Библиографическое описание:

Михальченко К. А. Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу, Э. Эриксона и К. Роджерса [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 5-11.

Развитие личности в период зрелости по-прежнему остается одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем психологии. Например, психоаналитические теории сосредоточены скорее на случаях аномалий личности, патологических вариантах. Норма полагается как состояние отсутствия симптомов болезни. Другой подход, развиваемый с позиций гуманистической психологии, абсолютизирует выдающихся представителей человечества, самоактуализирующихся личностей. Период зрелости личности иногда рассматривается как некое целевое состояние, к которому направлено социальное и психологическое развитие, а далее происходит простое изменение личностных свойств. Многие современные отечественные и зарубежные психологи считают, что личность способна к саморазвитию и особенно в пору зрелости.1 Однако простой констатации этого положения совершенно недостаточно; необходимо полное, глубокое и точное знание о закономерностях и факторах этого развития.2 [1, с. 289]

В своей работе я попытаюсь рассмотреть концепции личности А. Маслоу, Э. Эриксона и К. Роджерса, и по возможности сравнить их взгляды на развитие личности в период зрелости в виде сравнительной таблицы.

Согласно Эриксону, особое значение в жизни взрослых людей имеет выстраивание интимных отношений и понятие продуктивности (генеративности), связанное с любой созидательной работой. Некоторые исследователи подчеркивают значение мотивов аффилиации (причастности к некоей группе) и достижений, в то время как другие основное внимание уделяют потребностям в признании другими людьми и в приобретении компетентности. Несомненно, успешность путешествия взрослого человека по пути своей жизни тончайшими узами связана с трудовой деятельностью, карьерой и для большинства людей — со сложившимися у них романтическими и семейными отношениями. [2, c. 602]

Личность, семья и работа

Развитие взрослого человека можно описать в контексте трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его личности. Они включают развитие личного Я человека, Я как члена семьи (взрослый ребенок, супруга) или родитель) и Я как субъекта трудовой деятельности (Okun, 1984) (рис.1). Эти системы взаимосвязаны. Например, исследования показали, что чем большее удовлетворение приносит отцу трудовая деятельность, чем выше его самоуважение, тем вероятнее, что ему будет свойствен принимающий, любящий и поощряющий стиль родительского поведения (Grimm-Thomas, Perry-Jenkins, 1994).

Эти системы претерпевают изменения как под влиянием различных со-бытий и обстоятельств, так и в результате взаимодействия с более ши-роким социальным окружением и культурой. Cогласно модели экологических систем Ури Бронфенбреннера (Bronfenbrenner 1979, 1989), развитие является динамическим, двуна-правленным процессом, включающим в качестве взаимодействующих элементов непосредственное окружение индивидуума, социальную сре-ду, а также ценности, законы и традиции той культуры, в которой он живет. Все перечисленные взаимодействия, в том числе и личные перемены, которые из них проистекают, продолжаются в течение всей жизни. [2, с. 603]



Рис.1. Сферы личности. Три сферы развития взрослых людей связаны в систему динамических взаимодействий между личным Я человека, Я как члена семьи и Я как субъекта трудовой деятельности. Эти взаимодействия происходят в широком культурном и социальном контексте. Источник: адаптировано по Okun, В. (1984). Working with adults: individual and family career development. Monterey, CA

Личность

Классическое определение того, что является существенно важным для личности взрослого человека, принадлежит Абрахаму Маслоу (1908-1970). Теория Маслоу содержит разные конструкты, применимые к различным этапам развития. Однако она основывается не на стадиях развития, а на потребностях, которые должен удовлетворить каждый человек, стремящийся реализовать свой потенциал и достичь своего чувства Я. Целью жизни человека является самоактуализация, т. е. полное развитие и применение своих талантов и способностей (Maslow, 1954, 1979). Потребность в самоактуализации помещается на вершине классической иерархии потребностей Маслоу, которую часто изображают в виде пирамиды (рис.2). Представители гуманистической психологии, подобно Маслоу, утверждают, что в процессе жизни мы постоянно выбираем свое будущее. Мы подвержены влиянию нашего опыта отношений с другими людьми, но сами определяем те направления, куда нам следует идти, и цели, которых должны достигать (May, 1986/1987).

Человек может демонстрировать наличие у него потребности в самоактуализации или стремиться к ее удовлетворению только после того, как будут удовлетворены его потребности более низких уровней, такие как потребность в пище, крове и безопасности. Люди, живущие в условиях депривации или постоянной угрозы, вероятнее всего, не будут озабочены реализацией своего внутреннего потенциала. Кроме того, людям необходимо любить и быть люимыми, а также принадлежать к некоей группе, то есть иметь семью и занимать определенное положение в обществе. Кроме того, мы нуждаемся в уважении; нам хочется, чтобы другие люди позитивно реагировали на нас различными способами, начиная с простого одобрения наших навыков, личностных черт и достижений семьей и друзьями и заканчивая широким общественным признанием и известностью. Мы стремимся также удовлетворить наши высшие когнитивные и эстетические потребности.

Рис. 2. Иерархия потребностей по Маслоу. Хотя потребности высших уровней не менее важны, чем низшие, индивиды должны сначала удовлетворить потребности низшего порядка. В первую очередь удовлетворяется потребность в выживании и в безопасности, а затем высшие потребности в принадлежности и в уважении. На всем протяжении жизни взрослые люди должны прорабатывать свои потребности в самоактуализации, чтобы полностью развить свой потенциал. Источник: адаптировано по Maslow, 1954.

Какими качествами обладают люди, стремящиеся к самоактуализации? Обычно они отличаются реалистичностью, хорошим чувством юмора, креативностью, созидательным началом и имеют позитивную Я-концепцию. Однако они не обязательно должны быть совершенными. Такие люди иногда бывают раздражительными и своенравными, рассеянными, сосредоточенными исключительно на реализации своего уникального потенциала. Кроме того, они далеко не всегда являются счастливыми, хотя и испытывают пиковые переживания, во время которых бывают чрезвычайно довольны собой и своим местом в мире. В ранней взрослости человек может лишь вступить на путь самоактуализации; путешествие к ней будет длиться всю жизнь, и этой цели человек никогда полностью не сможет достичь.

Гуманистический психолог Карл Роджерс (1902-1987) рассматривал эти проблемы с позиции психотерапевта. Он пытался раскрыть причины тревоги пациентов, их низкой самооценки и недостаточного чувства собственной значимости, а также трудностей, возникающих у них в процессе межличностного взаимодействия. Согласно Роджерсу, суть человеческой природы составляют здоровые и конструктивные импульсы (Rogers, 1980). Рождаясь, мы готовы быть хорошими людьми и нормальными членами общества, но по мере нашего развития общество часто «портит» нас. Разные значимые фигуры, начиная с родителей, предъявляют нам условия уважения: делай это, не делай того, или ты будешь бестолковым, ничтожным человеческим существом. У индивида, усваивающего такие условия, развивается низкая самооценка, восприятие себя как неудачника, а также появляются постоянные тревога и отчаяние. Эти интернализованные условия становятся стандартами совершенства, которых невозможно достичь. Роджерс предлагал, чтобы мы распространяли на себя и других людей безусловное позитивное отношение, под которым он понимал полное принятие, без оговорок и каких-либо условий. Будучи родителем, любите своего ребенка безусловно, независимо от его поведения. Когда он ведет себя неправильно, наказывайте его, если это необходимо, но никогда не ставьте под удар чувство собственной значимости ребенка, ощущение того, что он любим.

Современные теории личности вслед за Эриксоном подчеркивают значимость идентичности. Говоря словами Сьюзан Уитбурн и Лоурен Коннэли (Whitboume, Connolly, 1999): «Под идентичностью понимается самостоятельная оценка индивидом наличия у себя разнообразных атрибутов, относящихся к физическим и когнитивным способностям, чертам характера и мотивам, а также множества социальных ролей, в том числе работника, члена семьи и гражданина общества». Важно, что идентичность в течение ранней взрослости и дальнейшей жизни не является статичной. Как отмечают вышеупомянутые авторы, переживания и опыт индивида могут ассимилироваться либо способствовать аккомодации идентичности, и это происходит аналогично процессам, предложенным Пиаже для описания когнитивного развития. В свою очередь, создается впечатление, что среди взрослых каждой возрастной группы существуют три основных стиля идентичности: люди, которые, отрываясь от реальности, считают себя неизменными. Они преимущественно склонны к ассимиляции; тег, кто преимущественно склонен к аккомодации и подвержен слишком сильным изменениям под влиянием личного опыта, а также уравновешенные люди, реалистично интегрирующие в своей идентичности и позитивные, и негативные переживания. Последний стиль является наиболее здоровым подходом (Whitbourne, Connolly, 1999). [2, c. 606]

Основные положения Маслоу относительно природы человека

Как отмечалось ранее, гуманистическая психология развилась в значительной степени из протеста против образа человека, превалирующего в традициях психоанализа и бихевиоризма. Ключевое отличие этих других направлений от гуманистической теории предстает наиболее очевидно при рассмотрении основных положений каждого из них.

Свобода—детерминизм. С точки зрения Маслоу, чем старше человек и чем выше он поднялся в иерархии потребностей, тем он свободнее. Когда человек взрослеет, он движется вверх в иерархии потребностей и постепенно создает свою индивидуальность. Рациональность—иррациональность. С точки зрения Маслоу, разумность является основной чертой человека.

Хотя Маслоу принимал во внимание иррациональность, видя ее в противоречиях между потребностями, в компульсивных и непоследовательных действиях, поведение человека для него в большой степени регулируется рациональными силами.

Холизм—элементализм. Все аспекты личности переплетены в объяснении, даваемом Маслоу состояниям человека. Индивид как целое является единственно подходящей целью для психологического исследования. Приверженность Маслоу положению холизма стремится к максимально возможной.

Конституционализм—инвайронментализм. Может показаться, что акцент на свободе, очевидный в теории Маслоу, уменьшает применимость данного положения. Если люди в большой степени свободны в формировании самих себя и творчески определяют свою судьбу, то ни конституция, ни окружение не играют значительной роли в выстраивании поведения человека. Маслоу, однако, приписывал большее значение конституции. Физиологические потребности, явно конституциональные по происхождению, являются основой для всей модели иерархии потребностей при рассмотрении мотивации человека. Кажется даже, что он использует эту концепцию больше для утверждения биологической общности человечества, чем для объяснения индивидуальных различий.

Изменяемость—неизменность. По мере того, как человек поднимается в иерархии потребностей, он становится все более свободен в выборе направлений личностного роста. Когда человек следует этим выбранным направлениям, он обязательно меняется. Следовательно, в теории Маслоу люди обладают способностью решать, какими они хотят стать; так как их рост может идти в различных направлениях, личность непременно меняется.

Субъективность—объективность. Экзистенциальное, феноменологическое, «здесь-и-сейчас» направление в теории Маслоу является доказательством его верности положению субъективности. Хотя Маслоу не ставил субъективность так высоко, как его гуманистически настроенный коллега Карл Роджерс, он определенно полагал, что субъективный опыт человека дает основные факты для психологической науки. Людей нельзя понять без ссылки на их личный мир; для персонолога субъективный опыт более важен, чем наблюдаемое поведение.

Проактивность—реактивность. Утверждение Маслоу, что поведение является результатом взаимодействия между потребностями и окружением, указывает на промежуточную позицию по положению проактивность—реактивность.

Гомеостаз—гетеростаз. Маслоу сильно склоняется к положению гетеростаза: образ человека, идущего к все более высоким вершинам личностного роста является неотъемлемой частью его теории.

Познаваемость—непознаваемость. Как «духовный отец» гуманистического движения, Маслоу стремился к радикально другой психологии — такой, которая обратилась бы непосредственно к образу человечества. Мы вынуждены прийти к такому заключению, потому что человек, в понимании Маслоу, просто непознаваем в традиционной сфере психологической науки. [3 c.501]

Основные положения Эриксона относительно природы человека

Роберт Коулз в биографической работе об Эриксоне написал: «Когда один человек надстраивает теоретическую конструкцию, возведенную другим человеком, он не всегда следует каждому принципу своего предшественника» (Coles, 1970, р. XX). Положения Эриксона в самом деле отличаются от фрейдовских.

Свобода—детерминизм. С точки зрения Эриксона, поведение человека изначально детерминировано. Хотя Эриксон рассматривает ид как биологический фундамент личности, он не всецело привержен детерминизму, как это видно из его теории развития эго. Он рассматривает эго как автономную личностную структуру, которая существенно меняется на отрезке жизни от юности и дальше.

Рациональность—иррациональность. В том, что психосоциальное развитие автономного эго вызывает наибольший теоретический интерес Эриксона, выражается его неизменная приверженность положению рациональности. В его теории мыслительные процессы как таковые представляют главный аспект функционирования эго: это наиболее очевидно проявляется в том, как разрешаются четыре последних психосоциальных кризиса жизненного цикла.

Холизм—элементализм. Сильная приверженность Эриксона положению холизма в описании человека отчетливо видна в его эпигенетической концепции развития, согласно которой люди проходят через восемь стадий психосоциального опыта. На этом пути они пытаются преодолевать наиболее глубокие кризисы — например, кризис эго-идентичности, кризис эго-интеграции — и всегда действуют в пределах матрицы сложнейших личностных, культурных и исторических влияний.

Конституционализм—инвайронментализм. Тяготение Эриксона к инвайронментализму выражается в том, что особое внимание при описании развития личности он уделяет факторам родительского воспитания, культуры и истории. Изменяемость—неизменность. Теория Эриксона, бесспорно, построена на положении изменяемости. Он тщательно обрисовал направление, в котором совершенствуется эго — через определенную последовательность психосоциальных стадий, начиная от рождения, через зрелые годы и в старости до самой смерти.

Согласно Эриксону, жизнь человека характеризуется неизбежными изменениями. Если посмотреть на это в широком контексте истории развития индивида, то мы увидим, что люди в нескончаемой борьбе решают все новые и новые проблемы, связанные с их развитием; они переживают поворотные моменты в своей жизни, приобретают новые качества эго и меняются.

Субъективность—объективность. Основные понятия, использованные Эриксоном для описания психосоциального роста (например, доверие, недоверие, надежда), имеют отношение к значимым субъективным переживаниям человека. Более того, способность каждого человека справиться с данным психосоциальным кризисом зависит от разрешения предыдущего кризиса, которое всегда индивидуально.

Проактивность—реактивность. Индивидуум в системе Эриксона в начале своего развития обладает выраженной реактивностью, но с течением времени, переходя из одной психосоциальной стадии в другую, становится более проактивным.

Гомеостаз—гетеростаз. С точки зрения Эриксона, люди постоянно принимают вызов в ходе каждого психосоциального кризиса и каждый кризис содержит в себе потенциальную возможность для человека вырасти и расширить свои возможности. Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем развитии к следующему. Это движение вперед позволяет, несомненно, увидеть принцип гетеростаза в понимании мотивации человека. Природа человека требует личностного роста и ответа на вызовы, присущие каждой стадии развития.

Познаваемость—непознаваемость. Некоторые признаки принятия положения полной познаваемости природы человеческой личности содержатся в его всеобъемлющей концепции жизненного цикла человека. Тем не менее, тот факт, что он опирается на междисциплинарные исследования, проводимые за рамками «основной» науки, наряду с отсутствием в его теории строго научных методов исследования личности, наводит на предположение о том, что его уверенность в познаваемости человека средствами науки далека от абсолютной. [3 c.235]

Основные положения Роджерса относительно природы человека

Без сомнения, Скиннер и Карл Роджерс являются одними из самых влиятельных американских психологов нашего времени. У них обоих было много последователей. Как главные фигуры, символизирующие глубокий раскол в современной американской психологии на бихевиоризм и феноменологию, Скиннер и Роджерс расходились по многим важным вопросам, но нигде различие не было столь глубоким, как в их точке зрения на человеческую природу. Это различие с наибольшей очевидностью проявляется в их основных положениях, касающихся природы людей. Если вы сравните основные положения Роджерса с положениями, которых придерживался Скиннер, вы обнаружите, что практически по каждому пункту их позиции диаметрально противоположны.

Свобода—детерминизм. Выбор, который делает человек, даже в большей степени, чем признает экзистенциальная философия, определяет, в каком направлении пойдет развитие его личности. Следовательно, Роджерс не сомневается, что люди могут делать свободный выбор и играть активную роль в формировании своей жизни.

В теории Роджерса свобода рассматривается как составная часть тенденции актуализации.

Рациональность—иррациональность. Основной предпосылкой теории Роджерса является то, что человек рационален. Абсурдность многих его поступков, столь очевидная в повседневной жизни, проистекает из-за того, что человечество пребывает «не в согласии» со своей истинной внутренней природой.

Холизм—элементализм. Роджерс был весьма привержен пониманию и изучению человека как гештальта, или единого целого. Действительно, холистический акцент очевиден во всех его рассуждениях.

Конституционализм—инвайронментализм. Теория Роджерса показывает умеренную приверженность конституционализму в самом широком смысле: при тщательном изучении его теоретических трудов поражаешься частому употреблению таких словосочетаний, как «природа человека», «истинное „Я“ человека», «врожденный потенциал человека», которые подразумевают биологическую основу человеческого развития и личности.

Изменяемость—неизменность. Отчетливым признаком приверженности персонолога положению изменяемости является акцент на постоянном личностном росте в его теории. Теория Роджерса как раз демонстрирует такой акцент в концепции тенденции актуализации. С помощью тенденции актуализации все люди, а также все другие живые организмы описываются как беспрестанно растущие, развертывающие свой врожденный потенциал и изменяющиеся в этом процессе. Личностные изменения являются составной частью того, что в теоретической системе Роджерса подразумевается под человеческим бытием.

Субъективность—объективность. По Роджерсу, каждый человек живет в мире богатых, вечно меняющихся, личных, субъективных переживаний, в котором он занимает центральное место. Каждый человек воспринимает мир субъективно и соответственно этому реагирует. В основе системы восприятия лежит Я-концепция.

Проактивность—реактивность. Роджерс утверждал, что поведение человека целенаправленно, устремлено вперед и ориентировано на будущее. Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он в высшей степени проактивен. В теории Роджерса проактивность человека становится еще более очевидной, когда мы рассматриваем энергетический источник поведения всех людей — тенденцию актуализации. Так как этот мотив достижения совершенства присущ всему живому, человечество всегда движется вперед, растет, словом, «проактивируется».

Гомеостаз—гетеростаз. Поскольку это положение касается мотивационного аспекта, нам необходимо вернуться к единственному динамическому конструкту Роджерса, чтобы определить его позицию по этому поводу. Этот конструкт — тенденция актуализации — несомненно, является гетеростатической концепцией.

Познаваемость—непознаваемость. Феноменологическая позиция Роджерса недвусмысленно предполагает, что человек непознаваем в традиционном научном смысле. Положение субъективности является философской сущностью феноменологического направления. Субъективность означает, что каждый человек живет в личном мире переживаний, которые только он имеет возможность адекватно трактовать. Следовательно, нельзя ожидать, что психологическая наука в один прекрасный день полностью поймет тот предмет, который она исследует, а именно человека. [3 c.551]

Сравнительные таблицы концепций личности А. Маслоу, Э. Эриксона, К. Роджерса

Позиция Маслоу по основным положениям, касающимся природы человека


Сильная

Умеренная

Слабая

Средняя

Слабая

Умеренная

Сильная


Свобода

+







Детерминизм

Рациональность

+







Иррациональность

Холизм

+







Элементализм

Конституционализм


+






Инвайронментализм

Изменяемость

+







Неизменность

Субъективность

+







Объективность

Проактивность




+




Реактивность

Гомеостаз







+

Гетеростаз

Познаваемость







+

Непознаваемость

Позиция Эриксона по девяти основным положениям, касающимся природы человека


Сильная

Умеренная

Слабая

Средняя

Слабая

Умеренная

Сильная


Свобода






+


Детерминизм

Рациональность


+






Иррациональность

Холизм

+







Элементализм

Конституционализм







+

Инвайронментализм

Изменяемость

+







Неизменность

Субъективность






+


Объективность

Проактивность


+






Реактивность

Гомеостаз






+


Гетеростаз

Познаваемость


+






Непознаваемость










Позиция Роджерса по девяти основным положениям, касающимся природы человека


Сильная

Умеренная

Слабая

Средняя

Слабая

Умеренная

Сильная


Свобода

+







Детерминизм

Рациональность

+







Иррациональность

Холизм

+







Элементализм

Конституционализм


+






Инвайронментализм

Изменяемость

+







Неизменность

Субъективность

+







Объективность

Проактивность

+







Реактивность

Гомеостаз







+

Гетеростаз

Познаваемость







+

Непознаваемость


1 Франк В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

2 Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2007

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle