Библиографическое описание:

Латцердс Н. В. Особенности преподавания нейрофармакологии в подготовке психологов [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 109-111.

Одной из важнейших задач процесса преподавания «Нейрофармакологии» в системе высшей школы является, с одной стороны, теоретическая подготовка с учетом существующих фундаментальных знаний, с другой, создание условий максимальной наглядности и иллюстративности изучаемых явлений и процессов с широким использованием для этой цели различных биологических объектов, включая иллюстративные программы по виртуальной физиологии.

Важной особенностью такого курса является также более углубленное рассмотрение роли центральной нервной системы (ЦНС) в регуляции физиологических и патологических процессов за счет формирования специфических регуляторных контуров, включающих в себя как надсегментарные отделы ЦНС и ВНС, так и эндокринную, и иммунные системы, как элементы единого «регуляторного многопараметрического пространства». В данной дисциплине освещаются такие важные для будущего психолога вопросы, как основ­ные сведения о лекарственных средствах, их фармакокинетике, фармакодинамике, метаболизме.

Современные условия требуют также подготовки высококвалифицированных специалистов-психологов, обладающих глубокими профессиональными знаниями, как в области нейрофармакологии и физиологии, так и ориентирующимися в различных смежных областях деятельности [2, с. 250].

Формирование личности будущего специалиста в высшей школе является сложным и многогранным процессом, успех которого обеспечивается, прежде всего, организацией и планированием деятельности студентов, активным выполнением ими определенных задач, созданием внешних и внутренних условий для интенсивного проявления необходимых профессиональных качеств. При этом необходимо учитывать, что становление специалиста происходит не только наряду с дальнейшим развитием и закалкой качеств, полученных им до поступления в вуз, но и с развитием новых, а также с приобретением знаний, умений и навыков, необходимых в предстоящей профессиональной деятельности.

Достижение в успехе преподавания определяется следующими непременными условиями – желанием и умением студентов учиться, желанием и умением преподавателя обучать и уровнем организации учебного процесса. Рассмотрим их поэтапно применительно к изучению дисциплины «Нейрофармакология», в курсе которой студенты получают знания о нейрофизиологических механизмах работы материального носителя психики – мозга: рассматриваются механизмы действия, побочные влияния и противопоказания; методология фармакологического мышления, которая позволяет студенту ориентироваться в лекарственных средствах, применяемых в нейрофармакологии.

Эта дисциплина относится к базовым дисциплинам медико-биологического профиля и является фундаментальной в образовании будущего психолога. Высококачественный учебный процесс не может быть без профилизации и дифференцированного преподавания теоретических дисциплин, а в условиях создания многоуровневого высшего профессионального образования значимость фундаментальных дисциплин существенно повышается [3].

Рассмотрим второе обстоятельство – профессиональный уровень преподавателя и его желание и умение обучать. Эффективность и качество преподавания в значительной степени зависит от личностных качеств преподавателя, его профессиональной подготовки и педагогического мастерства. Преподаватель выступает ведущей фигурой всего образовательного процесса. Он должен быть носителем профессиональных знаний, профессиональной культуры, нравственно-этических принципов и являться творческой личностью. Роль преподавателя заключается в согласовании мотивационных и смысловых новообразований у студентов в процессе обучения. От мастерства преподавателя зависит, насколько продуктивно построен учебный процесс, организована самостоятельная работа студентов, правильно выбраны методы контроля. Он должен видеть конечную цель и способы ее достижения. Преподаватель должен осмыслить место своей дисциплины в процессе подготовки квалифицированного специалиста. Мы стараемся в своей работе следовать этим принципам: тщательно и кропотливо отбираем необходимый учебный материал, структурируем курс в соответствии с целями, согласуем его с профильными кафедрами и соответственно выстраиваем деятельность обучаемого (самостоятельную и аудиторную работу).

Преподавание дисциплин естественнонаучного блока имеет еще одну очень важную особенность: нейрофармакология – экспериментальная наука. Все знания, накопленные ею, получены из опыта. Поэтому нельзя ограничиваться чисто теоретическим преподаванием. Учитывая это, мы вводим в курс физиологические эксперименты, как источник знаний и материал для анализа. На глазах студентов с их собственным участием из опыта рождается новое знание.

Мы стараемся использовать еще один педагогический прием – воспитание через предмет. Например, обсуждая и разбирая механизмы работы нервных клеток, очень наглядно можно показать негативное воздействие никотина, алкоголя и наркотиков на мозг и другие системы организма. Изучая механизмы стресса как позитивного явления с одной стороны (закаливание, тренировки и адаптации систем организма), мы обращаем внимание на «болезни стресса», которыми может заканчиваться это состояние (гипертоническая болезнь, язва желудка, нервно-психические расстройства). Изучая первую и вторую сигнальную системы, мы на конкретных примерах показываем, почему слово может лечить и ранить, подводя научную базу для психотерапевтической коррекции в будущей профессиональной деятельности студента.

Что касается традиционного «классического» процесса образования, то здесь личное общение преподавателя и студента решает все. Развитие информационных технологий вносит радикальные изменения в процесс обучения: классическая диада – преподаватель-студент перестает быть актуальной. Однако, исследование, проведенное в московском филиале СГИ с помощью рейтинговой методики, показало, что студенты позитивно оценивают значимость и перспективы преподавания и в дистанционном обучении.

Итак, желание и умение студентов учиться. Желание учиться, несомненно, у большинства студентов имеется, но оно, особенно на первых курсах, еще не «выкристаллизовалось». Как известно, источником активности студентов в усвоении знаний, овладении умениями и навыками является формирование мотивации. Так вот – мотивационные предпосылки изучения сложного материала явно недостаточны. Отсутствие должного интереса к изучению этой дисциплины или ее формальное изучение может быть связано с недостаточной работой преподавателей, направленной на повышение заинтересованности своим предметом. У студентов создается обманчивое представление, что этот материал не имеет прямой связи с психологией и далек от их будущей профессиональной деятельности. Частично такого рода представления можно объяснить сложностью учебного материала; не случайно при опросе студентов они оценивали этот предмет как чрезвычайно сложный для изучения и понимания.

Следует принять во внимание и то обстоятельство, что у студентов психологических факультетов нет специального медико-биологического образования и соответствующего «настроя». Подчас они психологически «не готовы» к изучению этой науки со своей специальной терминологией и сложными нейрофизиологическими процессами[4, с. 170].

Мы стараемся объяснять студентам, что психолог в своей работе будет иметь дело с психотропными (психоактивными) веществами, влияющими на высшие психические функции и часто используемыми в медицине для лечения психических заболеваний. Особого внимания заслуживают наркотики - психоактивные вещества, вызывающие абстинентный синдром и/или запрещённые законодательством.

Для грамотной профессиональной деятельности, коррекции психофизиологических состояний, использования нейротропных средств и потребуется знание фармакокинетики и фармакодинамики нейротропных средств. Особенно актуальным это становится в настоящее время, поскольку становится все более очевидным, что вся работа мозга основывается на электрических и биохимических процессах в нейронах, синапсах и нервных центрах с участием нейромедиаторных систем мозга, на которые оказывают существенное влияние психоактивные вещества.

Теперь – об умении студентов учиться. Студенты младших курсов не имеют достаточных навыков самостоятельной работы. Школа не приучает их к этому, как, впрочем, к учебе как к труду. Как это ни парадоксально, многие студенты даже не осознают, что учеба – это довольно напряженный труд.

Выработка навыков самостоятельной работы является одной из задач высшей школы. Умение самостоятельно работать – это гарантия будущих успехов в профессиональной и общественной деятельности; оно развивает творческий подход к профессиональной деятельности. В организации учебного процесса мы стараемся создать оптимальные условия для полнокровной самостоятельной работы, включая самоуправление, самоконтроль, самооценку и самомотивацию. В этом плане может помочь УИРС, что позволит студентам заниматься и совершенствоваться. «Нейрофармакология» требуют не простого заучивания, а понимания основ сложнейших механизмов регуляции нарушенных физиологических функций. Помочь в этом плане может построение графических и логических схем, создание рисунков, решение ситуационных задач, составление глоссариев, обучающих тестов и т. д. [5, с. 464].

То обстоятельство, что ««Нейрофармакология»» преподается на 2-м курсе, ставит и проблему адаптации студентов к новой вузовской системе обучения, к новым требованиям, как одну из важнейших психофизиологических проблем каждого студента, обеспечивающих успех последующего освоения им знаний. В этом плане проблема обучаемости студента как и варианты освоения им того или иного предмета требуют, как нам представляется, углубленных и специальных исследований, поскольку они подразумевают в перспективе организацию дифференцированных принципов преподавания с учетом индивидуальных особенностей индивидов [1, с. 304].

К сожалению, приходится констатировать, что при всех методах обучения выживаемость знаний низка. Очевидно, что в процессе обучения основной упор следует делать не только на механизмах памяти, а заставлять включаться все механизмы аналитико-синтетической и эмоциогенной деятельности мозга, обеспечивающие эффективное восприятие, переработку и консолидацию информации. Необходимо повышать глубину усвоения и частоту применения этих знаний, т. е. их востребованность в последующих дисциплинах.

Наша цель не в том, чтобы вложить в головы студентов заранее оговоренный объем знаний, а сформировать у них системное мышление. Студент должен осознанно прийти к пониманию того, что его задача – не просто овладеть некоторой суммой знаний по отдельному предмету, но и уметь привлекать их из смежных дисциплин, донести до следующих курсов, где они должны быть непременно востребованы, обеспечивая преломление фундаментальных знаний на завершающих этапах обучения студентов в формирование конкретных знаний и навыков, включая навыки освоения новых знаний.


Литература:
  1. Афанасьев В.П. Развитие университетского комплекса: традиции и новации / В.П. Афанасьев, В.Б. Давыдов, Г.И. Дмитриев, В.М. Кутузов [и др.]; под ред. Д.В. Пузанкова. – СПб.: СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2004. – 304 с.

  2. Развитие гуманитарного образования в Сибири // Сб. научных трудов. – Новосибирск, 2007. – Вып. 7, 8. – 250 с.

  3. Современное образование / Газета Современного гуманитарного университета. – Новосибирск, 2008. – Вып. 9 (41).

  4. Соколков Е.А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук / Е. А. Соколков. – Новосибирск, 2009. – 170 с.

  5. Соколков Е.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе / Е. А. Соколков. – Новосибирск, 2008. – 464 с.

  6. Филиппов В.М. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: аналитический доклад / В.М. Филиппов, Б.П. Агранович, В.М. Кутузов, Д.В. Пузанков [и др.]; руководитель авторского коллектива В. М. Филиппов. – М.: Логос, 2008. – 540 с.

Основные термины: профессиональной деятельности, будущей профессиональной деятельности, профессиональной деятельности будущих, мотивационной сферы студентов-психологов, деятельности будущих психологов-тренеров, высшей школе, Особенности мотивационной сферы, фундаментальных знаний, формирования компонентов личностной, организации учебного процесса, компонентов личностной готовности, Особенности формирования компонентов, навыков самостоятельной работы, профессиональной подготовки, планированием деятельности студентов, профессиональной деятельности студента, существующих фундаментальных знаний, будущего психолога, высшей школы, предстоящей профессиональной деятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle