Библиографическое описание:

Искакова М. С. Использование активных и интерактивных методов при обучении психологии в Южно-Казахстанском государственном университете им М.О. Ауезова [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 98-102.

Целями и задачами кафедры «Общая психология» в учебно-воспитательном процессе ВУЗа являются:

  1. Формирование творческой личности и высококвалифицированного специалиста, психологическое просвещение студентов.

  2. Совершенствование содержания и качества преподаваемых психологических дисциплин.

  3. Формирование у студентов определенных качеств личности, т.к. умение непрырывно учиться, общаться, управлять, жить по законам морали, вызывать уважение других, обладать высокой общей культурой, уметь пользоваться современными технологиями .

  4. Обеспечить подготовку студентов к профессиональной деятельности .

Сейчас требования к личности изменились. Личность на данном этапе имеет больше шансов успешно реализоваться в личном и профессиональном пространстве. Творческий, креативный подход к процессу обучения и получение профессиональных знаний является базой для быстрой адаптации, активизации умения ориентироваться в изменяющихся условиях. Мозг скорее ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок. Кафедра является структурным подразделением ВУЗа и осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую работу по психологическим дисциплинам, также ведет повышение квалификации преподавателей и воспитательную работу среди студентов. При кафедре функционирует магистратура по специальности «Психология».

Циклы читаемых дисциплин: Психология, Самопознание, Пед.психология, Психодиагностика, Теория и метод. межличн. отношений, Психология высшей школы, Психология обучения, Возрастная психология. Кафедра имеет 4 кабинета Самопознания в корпусах университета, оснащенные телевизорами и DVD. Один из кабинетов оснащен интерактивной доской. Занятия ведутся во всех корпусах университета соответственно расписанию факультетов. Технические средства обучения в учебном процессе применяются очень широко и свободно оперируются преподавателями. Арсенал мультимедийных средств обучения собран по всем темам читаемых дисциплин. Трудности адаптации студента к новой системе обучения (Кредитное технология обучения ) связаны с ускоренным ростом объема информации, которую, в любом случае, всю охватить невозможно, т.к. возможности человеческого восприятия небезграничны. Студент жалуется на неуспевание. И это правда. Усвоить весь учебный материал без навыков рациональной работы, неумения распределять силы в умственном труде приводит к «информационному неврозу»–потери зрения, стрессу, депрессии, срывам, психологическому истощению, негативизму, стрельбе и др.

Активные и интерактивные методы обучения призваны решить проблему информационного невроза – студент сам выбирает или не выбирает самообразование, у него развивается желание постоянно овладевать знаниями и применять их в практике . Преподавателю трудно, он должен быть компетентным в специальности и удовлетворять жажду знаний студентов. Использование интерактивных методов самый перспективный путь обучения студентов. Трудно в начале пути, но стремление повышать познавательную активность студентов и возникновение обратной связи, (а именно интереса к деятельности) с лихвой окупают всяческие трудности.

Дидактическое проектирование предметного содержания психологических дисциплин реализуется использованием активных и интерактивных методов обучения .

На кафедре «Общая психология» по сравнению с 2009-2010г. внедрено в уч,процесс на 63% больше методов инновационных обучения. Активные и интерактивные методы активно используются на аудиторных внеаудиторных занятиях.

Внедрение активных и интерактивных методов обучения на кафедре «Общая психология» в 2010-2011уч. году

Вид занятия

Общ.кол-во аудиторных часов

Презентация

Круглый стол

Кейсовые задачи

Конференция

Семинар

Тренинг

Мозговая атака

Деловая игра

Драматизация

Лекции

1198

1198

342

30

100

-

-

152

-

5

Практ.занятия

2874

2874

672

10

700

300

92

205

560

5

СРСП

1950

1950

848

52

400

200

25

75

345

5

Итого

6022

6022

1862

92

1200

500

117

432

905

15


100%

100%

30,91%

1,52%

19,92%

8,30%

1,94%

7,12%

15,02%

0,24%

Внедрение активных и интерактивных методов обучения на кафедре «Общая психология» в 2010-2011уч. году

Вид занятия

Общее

Количество аудиторных часов

Презентация


Круглый стол

Кейсовые задачи

Конференция

Семинар


Тренинг

Мозговая атака

Деловая игра

Драматизация

Лекция

2093

1000

70

-

15

-

-

21

8

-

Практические занятия

5944

302

129

-

55

38

-

30

30

-

СРСП

2046

504

102

-

50

32

-

9

32

-

Итого

6022

1806

301

-

1200

70

-

60

70

-

%

100%

30%

5%

0%

2%

1%

0%

0,5%

1%

0%

Активные методы обучения побуждают к мыслительной деятельности. Они направлены на запоминание и воспроизведение студентам и знаний и умений. При проведении лекционных занятий, практических и СРСП (показывать презентации) используеться презентатация.

Презентация – лекция учит организации содержание передаваемого материала, поиску главной информации в материале, совершенствованию мультимедийной компетенции студента.

Презентации важны при СРСП во внеаудиторное время . Студент самостоятельно или в группе просматривает презентацию, отвечает на вопросы праподавателя, она может переходить в обсуждение с использованием приема рефлексии. Лектор знакомит с презентативной работой и в последствии студент на СРСП сам становится конструктором презентации или группового проекта.

В процессе опосредованного саморазвития индивида формируется его ин­дивидуальность, которая проявляется в чертах характера, системе ценностей, интеллектуальных способностях, направленности мотивов и интересов, внеш­них особенностей.

Следовательно, понятие «личность» выражает социальную сущность чело­века, в то время как понятие «индивид и индивидуальность» свидетельствует об их природном аспекте. Из вышесказанного вытекает, что личностно-ориентированное обучение направлено на учащегося как социальное существо для удовлетворения его познавательных потребностей развития и легитимно­сти. Индивидуализация обучения - это учет в этом процессе индивидуальных психологических и возрастных характеристик учащихся, т.е. их способностей, потребностей и интересов, вида памяти, стиля мышления, качеств, ведущего типа деятельности.

По мнению российского педагога В.В. Серикова, личность - это способ­ность человека занимать определенную позицию. Исходя из такого понимания личности, он выделяет ряд диагностических функций в реализации его способ­ностей:

  • избирательность (способность к выбору);

  • рефлексию (умение оценивать свою жизнь);

  • бытийностъ (поиск смысла жизни и творчества):

  • ответственность;

  • автономность;

- формирующую функцию (формирование образа «Я») /70/.

Таким образом, целью личностно-ориентированного обучения является создание благоприятных условий для полноценного развития всех перечислен­ных функций индивидуума, концентрация на личностных свойствах как родо­вой сущности человека.

Все это предполагает радикальную перестройку традиционно образова­тельной технологии в соответствии с парадигмой личностно-ориентированного обучения, условиями реализации которого является ряд взаимосвязанных мер, а именно:

  • создание психологического климата доверия между субъектами педаго­гического процесса;

  • обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участни­ками учебно-воспитательного процесса;

  • актуализация мотивационных ресурсов учения;

  • развитие у практических работников личностных установок, наиболее адекватных гуманному обучению;

  • помощь педагогам и учащимся в личностном развитии.

Поиск наиболее оптимальных и рациональных форм и методов обучения должен базироваться прежде всего на личностном подходе в обучении и воспитании учащихся.

  • В последнее время все больший интерес вызывают методы обучения, спо­собствующие проявлению скрытых творческих возможностей студентов и ак­тивизирующие учебный процесс. Одним из таких методов является модерация - ориентированная на цель работа в группе (коллективе) и с группой (коллек­тивом). Модерация не рассматривается нами в качестве образовательной технологии, это, современный метод, тесно связанный с технологией личностно-ориентированного обучения. Инструментарий этого метода позволяет обобщать опыт и творческий потенциал студентов для решения поставленных проблем на основе использования их теоретических и практических знаний. Применение метода модерации имеет цель заставить студентов действовать в одной команде для решения в кратчайшие сроки конкретных проблем или де­ловых ситуаций. Проблема должна решаться поэтапно: от ее постановки до коллективного обсуждения. Студенты учатся открытому обмену идеями, кри­тике и оценке, привыкают проявлять инициативу в дискуссиях.

Модератор (преподаватель) берет на себя управление работой группы сту­дентов, не оказывая на них давления. Модератор должен активизировать по­тенциал всех участников дискуссии, способствовать разрешению проблемы, предоставлять методы, ведущие к цели, помогать группе работать. Мероприя­тия по модерации включают в себя обсуждение поставленной цели, разбивку группы на микрогруппы, формулировку вопросов, дискуссии внутри микро­групп, ознакомление с результатами дискуссий и их обсуждение в группе в це­лом, подведение итогов.

Во время дискуссий перед модератором стоит задача ненавязчиво руково­дить работой группы с тем, чтобы студенты сами могли решать поставленные задачи. Преподаватель должен тщательно продумать план и регламент дискус­сий, контролировать время и используемые методы.

Непременная составляющая метода модерации – это использование на­глядных пособий. Демонстрационная доска должна быть приспособлена для размещения на ней плакатов, разноцветных карточек, рисунков, графиков и т.п. Например, использование карточек предполагает следующее:

- оформление карточек (на карточках содержатся вопросы, а каждый уча­стник обсуждения должен написать на них свое предложение);

-сортировку карточек (карточки могут быть сгруппированы по сходству ответов или по другим признакам) и объединение их в блоки;

- оценка блоков. Участники дискуссии вначале оценивают варианты ре­шения про себя, а затем каждый участник вслух дает свою оценку, отме­чая соответствующий пункт на карточках.

Модерационный процесс включает в себя несколько этапов. На первом этапе происходит предложение идей и необходимо обсудить как можно больше идей участников. Модератор регулирует поток идей, фиксирует их, прикрепля­ет заполненные карточки к демонстрационному стенду.

Следующий этап - это фиксирование высказываний студентов по обсуж­даемой теме. Если студент не может четко сформулировать мысль, нужно по­мочь ему в этом. Наконец, необходимо подытожить и сгруппировать предло­жения участников обсуждения.

Процесс модерации опирается на идеи активного сотрудничества и терпи­мости к чужому мнению. Все участники дискуссии равноправны, нужно дать высказаться всем и всех выслушать, нельзя оказывать давление на участников с целью объединить их мнения.

Процесс модерации значительно облегчается, если вопросы сформулиро­ваны предельно четко. При постановке вопросов необходимо исходить из сле­дующей предпосылки: «в человеке заложены знания, надо только правильно задать вопрос, чтобы выявить их». Желательно, чтобы вопросы носили про­блемный характер, чтобы рождали у участников дискуссии новые идеи и пред­ложения.

Для проведения занятий с использованием модерационного метода нужно иметь следующие материалы: 10 карточек на каждого участника из разноцвет­ной бумаги, фломастеры для каждого участника, плакаты, размещаемые на де­монстрационном стенде, ножницы, клеящий карандаш, булавки. Все это необ­ходимо для усиления наглядности в ходе проводимых обсуждений.

Поскольку метод модерации применяется в ходе проведения учебных за­нятий, постольку необходимо уделить внимание оценке знаний студентов и их умения решать поставленные задачи. Причем следует оценить как работу от­дельного студента, так и работу микрогрупп. Количество параметров, по кото­рым оценивается вклад каждого участника и группы, можно варьировать.

В последние годы этот метод стал использоваться и в казахстанских вузах, его преимуществом является его доступность, незагруженность техническими средствами. В то же время как по­казывает опыт некоторых педагогов, этот метод получил большую популяр­ность среди студентов.

Мы изучали восприятие и оценку студентами активных и интерактивных методов обучения. Было опрошено 60 студентов. Результаты исследования приведены в виде гистограмме.

Оценка студентами активных методов обучения

Самым эффективным из предложенных нами методов, по мнению опрошенных, является метод мозгового штурма. Например, как оказалось, некоторые студенты не могли вспомнить, в чём заключается метод кейсов, несмотря на то, что он к ним применялся. Метод мозгового штурма давно зарекомендовал себя, как очень эффективный, что и подтверждается в нашем исследовании. Студенты считают точно так же. Настолько же высоко они оценили и интерес участия в методе.

Следующим по эффективности после метода мозгового штурма оказался метод дискуссии.

И, наконец, наименее эффективным студенты назвали метод кейсов. Вполне возможно, что это связано с не совсем чётким пониманием сути метода и его задач, т.к. ни один из опрошенных студентов не смог ответить на вопрос благодаря каким психологическим механизмам обеспечивается эффективность данного метода. Зато этот метод, по мнению студентов, оказался самым интересным. Вероятно, это объясняется тем, что данный метод является наиболее индивидуализированным из предложенных нами. Проблемные ситуации, которые даются студентам для разбора, в большинстве своём, затрагивают каждого, студент проектирует её на себя и старается найти оптимальный выход.

Оценка эффективности метода и интерес участия в методе, за исключением метода кейсов, практически одинаковы. Из этого можно сделать вывод о том, что студент оценивают эффективность метода по своим эмоциональным впечатлениям и объединяют их в одно целое.

Студенты достаточно высоко оценивают эффективность активных методов обучения в целом и им интересно принимать участие в занятиях с их применением.

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Студенты воспринимают методы активного обучения без искажений, знают процедуры проведения, в полной мере понимают их суть, достоинства и недостатки.

  2. Лучше всего из предложенных методов активного обучения студенты воспринимают метод дискуссии.

  3. Студенты высоко оценивают эффективность и интерес методов активного обучения.

  4. Студенты считают наиболее эффективным из предложенных методов активного обучения метод мозгового штурма.

  5. Студенты считают наиболее интересным из предложенных методов активного обучения метод кейсов


Литература:

  1. Методика преподавания психологии. г.Шымкент 2008г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle