: нор­мативности развития и системности развития психической деятельности. Тактика ра­боты, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа сопровождения [О.Л. Гончарова, 2008].

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения студентов колледжа НТИ НИЯУ МИФИ является формирование у них качеств социально активной и профессионально компетентной личности. В колледже НТИ НИЯУ МИФИ студенты колледжа получают преимущественно технические специальности, например, «Эксплуатация электрических станций, сетей и систем», «Эксплуатация атомных электрических станций и установок» и т.д.

Приоритет интересов сопровождаемых студентов реализуется через учёт индивидуальных потребностей личности обучаемого в его личностном становлении; равнозначность программ помощи обучающемуся в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций [Г.С. Никифоров, 2001].

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение студентов колледжа НТИ НИЯУ МИФИ обеспечивается комплексной работой педагогов и специалистов колледжа и делает возможным оказание наиболее качественной поддержки студентов.

Реализация психолого-педагогического сопровождения студентов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ способствует осуществление следующих направлений работы педагога-психолога с составом студентов колледжа: психодиагностика, консультирование (индивидуальное и групповое), психопрофилактика, психокоррекция (индивидуальная и групповая), психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности студентов, администрации колледжа, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды колледжа, профессиональной деятельности специалистов колледжа).

Психолого-педагогическое сопровождение студентов политехнического колледжа предусматривает, во-первых, непрерывность сопровождения студентов колледжа как возможность оказания квалифицированной помощи на всех этапах обучения в колледже; во-вторых, дифференциацию психолого-педагогического сопровождения в зависимости от получаемой специальности и этапа обучения.

В основе метода психолого-педагогического сопровождения лежит личностно-проблемный подход, опирающийся на внутренний потенциал каждого конкретного человека и поддержку его окружения, а также на владение методами разрешения наиболее типичных проблем, с которыми сталкивается человек в процессе профессионального развития [С.А. Минюрова, 2010].

Основные результаты профессионально-личностного развития выпускника колледжа определяются знаниями, умениями и социальной активностью личности студента, которые должны быть переданы студенту в процессе обучения, что достигается не только за счет освоения базовых теоретических знаний и практической подготовкой, но и за счет специально созданных дополнительных условий, расширяющих возможности качественного профессионального образования и личностного развития студентов колледжа. Одним из таких условий является психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов и рассматривается как подход к формированию личности студента. Таким образом, профессионально-личностная подготовка студентов в политехническом колледже НТИ НИЯУ МИФИ имеет двухкомпонентную структуру: предметное обучение, направленное на усвоение основных общетеоретических, профессиональных и специальных дисциплин и специальную дополнительную прикладную подготовку, обеспечивающую формирование личностного и интеллекту­ального потенциала студентов.

С точки зрения осмысления целей и задач профессиональной подготовки специалиста среднего звена, психолого-педагогическое сопровождение – один из важных компонентов образовательно-воспитательной системы, который внедряется образовательной среде колледжа НТИ НИЯУ МИФИ.

Психологическая поддержка профессионально-личностного развития студентов является эффективной, если она соответствует целям, задачам этого развития, проводится систематически в рамках деятельности психологической службы политехнического колледжа и разворачивается по следующим направлениям:

1) социально-психологическая адаптация студентов в учебно-профессиональной деятельности и формирование у них позитивной жизненной перспективы.

2) коррекция эмоционального состояния студентов — снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профессионального развития.

3) обучение умениям и навыкам компетентного общения и эффективного поведения в различных ситуациях бытового и профессионального характера.

4) развитие и формирование личностных качеств, способствующих успешному профессиональному становлению как специалистов среднего звена.

В таблице 1 показана базовая схема психолого-педагогического сопровождения студентов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ (таблица 1).

Таблица 1

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение студентов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ

Этапы

Содержание

I этап
-изучение личностного потен­циала студентов
Программа «адаптационного» семестра:
-первичная диагностика личностного потенциала студентов и смысложизненных ценностей; - «памятка первокурснику»
-«ведение в специальность» - волонтерская программа «Поможем младшему другу»
II этап –
личностно-профессиональное развитие студентов
-Программа развития профессиональных и личностных качеств студента «Профессия, возможности, достижения»»
- Мониторинг качества профессиональной подготовки будущих специалистов;
- Диагностика личностного развития студентов
III этап-
личностно-
профессиональное
становление
-Программа «Молодой специалист»
- Мониторинг профессиональной успешности молодых специалистов

Первый этап - адаптационный, выполняющий функцию создания условий для реализации задач, облегчающих адаптационные процессы студента-первокурсника. Программа «Введение в специальность» предусматривает знакомство со специальностью, с будущей профессиональной деятельностью специалиста. Основная задача программы: сформировать общеучебные умения, необходимые для организации непрерывной самообразовательной деятельности студента.

Второй этап – закрепляющий, предусматривает работу со студентами второго курса. Второй курс – период напряженной учебной деятельности, начало приобщения к профессии, студенты заканчивают общетеоретическую подготовку, формируются широкие потребности во взаимоконтактах, статусные и культурные запросы. В этот период процесс адаптации к новой социокультурной среде в основном завершен, но профессиональное самоопределение продолжается. Стержневой педагогической задачей является помощь студенту в дальнейшем закреплении его профессионального, социального и личностного самоопределения.

Третий этап – идентифицирующий - это процесс сопровождения студентов третьего курса, который определяется развитием и углублением профессиональных знаний, началом профессиональной социализации. В этот период, когда наблюдается «кризис третьего курса», происходит переоценка многих жизненных, в том числе профессиональных, ценностей. Главной функцией сопровождения становится помощь в определении жизненных ориентиров и профессиональных перспектив, помощь в профессиональном и личностном самопознании и самосознании и выборе специализации.

Четвертый этап - прогностический, когда студент начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Молодой специалист»), предусматривает тесное сотрудничество специалистов психологической службы вуза со студентами четвертого курса по большому кругу вопросов, связанных с прохождением практики, устройством на работу, адаптацией на рабочем месте. Осуществляется совместный со студентом прогноз успешности дальнейшей профессиональной карьеры.

На всех этапах в ходе занятий и тренингов осуществляется работа над следующими проблемами: формирование эффективных форм общения со сверстниками и взрослыми, снижение тревожности, создание адекватного «образа Я», оптимизация межличностного общения. Студенты получают знания о способах повышения самооценки и уверенности в своих силах, навыки по саморегуляции эмоциональных состояний, умения, связанные с конструктивным общением. 

Ведется работа по программе «Профессия, возможности, достижения» (тренинг). В ходе данного тренинга студенты колледжа работают над проблемой успешного трудоустройства в непростых современных условиях, получают знания о самопрезентации при устройстве на работу, о личностных качествах, необходимых в жизни, о способах решения возникающих проблем и конфликтов, о правилах эффективного поведения на работе, навыки для будущего успешного трудоустройства, умение работать в команде, сотрудничать. Регулярно проводятся тренинги по формированию коммуникативных навыков, на которых обучающиеся получают знания о правилах эффективного общения, навыки взаимодействия с окружающими людьми, учатся устанавливать контакты и поддерживать общение. Проводятся тренинги личностного роста, в ходе которых студенты работают над особенностями своей личности, развивают свои сильные стороны и корректируют слабые.

С целью выявления эффективности реализуемого психолого-педагогического сопровождения студентов 1-го курса специальности «Эксплуатация электрических станций, сетей и систем» совместно с педагогом-психологом колледжа нами проведена первичная диагностика личностного потенциала студентов и смысложизненных ценностей. Исследование проводилось в августе и октябре 2011 года. Всего было опрошено 40 чел. студентов первого курса.

В результате исследования жизненных планов у студентов первого курса в начале учебного года было выявлено, что респонденты отмечают следующие препятствия в осуществлении профессиональных намерений: плохая информированность о выбранной профессии у 18 чел. (45 %) вновь поступивших, неуверенность в себе и низкая самооценка у 14 чел.(35%)первокурсников, отсутствие устойчивого интереса у 26 чел. (60 %) первокурсников Причем, приоритетными факторами выбора будущей профессии 37 чел.(92,5%) выделяют возможность хорошо зарабатывать. И при этом 71 % опрошенных не имеют представлений о месте будущей работы.

В сентябре – октябре 2011 года первокурсникам розданы «Памятки первокурсников», преподавателями колледжа проводились тренинги коммуникативности, уверенности в себе, для желающих проводилось индивидуальное консультирование и внедрялась волонтерская программа «Поможем младшему другу». Волонтерская программа – это разновидность индивидуальной работы с принятыми в колледж студентами. Волонтер – студент 3-4 курса, с отличной и хорошей успеваемостью, прошедший производственную практику. Волонтеры работают в первокурсниками по желанию. Основными задачами волонтерской программы являются: привитие первокурсникам интереса к учебной деятельности по выбранной специальности; формирование готовности к профессиональному становлению и саморазвитию; адаптация к обучению в колледже, к его корпоративной культуре, усвоение лучших традиций политехнического колледже и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению учебных обязанностей .

В конце октября 2011 года по результатам исследования жизненных планов у студентов первого курса было выявлено, что у респондентов улучшилась информированность о выбранной профессии -35 чел. (87,5 %) вновь поступивших получили не только понятие о профессии, но и приобрели устойчивый интерес к получаемой профессии, так как старшекурсники рассказали им о производственной практике. Кроме этого , у первокурсников повысилась самооценка. Приоритетным фактором выбора будущей профессии 37 чел.(92,5%) остаются хорошие заработки. При этом все опрошенные получили представление о месте будущей работы, так на выпускников по специальности «Эксплуатация электрических станций, сетей и систем» с 3-го курса колледжа формируются заявки работодателей.

При определении эффективности мероприятий, проводимых студентами-волонтерами и преподавателями было определено, что большинство первокурсников - 34 чел. (85 %) доверяют волонтерам и им «комфортнее общаться с волонтерами» 36 чел.(90%) первокурсников, так как им «мы только что поступили и еще не все знаем» -28 чел.(70%) , а «им (волонтерам)можно задавать разные вопросы по учебе и по будущей профессии» -32 чел.(80 %) первокурсников.

Все изложенное выше дает возможность сделать вывод об эффективности системы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ.

Литература:

1. Гончарова О.Л. Педагогическая поддержка самоопределения обучающихся в условиях преемственности начального и среднего профессионального образования – социально-педагогическая проблема // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции – М.: Издательство МЭСИ, 2008. – С. 357-360.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб./ Э.Ф. Зеер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. – 480 с.

3. Никифоров, Г.С. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с

4. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1 – С. 74-78 

5. Психологические аспекты развития человека в современном мире [Текст] : коллективная монография / Урал. гос. пед. ун-т ; под. общ. ред. С. А. Минюровой. - Екатеринбург, 2010.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle