Библиографическое описание:

Леус Э. В. Обоснование необходимости психологической подготовки несовершеннолетних осужденных в процессе ресоциализации [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 114-117.

Изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления в исправительное учреждение, которое в соответствие с законом обеспечивает режим, порядок исполнения и отбывания данного вида наказания. Суд определяет осужденному, в соответствие с Уголовным кодексом, вид ИУ и степень изоляции, принимая во внимание такие факторы, как характер и тяжесть преступления, пол и возраст осужденных, наличие судимостей. Деятельность ИУ основана на строгом соблюдении законов, гарантий защиты от жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными; обеспечивает раздельное содержание лиц мужского и женского пола, взрослых и несовершеннолетних, впервые осужденных и рецидивистов [1; 2, с. 148]. Исправительные учреждения (ИУ) являются структурным подразделением уголовно-исполнительной системы, которое в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» предназначены организовывать систему исправления осужденных, предупреждать рецидивную преступность и криминализацию впервые отбывающих наказание, обеспечивать правопорядок и законность деятельности, привлекать осужденных к труду, организовывать общее и профессиональное обучение, охранять жизнь и здоровье [3].

Одной из серьезных проблем уголовно-исполнительной системы и общества в целом, является проблема социальной адаптации несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы. Большинство из них находятся в состоянии стресса, вызванного с одной стороны страхом перед забытым предстоящим чувством самостоятельности и свободы, а с другой - правовой беспомощностью, отсутствием документов, удостоверяющих личность, потерей или изменением в структуре социальных связей. Поэтому закон обязывает администрацию органов, исполняющих наказание, заранее готовить их освобождение. Работа начинается за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы и заключается в подготовке трудового и бытового устройства, а также в психологической подготовке осужденного к тем трудностям, которые могут встретиться после освобождения. Таким образом, в этот период деятельность исправительных учреждений направлена на решение двух основных задач – исполнение уголовно-правового наказания и ресоциализация личности осужденного – формирование у нее качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе [4, с. 478].

В рамках исправительной психологии в целом и на этапе подготовки к освобождению в частности разрабатываются практические рекомендации, дающие направления в деятельности по ресоциализации осужденных, а также способы, приемы и методы социально-психологической коррекционной работы со спецконтингентом. Ресоциализация личности осужденных ориентирована на изменения в мотивационно-потребностной сфере, изменение приоритетов в системе ценностных ориентаций, выработку модели социально-одобряемого правопослушного поведения. Ресоциализация - процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее, либо радикально отличающихся от освоенных им ранее. Этому предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности – десоциализация в контексте правонарушающего поведения [5, с. 12]. Все факторы, механизмы внутриличностной перестройки, необходимые условия формирования социально адаптированного поведения личности должны учитываться при подготовке освобождающихся подростков к жизни на свободе.

Представляют интерес особенности психических состояний и личностных характеристик осуждённых на этапе, предшествующем освобождению. Личность осуждённого представляет собой сложную структуру, объединяющую комплекс социально–психологических взглядов, потребностей, отношений, в которых доминируют отрицательные тенденции. В основе поведения и деятельности каждого человека лежат потребности. Они побуждают человека к активности, созданию и развитию общественного производства. Вместе с тем, уровень и характеристика потребностей в норме и при криминальных отклонениях могут быть принципиально разными. Выявляется дисбаланс различных потребностей и интересов, их примитивность и аморальность способов удовлетворения. У преступников материальные потребности доминируют над духовными и предполагают получение необходимой информации для криминальной адаптации в условиях исправительного учреждения. Происходит обесценивание таких необходимых и важных для каждого человека понятий, как дружба и привязанность.

В учреждение по исполнению наказаний попадает лицо с достаточно устоявшимися антисоциальными взглядами, привычками, манерой общения с людьми. Поэтому методы психологического воздействия здесь должны быть трансформированы применительно к тем характеристикам, которые свойственны лицам, отбывающим наказание за совершённое ими преступление. Социально–психологические отклонения в поведении и образе жизни индивида, укоренившиеся в процессе осуществления им преступной деятельности, требуют такого социального контроля, который направлен на разрушение преступных потребностей, ликвидацию накопившегося у него отрицательного социального опыта, создание основы для последующего развития положительной структуры связей.

Основной характеристикой психического состояния большинства осужденных, особенно в период перед освобождением, является состояние психического напряжения. Для лиц, отбывающих наказание, характерна динамичность совокупности негативных психических состояний в контексте внутриличностных изменений и конфликтов, при которых изменяются мотивационные полюса, формируются новые интересы и потребности.

В условиях лишения свободы, в процессе осуществления ресоциализирующих воздействий всеми специалистами исправительного учреждения, несовершеннолетние начинают более трепетно относиться к простым вещам, кажущимся обыденными на свободе, но которых они лишены в период отбывания наказания: свобода, дружеские человеческие отношения, семейное тепло и уют, безусловная любовь близких; а также к тому, что вызывало негодование и стремление эмансипироваться – контроль и воспитательные воздействия со стороны семьи и школы, требования правопослушного поведения со стороны общества, необходимость сдерживать свои желания и потребности при невозможности их немедленного удовлетворения. В связи с этим, пребывание в условиях закрытого исправительного учреждения, строгое соблюдение режима, невозможность удовлетворения потребностей в полной мере в огромной степени усугубляют переживание негативных психических состояний несовершеннолетними осужденными.

Режим лишения свободы в корне меняет все существование человека. После окончания срока многие освободившиеся выходят на свободу беззащитными, слабо подготовленными к самостоятельной жизни в бытовом, нравственном и социальном отношении, а потому требуют самого пристального внимания со стороны государственных органов и семьи в осуществлении постпенитенциарного сопровождения, что позволит им продолжить обучение, приобрести специальность, наладить социальные контакты, и все это не вступая в противодействие с законом. Несовершеннолетние осужденные освобождаются из воспитательных колоний в юридическом статусе, позволяющем социально определиться и закрепиться, в будущем продолжать учебу, трудоустроиться, создать семью [6, с. 57].

Осужденные, освобождающиеся из мест лишения свободы, условно подразделяются на [7, с. 649]: лица, вполне исправившиеся в период отбывания наказания; лица с дефектами воспитания; лица, не исправившиеся в период отбывания наказания. Несовершеннолетние, относящиеся ко второй группе, - не только трудновоспитуемые подростки, но и те, кого называют «ведомые» - слабохарактерные, легко попадающие под влияние сильной личности, либо с авантюрным складом и повышенной склонностью к риску. Несовершеннолетние третьей группы – зачастую имеющие обширный «послужной список» совершенных правонарушений. Две последние категории подростков могут быть вовлечены в преступную деятельность и составлять резерв взрослой преступности, повышая тем самым рецидивную преступность.

В этой связи психологическая работа с осужденными должна осуществляться в наиболее острые периоды отбывания наказания – при поступлении, перед освобождением и по необходимости с учетом внутриличностных кризисов. Заблаговременная психологическая подготовка начинается с первого дня пребывания в колонии и продолжается в течение всего срока отбывания наказания. Непосредственная же подготовка осужденных к освобождению начинается, как предписано ст. 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, за 6 месяцев до освобождения, при зачислении осужденных в «Школу подготовки осужденных к освобождению» [1].

Под психологической подготовкой осужденных к жизни в новых условиях понимают заблаговременный настрой их психики, формирование установки вести себя подобающим правильным образом в определенных новых условиях жизни, формирование стратегического плана поведения. Психологическая подготовка требует соблюдения следующих принципов: морально-психологическая направленность, максимальное соответствие содержания и объема информации условиям предстоящей жизни, систематичность и последовательность, дифференцированный и индивидуальный подход, активизация положительных качеств [8, с. 148]. Таким образом, психологическая подготовка сопровождает весь процесс перевоспитания осужденных, активизируя их психику, изменяя привычки и фон настроения, психические состояния, формируя у них личностную готовность жить в новых условиях, что обеспечивает быстрое включение в новую социальную среду и деятельность без возникновения внутренних конфликтов, напряжения и сопротивления воздействиям [7, с. 647]. Для эффективного осуществления психологической подготовки психологами исправительных учреждений разрабатываются и используются программы психологического сопровождения с учетом этапа отбывания наказания, срока заключения, возраста и рецидивности осужденного, их личностных и интеллектуальных особенностей. Особенностью психологического сопровождения является создание условий для изменения личности, перевод подростка из статуса пассивного объекта всевозможных воздействий в статус активного деятеля, способного и не страшащегося самостоятельно преодолевать жизненные препятствия, брать на себя ответственность за результативность или несостоятельность собственных поступков.

В психологическом сопровождении осужденных используют методы профилактики нарушений режима и рецидивной преступности, индивидуальной и групповой диагностики на разных этапах отбывания наказания, при необходимости – индивидуальное или групповое совместно с родителями консультирование по актуальным проблемам, формирование психологической культуры и компетентности через самопознание и выработку навыков понимать других людей. Основу программ психологического сопровождения, имеющих своей целью ресоциализацию несовершеннолетних осужденных, составляют индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия. Эти мероприятия направлены на самоанализ возникающих проблем; анализ причин совершения преступления; выработку дальнейших жизненных планов; развитие коммуникативных навыков, особенно в плане общения с лицами противоположного пола; искоренение антисоциальных и криминальных установок; формирование копинг-стратегий, как сознательно сформулированных способов совладания с возникающими трудностями; выработка методов самоконтроля при агрессиях и саморегуляции при стрессе; снижение тревожности личности и работа со страхами; повышение самосознания и самооценки на основе самопознания; формирование ответственности и устойчивой жизненной позиции.

При определении результативности психолого-педагогических ресоциализирующих воздействий на несовершеннолетних осужденных на этапе, предшествующем освобождению, необходимо опираться на критерии, или условные нормы, относительно которых можно делать соответствующие выводы. Критерии могут включать в себя комплекс отношений осужденных: отношение к окружающему миру и реальной действительности; отношение к общественно-полезному труду; отношение к коллективу и коллективной деятельности; отношение к другим людям; отношение к законам и требованиям морали; отношение к совершенному преступлению и назначенной судом мере наказания; отношение к самому себе; отношение к общеобразовательному и профессионально-техническому обучению; отношение к воспитательным мероприятиям [9, с. 419].

В контексте внедряемой в настоящее время Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [10], совершенствование организации исполнения наказаний, направленной на социализацию осужденных; изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и их криминологической характеристики; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания в значительной степени могут способствовать эффективной ресоциализации несовершеннолетних осужденных во время отбывания наказания и подготовить их к предстоящей жизни после освобождения.

Таким образом, ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей можно рассматривать как цель государства и общества в отношении личности, преступившей закон или склонной к подобным действиям; как социальный процесс, в рамках которого происходит взаимодействие личности правонарушителя с окружающей социальной средой, а также целенаправленное воздействие на внутренние установки личности правонарушителя со стороны социальных институтов и отдельных лиц в виде совокупности способов воздействия правового, организационного, психолого-педагогического и воспитательного характера, происходящий на всех этапах, начиная с момента совершения правонарушения до момента закрепления стабильного правопослушного поведения. Данный процесс направлен на восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, с целью недопущения рецидива правонарушений, и носит частичный характер, так как затрагивает отдельные группы по тем или иным причинам, нуждающиеся в корректировке своих представлений и принципов поведения, требуя дифференцированного подхода. При этом социально-психологическую работу с осужденными можно представить, как основное направление деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания лишением свободы, главной целью которых является содействие ресоциализации осужденных и интеграции их в общество. Решающим фактором ресоциализации осужденных является создание в ИУ целостной исправительной системы, основанной на принципах гуманности, на адекватности социально-психологической структуры личности с учетом синергии всех уровней психики человека. Кроме того, осужденный должен быть субъектом собственного преобразования по формированию социально-нравственной устойчивости к отрицательным влияниям среды.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Администрации Архангельской области по проекту № 11-16-29001 а/С


Литература:

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ // http://www.uikodeks.ru/vkodeks/uikodeksru/ygolovno-glava22.html //

2. Хаитжанов А. Уголовно-исполнительное право РФ: Учебное пособие. – Пенза, 2006.

3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». // КонсультантПлюс // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110217;fld=134;dst=4294967295;from=85778-0/

4. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Часть II «Юридическая психология». – М., 1996.

5. Леус Э.В. Психологические адаптационные технологии сопровождения ресоциализации несовершеннолетних осужденных / Юридические науки и современность: монография / (Э.В. Леус, А.Н. Пряженникова, Е.В. Терехова [и др.]; отв. ред. Я.А. Максимов. – Красноярск, 2011.

6. Орлова Ю.Р. Особенности личности несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, и некоторые проблемы их ресоциализации. // Человек: преступление и наказание. – 2009, № 2.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб., 2002.

8. Дмитров А.В., Сафонов В.П. Основы пенитенциарной психологии. – М., 2003.

9. Литвишков В.М. Социально-педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных. – М., 2006.

10. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р) // http://www.fsin.su/document/index.php?ELEMENT_ID=6663 /

Врезка1

Основные термины: несовершеннолетних осужденных, отбывания наказания, лишения свободы, ресоциализации осужденных, ресоциализации несовершеннолетних осужденных, период отбывания наказания, исправления осужденных, содержания осужденных, подготовки несовершеннолетних осужденных, уголовно-исполнительной системы, Ресоциализация личности осужденных, личности несовершеннолетних осужденных, ресоциализацию несовершеннолетних осужденных, адаптация несовершеннолетних осужденных, систему исправления осужденных, исправления несовершеннолетних осужденных, фактором ресоциализации осужденных, возраст осужденных, содействие ресоциализации осужденных, среде несовершеннолетних осужденных

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle