Библиографическое описание:

Цирихова Е. В. Применение инструментов прикладной психологии для оценки качества образования в педагогическом колледже [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 68-72.

В России, как и в других странах мира, в последнее время уделяется много внимания вопросам повышения качества образования. Интеллектуальный потенциал общества, напрямую определяющийся качеством высшего образования, является важнейшим фактором не только экономического и социального развития, но и фактором экономической и политической самостоятельности страны, фактором ее выживания [2,С.33].

Система качества создается и внедряется в вузе как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества. Система качества позволяет вовлечь в работу по качеству всех сотрудников, рационально распределить между ними ответственность и полномочия.

Одним из основных элементов системы качества образования является выявление и устранение отклонений и их причин.

Контроль качества должен охватывать все этапы работ по оказанию образовательной услуги в педагогическом колледже: от планирования образовательного процесс до выпуска специалистов[5,С.15]. Также очень важно, чтобы основной объем контроля осуществлялся в виде самоконтроля, когда исполнители работ заинтересованы контролировать сами себя и сами же могут устранить возникшие проблемы. При этом должен сохраняться также независимый контроль для проведения инспекторских проверок. Оптимальный вариант – сочетание этих двух видов контроля, которое будет зависеть главным образом от характера оказываемой образовательной услуги и контингента специалистов, ее оказывающих[8,С.12].

Для того, чтобы иметь возможность оценить качество образования при проведении контролирующих мероприятий, необходимо ввести понятие нормы или эталона. 

Норма качества образования – выявленная и зафиксированная документально система требований к качеству образования, соответствующих потребностям личности, общества, государства[7,С.9]. 

Оценка качества образования есть мера качества (числовая или семантическая), выражающая собой соотнесенность измерений свойств (функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества. Оценка качества образования может быть внешней или внутренней [2,С.34].

Внешняя оценка дается качеству образования государством, социумом, профессиональной средой. Достаточно эффективной, универсальной внешней оценкой социума считается конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда, или результат его адаптации.

Под внутренней понимается оценка, данная самой личностью или учреждением, осуществляющим образовательный процесс. Такая оценка необходима для осуществления обратной связи и коррекции образовательного процесса. Особое значение в образовательном процессе принадлежит контролированию и оцениванию знаний и умений студента. Особую ценность контролирующие мероприятия приобретают тогда, когда они используются не от случая к случаю, а представляют собой систему длительного непрерывного контроля.

Совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение учащегося от незнания к знанию, называется мониторингом качества обучения.

Измерение качества образования возможно с применением инструментов прикладной психологии.

Прикладная психология — ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология.

Когда в 1892 г. была основана Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association, АРА), в преамбуле ее устава было сказано, что ассоциация сформирована для того, чтобы «развивать психологию как науку»[11,С.4]. В 1945 г. АРА подверглась реорганизации , после чего в новом уставе записали, что теперь ее миссия «развивать психологию как науку, профессию и средство повышения роста благосостояния людей». Новые фразы были не просто желанием воззвать к американской общественности, которая ценила прикладную науку выше теоретической. Они отражали фундаментальные изменения в природе психологии, в том числе появление фигуры прикладного психолога.

Основатели немецкой психологии рассматривали себя как ученых-теоретиков, изучающих функционирование разума, и не интересовались общественной полезностью своих открытий. Но как мы уже знаем, американской психологии было суждено интересоваться полезным применением больше, чем чистыми исследованиями. Американцы хотели получить такую психологию, которая учила бы их, как правильно действовать. Тем не менее, хотя первые американские психологи быстро обратились к практическому применению своей науки, они оставались академиками и учеными. Например, когда в 1899 г. Дж. Дьюи говорил, что психологи-должны поставить свою дисциплину на службу обществу, он отнюдь не имел в виду, что они сами должны заниматься практической деятельностью. Он хотел, чтобы психологи занялись изучением предметов, важных для педагогики, например научением и чтением. Результаты научных исследований психологов должны были использовать специалисты в области образования, которым следовало разработать методики для учителей. 

Согласно этой схеме, прикладная психология оставалась научной психологией.
Но уже тогда многие психологи предоставляли услуги организациям и отдельным гражданам. Они стремились не только разрабатывать тесты для определения интеллекта учащихся или отбора персонала, но и самостоятельно применять их и консультировать родителей или предпринимателей, переходя, таким образом, от научной работы к прикладной деятельности. В конце концов произошло разделение на теоретиков и практикующих психологов, для которых психологические услуги стали основной деятельностью и источником дохода.

После того как психологи-теоретики и практикующие психологи разделились, у них обнаружились различные социальные и экономические интересы, порой противоречащие друг другу. 

Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей.

Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Прикладная психология — разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

Задачи , встающие перед прикладной психологией — это постоянный поиск решений практических проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Различия между фундаментальной и прикладной психологией могут быть показаны на примерах. В первом случае психолог исследует, как приобретаются новые навыки, почему объемный предмет воспринимается как объемный, хотя его отображение на сетчатке глаза является плоским, или как разные люди оценивают промежутки времени. Анализ этих явлений дает психологу возможность систематизировать факты человеческого поведения. Практический же психолог решает другие проблемы: какими качествами должен обладать водитель такси и как их выявлять, какой длины должна быть строка печатного текста, чтобы читатель меньше утомлялся, какой должна быть панель управления самолета, чтобы показания приборов легко читались и т.п. Практический психолог может проводить исследования на фабрике, выясняя причины текучести кадров, может быть консультантом по профессиональной ориентации в школе, может давать рекомендации военным по приспособлению прицелов к особенностям человеческого зрения.

Прикладная психология — общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Основной инструмент прикладной психологии — тест интеллектуальных способностей — был изобретен в Европе, в США прикладная психология достигла наибольшего расцвета. Более половины психологов мира работают в Соединенных Штатах. 

Прикладная психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией, например, закономерности научения могут быть использованы при написании руководства для продавцов. С другой стороны,прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии (например, коучинг как один из методов консультирования и активизации потенциала человека, возникший ок. 20 лет назад и разработанный американскими психологами Т. Леонардом и Д.Уитмором).

Тестирование интеллектуальных способностей сыграло фундаментальную роль в создании прикладной психологии и по сей день занимает центральное место в психологической практике. Тесты интеллекта изобрели отнюдь не в силу научных причин, они служили образованию общества. Во второй половине XIX в. правительство впервые занялось проблемой начального образования, а затем сделало его обязательным. В связи с этим понадобилось установить стандарты учебных успехов, оценивать учеников в соответствии с этими стандартами и измерять различия в умственных способностях детей.

В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др. Педагогические тесты измеряют степень усвоения учебного материала, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, уровень учебных достижений обучающихся.

Учитывая, что качество усвоения учащимися подлежащего изучению материала, усвоенного ими опыта и, следовательно, деятельности, которую они могут осуществлять в результате обучения, характеризуется различными уровнями усвоения (деятельности), то и мониторинг качества обучения может проводиться на различных уровнях [10,С.29]:

1-й уровень– уровень представления (знакомства).

Студент способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему сами или дано их описание, изображение. На этом уровне студент обладает знанием-знакомством и способен опознать, различить и соотнести объекты и процессы.

2-й уровень – уровень воспроизведения.

Студент может воспроизвести информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладаетзнанием-копией.

3-й уровень – уровень умений и навыков.

Студент умеет выполнять действия, общая методика и последовательность которых изучены на занятиях, но содержание и условия выполнения их новые.

4-й уровень – уровень творчества.

Студент не только овладевает знаниями, умениями и навыками, но и умеет самостоятельно «добывать» необходимые знания и умения.

Один из важнейших вопросов технологии мониторинга – использование средств и методов контроля усвоения учебного материала. Здесь могут быть привлечены контрольные вопросы, задания, задачи и др., однако наиболее эффективным является использование педагогических тестов.

Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов.

Педагогический тест — это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Тесты можно разделить на две категории — адаптивные и традиционные тесты.

Функции

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

-Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

-Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании студентов колледжа к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

-Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Преимущества педагогического тестирования перед традиционными методами контроля знаний:

1. Более высокая объективность контроля. В оценке, выставляемой на основе традиционных методов контроля, существенным оказывается субъективный компонент. Если тест достаточно качественный, то влияние субъективных факторов исключается, и получаемая оценка может рассматриваться как объективная.

2. Более дифференцированная оценка. В традиционных методах контроля пользуются четырехбалльной шкалой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены, если необходимо, в шкалах, содержащих много градаций оценки, что обеспечивает более высокую точность измерений учебных достижений.

3. Более высокая эффективность. Тесты можно одновременно проводить на больших группах студентов. Обработка результатов для получения окончательных оценок проводится легче и быстрее, чем, скажем, проверка контрольных работ. Особенно велика экономия времени, когда в форме тестирования проводятся экзамены.

Конечно, у тестирования как метода контроля есть и свои ограничения. Легче всего с помощью тестов проверять овладение просто организованным учебным материалом. Проверка глубинного понимания предмета, овладения стилем мышления, свойственным изучаемой дисциплине, с помощью тестов затруднена, хотя в принципе возможна. Отсутствие непосредственного контакта со студентом, с одной стороны, делает контроль более объективным, но, с другой стороны, повышает вероятность влияния на результат других случайных факторов.

Преодолеть эти недостатки помогает правильно организованная дидактическая система оценки качества обучения, в которой тесты занимают подобающее место. Наилучший эффект дает сочетание применения тестовых и традиционных методов контроля.

Особо эффективно автоматизированное тестирование. Использование компьютерных технологий для автоматического контроля знаний облегчает проверку работ и централизованное хранение результатов, а также получение различных статистических данных.

Виды педагогического тестирования знаний и умений учащихся:

- входное: при начале обучения;

- текущее: в течение периода обучения;

- рубежное: по окончании изучения раздела, темы;

- итоговое: по окончанию изучения дисциплины;

- отсроченное: спустя какое-то время после изучения темы (от 3 месяцев до года и более).

Таким образом, педагогическое тестирование занимает определенное самостоятельное место в общей системе качества образовательного процесса в педагогическом колледже. При его правильной организации и обучении преподавательского состава, педагогическое тестирование помогает учащемуся критически оценить свои успехи, позволяет получать информацию о том, как происходит овладение студентами колледжа учебным материалом, какие элементы учебного процесса недостаточно эффективны, какие корректирующие мероприятия следует внести в содержание и форму познавательной деятельности студентов –будущих педагогов.


Литература:

1.Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий, М., из-во МГУ. из-е 4-е доп и перераб.- 2009.-263с. 

2.Загвоздкин В. Качество – это процесс постоянного совершенствования: (проблема качества образования) // Директор школы.-2010.-№5.-С.33-37.

3.Зотов А.Н.Разработка автоматизированной системы контроля знаний студентов по дисциплине «Экономика предприятия». МГВМИ, 2007.-278с.

4.Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.

5.Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2.Педагогические измерения: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.

6.Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Модели и алгоритмы информационно вычислительной системы компьютерного тестирования.–М.: Прометей,из-е 3-е доп. и перераб.-2010.– 147 с.

7.Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.2. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2009.

8.Поддубный А.В., Панина И.К., Ащепкова Л.Я.Методические основы разработки и использования педагогических тестов.- Владивосток .- Изд-во Дальневост. ун-та,из-е 4-е доп. и перераб.-2010.-119с.

9.Третьякова, О.С. Обществознание: тестовые задания для абитуриентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» и 100201 «Туризм» (Учебное пособие) [Текст] / О.С. Третьякова. – Челябинск : УралГУФК, 2009. – 60 с.

10.Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2009.-203с.

11.Практические методы обучения/Сборник статей «Методика преподавания психологии».-СПб.-СПб ГУ-2010.-305с.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle