Библиографическое описание:

Лежнева М. С. Формирование понятия «Мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию специалистов в области информационных технологий» [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 111-113.

Одной из значимых компетенций специалистов (бакалавров, магистров) в области информационных технологий является готовность к межпрофессиональному взаимодействию, что в явном виде отражено в стандартах третьего поколения (ФГОС ВПО). При этом авторы [8] указывают на то, что в большей степени успешность взаимодействия ИТ-специалистов с представителями других профессий при выполнении сложных многофункциональных проектов зависит от мотивации межпрофессионального взаимодействия. Однако прежде чем говорить о методах формирования данного конструкта обозначим терминологическое поле исследования: определим понятия «профессиональное взаимодействие», «готовность к профессиональному взаимодействию», «мотивационная готовность к профессиональному взаимодействию»

Следует сказать, что в общем виде понятие «взаимодействие» определяется достаточно однозначно, как 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка [7, с. 65].

В отечественной науке «взаимодействие» рассматривается, в большинстве случаев, как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Оно носит объективный и универсальный характер, и именно взаимодействие определяет отношения причины и следствия [3]. Достаточно распространено мнение о целесообразности рассмотрения «взаимодействия» через призму общения [1; 4 и др.], поэтому применительно исследования важно разграничить понятия «общение», «взаимодействие» и «коммуникация» (которое часто используют как синоним «общения»), что становится возможным при рассмотрении структуры общения.

В самых обобщенных классификациях выделяют три стороны общения: [3, с. 463] 1) коммуникативная; 2) интерактивная; 3) перцептивная. При этом коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общаю­щимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в орга­низации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцеп­тивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Опираясь на вышеизложенное, мы рассматриваем общение как специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми, а взаимодействие как одну из сторон общения, характеризующую непосредственно организацию их совместной деятельности.

Проблема взаимодействия является одной из центральных в психологии труда и инженерной психологии. При этом изучаются различные виды взаимодействия [9; 12]: информационного взаимодействия человека и техники; межличностные взаимодействия в трудовой деятельности; взаимодействия в малых трудовых коллективах и др. Решению обозначенной проблемы посвящено в последнее время и достаточное количество диссертационных исследований. Например, занимаясь проблемами профессионального взаимодействия педагогов и психологов, В.А. Маликова [6] определяет исследуемое понятие как «…иерархически организованную систему нормативной интеграции индивидуальных деятельностей, обеспечивающую единство ценностного содержания предмета совместной деятельности, актуализацию потенциала взаимодействия, овладение практикой взаимодействия». Применительно к теме исследования важно, что автор рассматривает особую форму профессиональных отношений – «коллегиальное взаимодействии», которое реализуется в решении сложных, многофункциональных проблем как динамическое единство профессиональных целей, ценностей, знаний и умений представителей той и другой профессии.

Обобщая вышесказанное под межпрофессиональным взаимодействием мы понимаем интеграцию индивидуальной деятельности специалистов различных специальностей в динамическую целостность на основе общих целей и ценностей, обеспечивающую решении сложных, многофункциональных проблем в межпредметных областях науки и производства. При этом, опираясь на работы В.А. Маликовой, в структуре процесса выделяем мотивационную и практическую составляющую. Первая из составляющих и будет являться предметом нашего исследования.

Важно подчеркнуть, что в работе: мотивация рассматривается нами как совокупность устойчивых мотивов, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, а мотив – как устойчивая характеристика личности, определяющую её активностью [5]; готовность, опираясь на труды Д.Н. Узнадзе [11] – как качество личности, определяющее устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве.

Исходя из этого, готовность к межпрофессиональному взаимодействию определяется нами как качество личности, способствующее продуктивной интеграции индивидуальной деятельности специалистов различных специальностей при решении сложных, многофункциональных проблем в межпредметных областях науки и производства; мотивационную готовность к межпрофессиональному взаимодействию как качество личности, определяющее направленность и характер её действий, при решении сложных, многофункциональных проблем в межпредметных областях науки и производства на основе интеграции деятельности специалистов различных профессий. При этом в ракурсе проводимого исследования мотивационную готовность целесообразно рассматривать как готовность личности к трансформации деятельности, изменению мотивов как определяющих деятельность при встрече со значимой информацией, способной повлиять на такую трансформацию. Исходя из вышесказанного, мотивационная готовность рассматривается нами как более сложный конструкт, чем мотивация, содержащий в своей структуре не только установочный, но и когнитивный, личностный и деятельностный компоненты.

Для уточнения понятия «мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию ИТ-специалистов» и выявления содержания компонентов мотивационной готовности применительно к теме исследования мы выделили качества ИТ-специалистов в большей степени значимых для нашего исследования. При этом мы опирались на анализ работ в интересующей нас области [2; 10 и др.], а также опыт общения с представителями профессий, связанных с информационными технологиями:

- высокий уровень интеллекта, в ряде случаев приводящий к осознанию собственной уникальности; концентрация на собственных интеллектуальных переживаниях, отношение «свысока» к неумелым пользователям; стремление создать свой мир в пределах компьютерной среды;

- высокая «погруженность» в профессию, создающая особую среду, для которой характерна специфическая терминология и юмор, определяющая стремление измерить все через компьютерные аналогии;

- недостаточно высокие профессиональные коммуникативные качества, «дополненные» такими характеристиками, как радикализм, низкая нормативность поведения, нонконформизм, определяют предпочтение общения с компьютером, а не с человеком;

- высокий уровень логического мышления, осознанной регуляции своей деятельности, внутренний локус контроля, позволяющие принимать обдуманные решения и последовательно их выполнять;

- высокий уровень дивергентного мышления, креативность, эмоцианальная стабильность, сдержанность, доминантность.

Рассмотрение личностных особенностей ИТ-специалистов и специфики их деятельности позволяют определить готовность к межпрофессиональному взаимодействию ИТ-специалистов как качество личности, способствующее интеграции деятельности ИТ-специалистов с представителями других профессий – будущих пользователей разрабатываемых ИТ-проектов, с целью повышения продуктивности совестной выполняемой работы как на этапе проектирования новых ИТ-систем, так и на этапах разработки конкретных программных модулей и интерфейсов; мотивационную готовность к межпрофессиональному взаимодействию ИТ-специалистов как качество личности, определяющее направленность и характер её взаимодействия с представителями других профессий – будущих пользователей разрабатываемых ИТ-проектов, с целью повышения продуктивности совестной выполняемой работы на всех её этапах.

Конкретизируем содержание каждого из компонентов мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию применительно к студентам вуза – будущим специалистам в области ИТ-технологий: установочный компонент отражает намерения студентов и их мотивационные установки, связанные с будущей межпрофессиональной деятельностью (мотивация профессионального взаимодействия, познавательная мотивация, профессиональная мотивация, мотивация достижения успеха); когнитивный компонент отвечает за содержательную основу мотивационной готовности и интеллектуальные способности, позволяющие гибко изменять мотивы, определяющие деятельность под воздействием значимой информации (психолого-педагогических и технологических основ мотивационной готовности личности к межпрофессиональному общению (межпрофессионального и профессионального взаимодействия, саморегуляции, познавательной самостоятельности)); творческое и критическое мышление; личностный компонент отражает те качества личности, которые не только позволяют создать мотивационную основу межпрофессионального взаимодействия, но и гибко её корректировать на основе анализа изменившихся условий (флексибильность (гибкость, пластичность), рефлексивность, субъективный контроль, позитивное отношение к себе и другим); деятельностный компонент является интегрирующим, так как связан с практической деятельностью, в которой проявляются указанные выше параметры. Он обеспечивает способность человека в ситуации значимого изменения внешних условий активизировать свой мотивационный потенциал с целью изменения содержания и характера деятельности (умения: целепологания, планирования, самоконтроля в ситуациях изменения внешних условий на основе изменений мотивационной системы.

Все перечисленные компоненты – установочный, когнитивный, личностный, деятельностный – тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Уточнение понятийного поля исследования позволило нам организовать психолого-педагогическое содействие формированию мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих специалистов в области информационных технологий и доказать его эффективность в ходе эксперимента, проводимого с 2008 по 2011 гг. в Троицком филиале Челябинского государственного университета. При этом выделенные компоненты мотивационной готовности не только ориентировали нас в процессе разработки педагогического содействия, но и послужили основой для разработки критериально-оценочного аппарата исследования.


Литература:

  1. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.

  2. Брукс, Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системыи [Текст] / Ф. Брукс. – СПб.: Символ-Плюс, 2001. – 304 с.

  3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 2001. – 800 с.

  4. Знаков В.В. Понимание в познании и общении [Текст] / В.В. Знаков. – М.: Институт психологии РАН, 1994. – 235 с.

  5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. – Питер, 2000. – 508с.

  6. Маликова, В.А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога (Теория и практика): Дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / В.А. Маликова. – Москва, 1999. – 331 c.

  7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Рус.яз. – 2003. – 750 с.

  8. Сборник избранных трудов IV Международной научно-практической конференции «Современные информационных технологий и ИТ-образование» [Текст] / Под ред. проф. В.А. Сухомлина. – М.: ИНТУИТ, 2009, – 848 с.

  9. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология [Текст] / Ю.К. Стрелков. – М.: Академия, 2005. – 360 с.

  10. Сухомлин, В.А.. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации [Текст] / В.А. Сухомлин. – М.: Горячая линия – Телеком, 2005. –175 с.

  11. Узнадзе, Д.Н. Психология установки [Текст] / Д.Н. Узнадзе. – СПб: Питер, 2001. – 416 с.

  12. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников [Текст] / Л.И. Уманский. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle