Библиографическое описание:

Кравченко Ю. О. К проблеме формирования учебной мотивации студентов [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 104-106.

Возросшие темпы жизни и уровень конкуренции на рынке труда не дают легких возможностей достижения успеха. Высокие требования, предъявляемые к человеку современным обществом, обусловливают развитие его конкурентоспособности как способности мобилизовать все ресурсы, приобретенные или данные ему природой, и умении сосредотачивать свои усилия в нужном направлении к достижению цели.

Новая образовательная парадигма в качестве приоритета высшего образования рассматривает ориентацию на интересы личности, на становление эрудиции, компетентности, развитие творческих начал и общей культуры, выдвигая в центр внимания учащегося (студента) как активного субъекта, приобретающего образование в форме "личностного знания". Становится естественным требование, связанное не только с умением учиться и переучиваться, но и быть готовым к испытаниям, к использованию знаний в нестандартных ситуациях, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения, непрерывному образованию в течение жизни.

Важным направлением модернизации образования, по мнению Г.Е. Сборовского, является формирование мотивации учащихся. В настоящее время лишь 15% из общего числа поступивших в вуз имеют мотивацию к учебной деятельности.

Учебная мотивация представляет собой систему побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющих направленность и характер учебной деятельности [4].

В психолого-педагогической литературе активно изучалась мотивация учения школьников и пути её формирования (Божович Л.И., Маркова А.К., Матис Т.А., Вереникина И.М., Матюхина М.В., Гусева Г.Г., Мунтян В.Л., Курдюкова Н.А. и др.). Так, согласно Марковой А.К., в структуру учебной мотивации включены непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, перспективно-побуждающие мотивы учебной деятельности, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности, интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания.

Божович Л.И. выделяет две категории мотивов учения, имеющие свою специфику на разных возрастных этапах ребенка, одна из которых связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом её выполнения, другая категория мотивов отражает отношения ребенка с окружающей средой. Для успешного осуществления учебной деятельности, по результатам исследований, проведенных Божович Л.И., необходимо, чтобы развивались обе вышеуказанные категории мотивов.

Мотивация учебной деятельности студентов стала изучаться сравнительно недавно. Наиболее изученным направлениями здесь являются: мотивы поступления в вуз (Бобровицкая С.В., Печников А.Н., Мухина Г.А., Вовчик-Блакитная М.В. и др.), динамика изменения мотивов в процессе обучения в вузе (Вайсман Р.С., Гебос А.И. и др.), отношение студентов к разным учебным предметам (Реан А.А., Якунин В.А., Мешков Н.И. и др.).

Результаты исследований учебной мотивации студентов (Ильин Е.П., Василькова А.М., Иванова С.С. и др.) способствовали выявлению таких проблем, как девальвация высшего образования: ценностью становятся не знания, образование в целом, а сам факт наличия диплома. Кроме того, отмечается, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальностью снижается.

По данным Реан А.А., положительная мотивация студентов к учению способствует обеспечению успешного овладения знаниями и умениями, может выступать в роли компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Отсутствие же учебного мотива у студента или его низкая выраженность даже при высоком уровне развития способностей не может привести к значительным успехам в учебе [2].

Однако мотивы лишь создают возможность успешности учебной деятельности, так как то, в какой мере они будут реализованы, зависит от процессов целеполагания - постановки конечных и промежуточных целей учебной деятельности. Универсальным инструментом анализа, планирования и контроля успехов человека на каждом этапе его жизненного пути выступает жизненный план как высший уровень направленности личности, последовательная совокупность включенных в жизненную перспективу целей, обусловливающих длительно сохраняющийся во времени мотивации поведения [5].

Жизненный план представляет собой конкретизацию этапов жизненного самоопределения, включающую в себя постановку целей относительно будущих событий в жизни индивида на основе общей и профессиональной направленности личности и проявление себя как субъекта своего жизненного пути.

В отечественной психологической науке жизненные планы личности рассматривались в связи с выделением категории субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн), психологического анализа жизненного пути личности (Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова), проблемы самоопределения молодежи (И.С. Кон), сохранения мотивации поведения во временной перспективе (В.Г.Асеев, В.К. Вилюнас, Б.Ф. Ломов, Б.М. Теплов), обобщающего механизма жизненного целеполагания (И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Наумова), диспозиционной концепции личности (В.А. Ядов), а также в связи с проблемами направленности личности (В.Г. Деев, В.Ф. Пирожков) [1, с.14].

По мнению Н.Ф. Наумовой, жизненные планы являются обобщенным механизмом целеполагания, при котором целостное представление о себе в будущем является ориентиром поведения в настоящем [6]. Жизненные планы конкретизируют самоопределение личности, придают ему деятельностный и целенаправленный характер, что особенно важно для студентов, так как позволяет им сконцентрировать усилия на учебной деятельности для более рационального использования личных ресурсов.

Отличительной особенностью жизненного плана является его осознанность и рациональность. С точки зрения Л.С. Выготского, жизненный план существует лишь тогда, когда молодым человеком наряду с будущими целями планируются и способы их достижения, проводится оценка собственных субъективных и объективных ресурсов. Оценить возможность выполнения жизненного плана помогают основные составные признаки, к которым относятся: эффективность (направленность на благоприятные перемены), полнота, определенность, отчетливость (ясность); согласованность элементов плана; реалистичность; устойчивость (во времени, к внешним и другим воздействиям, базирующаяся на принятии ответственности личностью за свой план); логическая обоснованность; согласованность с явно выраженными склонностями.

Т.А. Дегтяренко, исследуя социально-психологические особенности жизненных планов, выделяет их основные функции. Так, жизненные планы детерминируют личностную активность, превращая возможности в действительность. Побудительная функция заключается в активном изменении (и улучшении) личностью своей жизни; регулятивная функция жизненного плана обеспечивает совладание с трудными жизненными ситуациями для достижения плановой цели. Направляющая функция позволяет в самых трудных ситуациях максимально реализовать себя; исследовательская функция базируется на оперировании идеальными моделями, не доступными для проверки; регулятивная функция жизненных планов позволяет учитывать конкретные условия, отбирать результативные варианты, последовательность, темпы и сроки действий [1].

Жизненный план в зарождающейся форме представляет собой мечту, идеал, а затем конкретизируется в целях, мотивах, вплоть до плана деятельности [5, с.19]. Создание жизненного плана помогает студенту осмыслить собственные возможности, наметить целостную картину своего пути к успеху. Формирование жизненного плана предполагает наличие определенного уровня социально-психологической и личностной зрелости. Как отмечает Т.А. Дегтяренко, план не может быть навязан студенту извне, должна возникнуть личностная направленность на планируемую сферу жизнедеятельности. Однако идея, замысел жизненного плана может исходить из социального окружения.

Таким образом, ориентация на непрерывность образования в современном обществе вступает в противоречие с низким уровнем или отсутствием учебной мотивации студентов, что не может обеспечивать их успешность в учёбе.

Исходя из вышеизложенного материала, мы можем сделать предположение о том, что мотивация учебной деятельности будет более устойчивой и высокой у студентов, имеющих хорошо сформированные жизненные планы как необходимые инструменты самоконтроля, организации во всех сферах жизнедеятельности и побуждающие концентрировать свои стремления и действия для достижения ведущих потребностей и интересов.

Дальнейшее изучение данной проблемы будет заключаться в теоретической разработке и уточнении понятия «жизненный план», составлении диагностического инструментария по исследованию особенностей жизненных планов студентов и эмпирическом исследовании их влияния на учебную мотивацию.


Литература:
  1. Дегтяренко, Т.А. Социально-психологические особенности жизненных планов курсантов образовательных учреждений Минюста России: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05/ Т.А. Дегтяренко. – Ярославль, 2002. – 193с.

  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 512с.

  3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

  4. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 208с.

  5. Наприс, А. В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста: На материалах исправит. колоний строгого режима: дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.06/ А.В. Наприс. – Рязань, 1997. – 220с.

  6. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. – М.: Наука, 1988. – С. 33-34.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle