Библиографическое описание:

Самойлик Н. А. Обучение в вузе как условие переживания кризиса идентичности [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 121-123.

В условиях современного общества актуализируется проблема полноценно и эффективно функционирующей личности, проявляемой во всем многообразии ее качеств и свойств. Очевидно, что одним из важнейших критериев личностной сформированности в психологической науке считается достижение идентичности, способствующей и в итоге приводящей к осознанию своей уникальности, возможностей и перспектив, к самоуважению и самоуверенности. Наиболее остро данная проблема стоит в период ранней юности, когда происходит окончательное самоопределение и выработка стратегий и жизненных планов будущего, осуществляемых в процессе обучения в вузе.

Современные исследования [; ] системы высшего образования убедительно обосновывают специфику обучения в вузе, выступающую в качестве условия возникновения и переживания кризиса идентичности. Рассмотрим данные условия более подробно.

Возникновение и переживание кризиса идентичности в юношеском возрасте в период обучения в вузе во многом детерминируется характером и спецификой осуществляемой студентами учебно-профессиональной деятельности. Основные цели учебно-профессионального обучения в системе профессионального развития представлены в работе О.В. Денисовой []. Такими целями являются: во-первых, адаптировать будущего специалиста к системе образования, профессиональному образу мыслей и образу действий, во-вторых, сформировать готовность к профессиональной деятельности, развить личность профессионала. Автор при этом отмечает, что фундаментальным условиям личностно-профессионального развития специалиста является повышение уровня его профессионального самосознания, становление его «профессионального Я», обретение им профессиональной идентичности.

Специфика учебно-профессиональной деятельности как ведущего фактора позитивного развития в юношеском возрасте изучалась С.Р. Зениной []. Исследователь предлагает дифференцировать критерии, позволяющие определять уровень сформированности учебно-профессиональной деятельности у студентов в процессе обучения в вузе. К таким критериям относится: наличие субъектно-преобразовательного мотива, характеризирующего способность к структурированию ситуации, обнаруживая при этом образцы для изменения себя; отражение в сознании целенаправленной деятельности реализуется через использование учебно-профессиональных действий, основу которых составляют самооценка и самоконтроль овладения профессиональными навыками; рефлексия, как новообразование предыдущих возрастных этапов, заключается в осознании своего функционирования в условиях вуза.

В работе М.В. Овчинникова [] показано, что учебно-профессиональная деятельность состоит из трех этапов, каждый из которых имеет свою специфику. На первом этапе планомерно реализуется собственно учебно-познавательная, основное содержание которой представляет овладение студентами теоретическими знаниями и конкретными практическими умениями. При этом важной характеристикой данного этапа является адаптация к новой учебной ситуации. В течение следующего учебно-профессиональной деятельности ведущее значение приобретает учебно-исследовательская деятельность студентов, содержание которой качественно изменяется в сторону приобретения творческих навыков решения практических задач. Представленные выше этапы обучения в учебном заведении логически приводят к заключительному периоду, именуемом автором как «учебно-профессиональная деятельность». На данном этапе уже сформировано целостное представление о своей будущей профессиональной деятельности и принятии ее как личностно значимой и необходимой. Предложенные автором этапы овладения учебно-профессиональной деятельности способствует становлению у студентов профессиональной идентичности, обращенной в большей степени в будущее.

Успех учебной деятельности, определяющий специфику переживания кризиса идентичности в период обучения в вузе, во многом зависит от успеваемости, которая в свою очередь состоит из интеллектуального развития, интересов и преобладающих мотивов []. Поэтому одним из условий переживания кризиса идентичности в период обучения в высшем учебном заведении является мотивация студентов, которая выполняет важную роль в обучении. С точки зрения А.Г. Бугрименко [], в мотивации студента преобладает сочетание познавательной и профессиональной мотивации. Однако, именно обучение в вузе способствует формированию внутренней мотивации, направленной на когнитивную гибкость, рост самоуважения и преобладание позитивных эмоций, снижающих в целом переживания кризиса идентичности у юношей.

Основополагающим мотивом обучения в вузе становится потребность в достижении. Однако, если данный мотив не удовлетворяется в образовательной среде вуза, то он постепенно смещается на другие сферы жизни, в результате чего исчезает интерес к обучению, а значит, изменяется отношение к учебной деятельности, что способствует усилению переживания кризиса идентичности.

Изучению влиянию неуспеха на содержание личностной идентичности в период обучения в вузе посвящено исследование Ю.Э. Макаревской [], замечающей, что именно в юношеском возрасте в процессе обучения в вузе развитие идентичности характеризуется рядом особенностей. К таковым автор относит: специфика самоидентификации личности (осознание целостности и уникальности личностного Я); развитие абстрактного мышления, и, как следствие, углубление сознательно-рефлексивных процессов; дифференциация смысложизненных ориентаций личности. Именно продолжительный успех у юношей, получающих высшее образование, становится центральным фактором, существенно влияющим на достижения, как в учебной деятельности, так и за ее пределами. Успех в учебной деятельности обуславливает специфику смысложизненных ориентаций, которые во многом направлены в будущее, а также уверенность в себе.

Исследование отношения студентов к учебной деятельности в системе высшего образования проводилось О.А. Ворониной []. Отношение студентов к учебной деятельности определяется автором как «особый вид связи субъекта учения с осуществляемой деятельностью, характеризующейся с эмоциональной стороны ее принятием или непринятием, с содержательной – системой мотивов и проявляющийся в поведении через результаты деятельности» (там же, с.10). Интегральным показателем отношения студентов к учебной деятельности в вузе является регуляторно-личностные свойства студентов, функциональные изменения которых приводят к снижению эффективности обучения, а значит являются условием переживания кризиса идентичности при обучении в вузе.

Данные особенности обучения в высшем учебном заведении во многом определяют специфику формирования профессиональной идентичности юношей и девушек.

Динамика становления профессиональной идентичности в течение обучения у студентов педагогического вуза подробно разработана Ю.П. Поваренковым []. Автор предлагает выделять следующие этапы становления профессиональной идентичности у студентов. На первом курсе обучения юноша до определенного момента продолжает ощущать себя школьником, что психологически проявляется в неспособности вчерашнего ученика осознать себя студентом. Оценка всего происходящего происходит с позиции предыдущего опыта. Как справедливо замечает У.С. Родыгина [], на первом курсе кризис начинается после первой сессии и может быть охарактеризован как эмоциональный, связанный со снижением положительных эмоций относительно выбранной профессии. Подобную позицию высказывает Б.С. Волков [], отмечая, что студенты первого курса в большинстве своем опираются на идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реальностью резко изменяются и способствуют усугублению переживания кризиса идентичности у юношей.

К окончанию первого курса, под действием разного рода факторов, у студента складывается представление о невозможности дальше реализовывать так называемую «школьную идентичность». Однако, успешное преодоление школьной идентичности пока затруднено в силу противоречивой и нестабильной Я-концепции. Уже к окончанию второго курса у студентов начинает складываться студенческая (академическая) идентичность, сопровождаемая ростом большинства самооценочных показателей, фиксацией социального статуса в учебной группе и стиля студенческой жизнедеятельности [].

В течение четвертого и пятого курсов под влиянием производственной практики у студентов начинает складываться собственно профессиональная идентичность, которая во многом является еще нестабильной. Это связано, прежде всего, «с незавершенностью формирования профессиональной идентичности и переживается студентами как неготовность к самостоятельной профессиональной деятельности и ощущением страха перед будущим и профессиональными перспективами в частности» [, с. 57].

На основе полученных результатов психодиагностики, У.С. Родыгина отмечает, что к пятому курсу резко снижаются многие показатели, отражающие профессиональную идентичность студентов. Среди таких показателей автор называет «тяжелое психическое состояние и сильные эмоциональные переживания выпускников, связанные с вступлением в самостоятельную профессиональную деятельность и снижением положительных эмоций относительно профессии» [, с. 42].

В работе Л.Г. Матвеевой [] изучалось становление профессиональной идентичности у студентов, обучающихся по специальности «клиническая психология». Автором представлены основные закономерности становления профессиональной идентичности, среди которых осознание имеющихся противоречий между образом Я и образом Я-профессионал, а также конструктивному разрешению данного противоречия. Факторами разрешения данного противоречия в системе высшего образования, а значит и стабилизации идентичности, является изменения в мотивационно-потребностной сфере и спецификой межличностных отношений с преподавателями учебного заведения.

Одно из важных условий переживания кризиса идентичности в системе высшего образования представлено в работе Ю.А. Кумыриной []. Согласно авторской позиции, формированию профессиональной идентичности у студентов является включенность их в профессиональное сообщество, которое способствует приобщению к профессиональной деятельности и ориентирует студентов на дальнейшее личностно-профессиональное развитие.

Согласно Ю.П. Поваренкову [], основными показателями сформированной профессиональной идентичности являются принятие себя как профессионала, конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей, а также системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности.

Таким образом, обучение в вузе может выступать в качестве условия возникновения и переживания кризиса идентичности в раннем юношеском возрасте. Данный постулат во многом связан со спецификой обучения в вузе, заключающийся в особенностях учебно-профессиональной деятельности, принципиально влияющей на личностно-профессиональное развитие, а также становление профессиональной идентичности. Динамика учебно-профессиональной деятельности, ведущей в период студенчества, наглядно показывает становление профессиональной идентичности и уменьшению переживаний, связанных с новым жизненным этапом молодых людей.


Литература:
  1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.

  2. Бугрименко, А.Г. Соотношение образа «Я» и внутренней учебной мотивацией студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2007.

  3. Волков, Б.С. Психология юности и молодости. – М.: Академический Проект: Трикста, 2006.

  4. Воронина, О.А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. – Курск, 2008.

  5. Денисова, О.В. Становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. –Екатеринбург, 2008.

  6. Зенина, С.Р. Психологические факторы становления учебно-профессиональной деятельности студентов вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – СПб., 2009.

  7. Кумырина, Ю.А. Социально-психологический компонент профессиональной идентичности студентов-юристов: автореф. дис…канд. психол. наук: 19.00.05 – Ярославль, 2005.

  8. Макаревская, Ю.Э. Влияние продолжительного неуспеха на личностную идентичность: На материале студенческого возраста: автореф. дис…канд. психол. наук 19.00.07. – Краснодар, 2006.

  9. Матвеева, Л.Г. Становление профессиональной идентичности клинических психологов: автореф. дис…канд. психол. наук 19.00.01. – Челябинск, 2003. – 21 с.

  10. Овчинников, М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07. – Екатеринбург, 2008.

  11. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности. //Сибирский психологический журнал. – 2006. - №24. – С.53-58.

  12. Родыгина, У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов. //Психологическая наука и образование. – 2007. - №4. – С. 39-51.

  13. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной идентичности, переживания кризиса идентичности, учебной деятельности, учебно-профессиональной деятельности, становления профессиональной идентичности, становление профессиональной идентичности, формирования профессиональной идентичности, Становление профессиональной идентичности, условий переживания кризиса, психологического кризиса, студентов профессиональной идентичности, высшего образования, профессиональной идентичности студентов, профессиональной идентичности юношей, переживание кризиса идентичности, период обучения, профессиональной идентичности студента-медика, профессиональной идентичности студентов-юристов, формированию профессиональной идентичности, профессиональной идентичности клинических.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle