Библиографическое описание:

Попов В. Н., Рыжкова Т. Ю. Особенности социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребёнка [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 46-51.

По состоянию на начало 2010 года, в городе Санкт- Петербурге функционировали 12 психоневрологических домов ребенка мощностью 1140 мест, в которых воспитывался 981 ребенок в возрасте от 7 дней до 4 лет (в 2006 г. – 1178 детей, в 2008 г. –1072 ребенка, в 2009 г. – 1003). Из них 746 детей являлись детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, а 271 ребенок имел инвалидность. Данные медицинского обследования, представленные Комитетом по здравоохранению, свидетельствуют о высокой доле хронической патологии среди воспитанников домов ребенка. Подавляющее число детей (951 ребенок) отстают в психическом развитии, каждый четвертый ребенок – с расстройством питания, 51% детей отстают в физическом развитии, 10% детей страдают анемией [2].

Практически у всех детей неблагополучный анамнез: пороки развития, алкогольная или наркотическая интоксикация, внутриутробная инфекция, недоношенность. Большая часть воспитанников имеет сочетанную патологию со стороны центральной нервной системы. Поэтому у этих детей особенно важно контролировать уровень психомоторного и социального развития для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий для их полноценного развития.

Первым этапом организации индивидуальной абилитации малыша, воспитывающегося в условиях психоневрологического дома ребёнка, является своевременная и адекватная диагностика нарушений психомоторного и социального развития. Особое значение имеет выбор методов исследования. Лонгитюдное наблюдение и анализ этих параметров позволяют в сочетании с клиническими данными не только оценить, но и прогнозировать темпы нервно-психического развития [3, с.20].

В психоневрологическом Доме ребёнка № 6 работают педагоги-психологи, врач невролог, врач восстановительной медицины, педиатры, учителя-дефектологи, медицинский и педагогический персонал. Основной задачей сотрудников учреждения является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с проблемами в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Целью нашего исследования было получение данных об уровне социального развития детей в возрасте от 3-х месяцев до 4-х лет и проведение сравнительного анализа социального развития доношенных и недоношенных 1-й степени (35- 37 неделя гестации) мальчиков и девочек, воспитывающихся в Доме ребенка. Изучаемые дети не имели пороков развития, грубой соматической патологии и нарушений опорно-двигательного аппарата. Исследование проводилось в Санкт-Петербургском ГУЗ «Психоневрологический дом ребенка №6» Василеостровского района в течение более 6 лет (с ноября 2004 года по настоящее время). Наблюдалась динамика развития у 109 мальчиков (84 доношенных и 25 недоношенных) и 58 девочек (46 доношенных и 12 недоношенных) в возрасте от 5 дней до 4-х лет. Диагностика уровня социального развития детей проводилась в соответствии с эпикризными сроками: на первом году жизни - ежемесячно, на втором году- 1 раз в 3 месяца, после 2-х лет- 1 раз в 6 месяцев. Дети обследовались по модифицированной шкале измерения социальной компетенции Долла (Doll E.) [1, с.82-91].

На базе имеющихся шкал была разработана авторская числовая шкала и график развития ребенка, куда заносились результаты обследования. Это позволило на каждого ребенка вычерчивать график индивидуального развития. На основании собранного материала была составлена авторская (Т.Ю. Рыжкова) сводная таблица социального развития. В ней были отмечены наибольший и наименьший показатели, а также определён средний показатель развития. Определение средних показателей развития позволило брать на особый учет и контроль тех малышей, чьи показатели были ниже средних. По средним показателям был изображён график развития, на котором была отражена динамика социального развития доношенных и недоношенных мальчиков и девочек. Исследование выявило сходство и различия в развитии мальчиков и девочек, воспитывающихся в условиях Дома ребенка. Это позволило более адекватно планировать работу с детьми по стимуляции их социального развития.


Динамика социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического Дома ребенка № 6.


На представленных графиках социального развития доношенных и недоношенных мальчиков можно наблюдать в 3-х месячном возрасте значительное отставание уровня социального развития недоношенных мальчиков от доношенных (на 12 баллов). Развитие всех мальчиков в возрасте до 1-го года проходит по стремительно нарастающей кривой. К 1,6 годам у них снижается темп развития. С 2-х до 3-х лет наблюдается скачкообразное развитие как у доношенных, так и у недоношенных мальчиков. В 2,6 года доношенные мальчики незначительно опережают по уровню социального развития недоношенных мальчиков (на 1 балл). К 4 годам это опережение становится отчётливым (на 9 баллов).

Значительное отставание по уровню социального развития недоношенных девочек от доношенных отмечается уже в возрасте 3-х месяцев. К 1 году это отставание нарастает и достигает 19 баллов. Социальное развитие всех девочек в возрасте до 1-го года проходит по стремительно нарастающей кривой. К 1,6 годам у них снижается темп развития. С 2-х до 4-х лет наблюдается скачкообразное развитие как доношенных, так и недоношенных девочек. В 3,6 года недоношенные девочки незначительно опережают по уровню социального развития доношенных (на 1 балл). К 4 годам доношенные девочки незначительно (на 2 балла) опережают по уровню социального развития недоношенных девочек.

При рассмотрении социального развития доношенных мальчиков и доношенных девочек можно отметить следующее. В возрасте до 1 года оно проходит у них по стремительно нарастающей кривой. В возрасте 3-х месяцев доношенные девочки незначительно отстают по уровню социального развития от мальчиков (на 2 балла). К 1 году доношенные девочки незначительно опережают мальчиков (на 2 балла). К 1,6 годам у мальчиков и девочек снижается темп развития. С 2 до 3 лет наблюдается скачкообразное развитие, как у доношенных мальчиков, так и у доношенных девочек. С 3 лет у доношенных мальчиков наблюдается повышение уровня социального развития по плавно нарастающей кривой. У доношенных девочек отмечается скачкообразное развитие. К 4 годам доношенные девочки значительно опережают по уровню социального развития доношенных мальчиков (на 12 баллов).

При сравнении социального развития недоношенных мальчиков и недоношенных девочек выявляются следующие особенности. В возрасте до 1 года оно также как у доношенных детей, проходит по стремительно нарастающей кривой. В 3-х месячном возрасте как мальчики, так и девочки имеют равные показатели уровня социального развития. К 1 году недоношенные мальчики значительно опережают по своим показателям девочек (на 10 баллов). К 1,6 годам девочки и мальчики снижают темп развития. С 2-х до 3-х лет наблюдается скачкообразное развитие, как у недоношенных мальчиков, так и у недоношенных девочек. С 3 лет у недоношенных девочек наблюдается повышение уровня социального развития по нарастающей кривой. У недоношенных мальчиков отмечается скачкообразное развитие. К 4 годам недоношенные девочки значительно опережают по уровню социального развития недоношенных мальчиков (на 20 баллов).

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы: у всех детей, воспитывающихся в психоневрологическом Доме ребенка № 6, отмечается значительное улучшение показателей уровня социального развития в возрасте с 3-х месяцев до 4-х лет. Наблюдается отчётливая положительная динамика в социальном развитии в возрасте до 1 года. Однако к полутора годам регистрируется снижение темпов социального развития. Это объясняется их адаптацией к новым условиям проживания в других группах с детьми, в основном, старше их по возрасту. У всех детей с 1,6 до 3 лет имеет место скачкообразный уровень социального развития. Следует подчеркнуть, что девочки к 4 годам значительно опережают мальчиков по уровню социального развития.

В заключение необходимо отметить, что результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что уровень социального развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка ниже, чем домашних нормально развивающихся сверстников. Тем не менее, у всех наблюдаемых малышей констатировано значительное улучшение показателей социального развития. Этому способствует своевременная диагностика уровня социального и психомоторного развития детей по модифицированным шкалам социального развития Долла (Doll Е.). Всесторонняя оценка развития каждого ребенка позволяет более адекватно реализовывать индивидуальные меры абилитации, направленные на профилактику интеллектуально-личностной неполноценности.


Литература:
  1. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. СПб.: Речь, 2001
  2. Доклад: Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге. 2009 год. Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга. Региональный центр "Семья". Раздел доклада: 9. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Пункт: Дети, находящиеся на полном государственном обеспечении в учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты населения и образования.

  3. Попов В.Н. Динамика психомоторного развития детей в связи с задачами их абилитации в психоневрологическом доме ребёнка. Автореф. дисс. канд. мед. наук. СПб, 1998.

Основные термины: социального развития, уровню социального развития, социального развития недоношенных, уровня социального развития, развития детей, социального развития детей, недоношенных мальчиков, развития недоношенных мальчиков, недоношенных девочек, темп развития, развития недоношенных девочек, уровень социального развития, скачкообразное развитие, психомоторного развития детей, развития ребенка, условиях Дома ребенка, Особенности социального развития, повышение уровня социального, доношенные девочки незначительно, 3-х месяцев

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle