Библиографическое описание:

Чунарева О. А., Алонцева А. И. Повышение профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 93-95.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Данное обстоятельство определяет его профессиональную деятельность как одну из разновидностей государственной службы с присущими ей специфическими психологическими особенностями.

К основным характеристикам профессиональной деятельности судебного пристава-исполнителя относятся: высокий уровень ответственности, высокий уровень стрессоустойчивости, высокая работоспособность, коммуникабельность, уравновешанность, способность к быстрой адаптации, высокая помехоустойчивость, внимательность, переключаемость, наблюдательность, развитая эмоционально-волевая сфера.

Людям данной профессии необходима особая психологическая помощь, так как нервно-психические перегрузки приводят к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, к появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве, что приводит к снижению профессиональной успешности. 

В связи с этим разработан тренинг по развитию профессионально-важных качеств для повышения профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей [2, с. 39]. 

Вышеизложенное определило цель нашего научного исследования.

Цель: разработка программы тренинга развития профессионально-важных качеств для повышения профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей.

Гипотеза: тренинг развития профессионально-важных качеств (стрессоустойчивости, инициативности и самоконтроля) повышает профессиональную успешность судебных приставов-исполнителей.

Материалы и методы исследования:

Исследование проводилось в течении 2-ух лет. Выборку составили 13 человек судебных приставов-исполнителей (12 женщин и 1 мужчина, все респонденты в возрасте от 24 до 56 лет). Для проведения исследования использовались следующие методы:

  1. Профессиографические (анализ литературы, нормативно-правовых актов, анализ продуктов деятельности, наблюдение, трудовой метод);

  2. Эмпирические (психодиагностическое тестирование, проведение тренинга);

  3. Математико-статистические (вычисление первичных статистик, корреляционный анализ (критерий Пирсона), определение достоверности различий (критерий Стьюдента)).

Изучение профессионально-важных качеств осуществлялось с помощью методик:

1) опросник «определение нервно-психического напряжения» Т.Немчина;

2) опросник на выявление свойств темперамента Б.Н. Смирнова;

3) методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге;

4) тест А. Ассингера на оценку агрессивности в отношениях;

5) методика исследования волевых качеств личности;

6) тейпинг-тест на определение свойств нервной системы;

7) методика оценки профессиональной успешности.

В основу нашего исследования были положены следующие методологические принципы: детерминизма (данный методологический принцип психологии предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений), принцип научности, а также принцип развития [1, с. 21].

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный нами тренинг позволит повысить профессиональную успешность судебных приставов-исполнителей.

Научная новизна. В связи с тем, что должности судебных приставов введены недавно (см. ФЗ "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 г. № 119) и исследований по этой проблеме пока не проводилось, необходима дальнейшая работа по данной проблематике. Этим обуславливается новизна нашего исследования.

Для оценки уровня профессиональной успешности и профессионализма в качестве основной будем использовать трехуровневую систему градаций. Уточним используемые в литературе обозначения уровней успешности, ориентируясь на возможности не только оценки, но и развития у субъекта деятельности знаний, умений и навыков. Считаем целесообразным нижний, начальный уровень профессиональной успешности обозначать как учебный (или, иначе, «потенциальный» уровень, подчеркивая тем самым потенциальную возможность дальнейшего самосовершенствования субъекта). Следующий, средний уровень, характеризующий некоторую необходимую нормативную профессиональную успешность, обозначим как основной (или «нормативный»). Наконец, высший уровень профессиональной успешности будем обозначать как оптимальный (или «перспективный», к которому профессионал должен стремиться в будущем, в перспективе).

Указанные три уровня профессиональной успешности будем относить к основной системе оценивания успешности. Дополнительный, качественно более высокий уровень, связанный с выходом за пределы деятельности «добротного профессионала», будем обозначать как творческий уровень (или уровень мастерства).

Следует иметь в виду, что уровню профессионального мастерства соответствует индивидуализация профессионально-значимых свойств: как известно, «добротные» специалисты в меньшей степени отличаются друг от друга, чем специалисты «экстра-класса».

А.К. Маркова подчеркивает, что профессионализм может быть описан через соотношение мотивационной сферы человека (профессиональные ценности, цели, самооценка и уровень притязаний, мотивы) и операциональной сферы (профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и т.д.).

В данной работе, вслед за О.Н. Родиной будем придерживаться мнения, что общая оценка успешности профессиональной деятельности должна включать: внешний критерий (оценки, даваемые другими людьми); внутренний критерий (собственная оценка собственной успешности) [3, с. 32.].

Результаты работы:

Респондентов исследовали по следующим профессионально важным показателям: нервно-психическое напряжение, свойства темперамента, стрессоустойчивость и социальная адаптация, агрессивность в отношениях, волевые качества, свойства нервной системы, профессиональная успешность.

В ходе исследования было выявлено, что у 15,4% респондентов – низкий уровень сопротивляемости стрессу, у 23% - пороговый, у 61,5% - высокий уровень сопротивляемости. Низкий уровень сопротивляемости стрессу говорит о том, человек плохо сопротивляется различным стрессовым факторам, что в свою очередь негативно сказывается на успешности в профессиональной деятельности.

Уровень инициативности и самостоятельности у большинства опрошенных (61,5%) находится на среднем уровне, у 23% - на низком и у 15,5% - на высоком. Инициативность относится к одном из волевых качеств личности. Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели.

По результатам тестирования было выявлено, что у большинства (46%) респондентов средний уровень самоконтроля, у 15,5% - низкий уровень и у 38,5% - высокий уровень самоконтроля. Так как деятельность судебного пристава-исполнителя несет большие психологические нагрузки, самоконтроль также является одним из важных профессиональных качеств. Самоконтроль помогает осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы.

Одной из объективных характеристик профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей является количество оконченных и неоконченных исполнительных производств. Для выявления взаимосвязи оцененных профессионально-важных качеств с объективными показателями (число оконченных и неоконченных исполнительных производств) был осуществлен корреляционный анализ данных.

В результате проведенного корреляционного анализа полученных материалов выявлено, что существует положительная связь между количеством оконченных исполнительных производств и уровнем инициативности и самостоятельности; между уровнем смелости и решительности и уровнем целеустремленности, а также взаимосвязь между оконченными исполнительными производствами и уровнем самообладания и выдержки (р ≤ 0,01).

Это говорит о том, что эффективность труда (количество оконченных исполнительных дел на момент отчетного периода) напрямую зависит от инициативности, а также от самоконтроля судебных приставов-исполнителей.

Обратная взаимосвязь наблюдается между количеством неоконченных исполнительных производств и уровнем сопротивляемости стрессу (р≤0,05). Это означает, что чем больше количество неоконченных дел, тем меньше сопротивляемость стрессу.

Полученные данные легли в основу разработки программы тренинга развития профессионально-важных качеств для повышения профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей.

Тренинг проводился 2 раза в неделю по 1-1,5 часа, всего 42 часа. Тренинг рассчитан на 28 занятий.

Первая группа занятий была направлена на развитие стрессоустойчивости, вторая – на развитие самоконтроля, третья – инициативности.

Перед и после проведения тренинга респондентам предлагались методики по стрессоустойчивости, самоконтролю и инициативности.

В результате проведения тренинга было выявлено следующее. Уровень стрессоустойчивости повысился на 16,5%, уровень инициативности остался на прежнем уровне, уровень самоконтроля также повысился на 23%. Эти данные в свою очередь повлияли на количество оконченных и неоконченных исполнительных производств. Число оконченных исполнительных производств повысилось на 10%, число неоконченных исполнительных производств понизилось на 12%.

Таким образом, деятельность судебного пристава-исполнителя является важным компонентом государственной службы. Данный вид профессиональной деятельности требует больших психологических затрат. В связи с этим необходимо внедрение психологической помощи в данную структуру.


Литература:
  1. Носкова О.Г. Психология труда.- М.: Академия, 2004.- 384с.

  2. Толочек В.А. Современная психология труда.- СПб.: Питер, 2005.- 479с.

  3. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В.А. Бодрова. М., 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle