Библиографическое описание:

Белянкина В. А. Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 4-9.

Исторически сложилось так, что Россия является многонациональной страной. Каждый ее гражданин постоянно находится в том или ином поликультурном пространстве в ходе семейно-бытовой, общественной, учебной, профессиональной, служебной деятельности. Включаясь в полиэтнические составы различных социальных институтов (семьи, образования и т.д.), важно уметь взаимодействовать с представителями разных национальных культур [2].

В настоящее время одной из актуальных проблем обучения и воспитания сотрудников (курсантов) является формирование и всестороннее развитие личности в системе этнических отношений. Правоохранительные органы ставят перед собой задачу формирования культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе совместной деятельности [4].

Анализ отечественных эмпирических исследований, касающихся проблем межэтнического взаимодействия позволяет сделать вывод о том, что большинство отечественных работ (Лебедевой Н.М., Левкович В.П., Бороноева А.О., Павленко В.П., Стефаненко Т.Г., Платонов Ю.П.) в данной области, в той или иной степени затрагивали проблему этнической идентичности или этнического самосознания. Разные специалисты связывали с особенностями межэтнических отношений различные аспекты этнической идентичности, но через все эти исследования красной нитью проходит идея о том, что негативная этническая идентичность не может быть связана с гармоничными и толерантными межэтническими отношениями.

Одной из важных составляющих сознания личности является этническая идентичность. Объективными причинами роста этнической идентичности во второй половине ХХ века являются поиск ориентиров и стабильности в изменяющемся мире, межэтнических контактов, как непосредственных, так и опосредованных. Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, так как ее восприятие и формирование наиболее ярко проявляется через сравнение [7]. Значимость обращения к проблеме этнической идентичности определяется также и тем, какое место в общей структуре личности занимает этот феномен. Многие авторы подчеркивают, что идентичность (в том числе и этническая) является одним из факторов, образующих психологическую основу сознательного поведения. Не случайно, достижение гармоничного состояния внутреннего мира предполагает наличие у человека способности ответить на три вопроса, характеризующих его идентичность и самоопределение: «Кто я?», «Какой я?», «Что и как я делаю?»[3]. Нельзя забывать, что идентичность — это и личностный, и социальный феномен. Кросс-культурные различия — это, скорее, вопрос степени, чем качества. Кросс-культурная перспектива возродила интерес к социальным аспектам «я» и к тому, в какой степени люди определяют себя в отношениях с другими людьми и социальными группами. Центральная идея этой перспективы состоит в том, что идентификация — это не просто аффилиация и альянсы между «я» и другими, но и то, каким способом конструируется «я». Социальное «я» репрезентирует расширение «я-концепции» до чего-то более инклюзивного, нежели индивидуальная личность. [7]. Рассматривая этническую идентичность нельзя не сказать о социальной идентичности, где часть “Я-концепции” индивида возникает из осознания им своего членства в социальной группе вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству[1].

Согласно теории самокатегоризации Дж. Тернера в основе межгруппового восприятия и взаимодействия лежит процесс категоризации. Категоризация – это процесс отнесения субъектом восприятия окружающих к какой-либо социальной группе. Категоризация окружающих сопровождается самокатегоризацией субъекта восприятия в одну из рассматриваемых групп. В основу самокатегоризации положен принцип мета-контраста. Группа объектов может быть отнесена к одной категории, если различия между ними меньше, чем различия между ними и другой группой объектов. На основе этих процессов формируется этническая идентичность[8].

Сотрудник ОВД представляет собой многофакторную структуру качеств и свойств, характеризующих его как индивида, личность, субъекта деятельности и индивидуальность. От степени проявления совокупности всех свойств на этих уровнях, меры согласованности между ними, зависит успешность деятельности специалиста правоохранительной системы, уровень его мастерства, в конечном счете – его эффективность [5].

Особое место в структуре способностей личности курсантов ВУЗов МВД России занимает понятие «компетентность». Анализ понятия «компетентность» позволил нам сделать вывод, что компетентность - совокупность компетенций, наличие определенных знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области – то есть профессиональной служебной деятельности. Компетентность несет в себе не только когнитивную и операциональную — технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Мы же считаем, что понятие компетентность должна быть рассмотрена в рамках - этноса, культуры – этнокультуральная компетентность, которая позволяет считать, что естественными являются не только ценности и культура своей группы, но и ценности, культура, обычаи и поведение другой группы.

В статье Кристофера Эрли и Элейн Мосаковски «Культурная компетентность» в журнале «Harvard Business Review – Россия» описывается, что культурная компетентность связана с эмоциональным интеллектом…. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом понимает, что общего у всех людей и что отличает каждого из нас от другого. Культурно компетентный человек в состоянии определить, какие свойства конкретного человека характерны для всех людей, какие — только для него и какие не являются ни универсальными, ни уникальными.

В 2011 году на базе образовательных учреждений МВД России г. Санкт – Петербург, г. Москва, г. Воронеж проводилось исследование по выявлению особенностей типа этнической идентичности у курсантов русской национальности и национальностей Северо-Кавказского региона, всего 280 человек, по 140 курсантов от каждой группы. Для диагностики данных показателей мы использовали опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) и Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. Шкала анализа идентификационных характеристик включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности. При обработке данных мы использовали 1-ю шкалу «Социальное Я», которая включает 7 показателей, три их которых напрямую связано с нашим исследованием:

  1. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);

  2. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);

  3. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества) [6]. Для обработки данных использовали критерий U-критерий Манна Уитни.

В результате исследования выявлено отсутствие различий между русской и северо-кавказскими национальностями по типам этнической идентичности, все курсанты проявили одинаковый уровень позитивной этнической идентичности, а именно сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Полученные результаты свидетельствуют о развития личности курсантов в современном образовании, в том числе в образовательных учреждениях МВД России, что позволяет формировать полноценную самостоятельную личность, способную быстро реагировать на события и ситуации на основе высоких ценностных ориентаций и подтверждается отношением к собственной и другим этническим группам, которое позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой — как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

План мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», способствует формированию этнокультуральной компетентности курсантов образовательных учреждений МВД России. Основной целью, которого является формирование и развитие у сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы Министерства личностных качеств гражданина-патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан. Опираясь на данный план, для достижения указанной цели предусматривается решения одной из основных задач: формирование позитивного отношения общества к правоохранительной службе.

Но все вышесказанное невозможно реализовать, если мы не будем формировать в учебно-воспитательном процессе уважение курсантов и слушателей в отношении каждого народа с типичными в проявлениях социально-психологическими чертами, типичными для данного этноса. Без такого подхода невозможно воспитание этнокультуральной личности, формирование ее неповторимых духовно-нравственных качеств. В настоящее время одной из главных задач в общественной жизни нашей страны является стабилизация межнациональных отношений и учет этнических особенностей, интересов каждого народа. Историческое желание каждого народа – сохранить свое лицо и свою культуру [9]. В настоящее время одной из главных задач в период преобразования и реформирования правоохранительных органов является стабилизация межнациональных отношений и учет этнических особенностей, интересов каждого народа, через формирование этнокультуральной компетентности личности курсантов и слушателей ВУЗов МВД России.


Литература:

        1. Гулевич О., Онучин А. Основные направления межгруппового восприятия. Вопросы психологии, 3, Москва – 2002.С - 132-145.

        2. Ермолаев В.В., Кравцова Ю.А., Чалая Ю.А. Этнопсихологические особенности представителей Северокавказского региона в организационной культуре образовательного учреждения МВД России. Учебно-методическое пособие. Воронеж – 2008 С.214-156

        3. Ким К. В. Этническая идентичность детей из русско-якутских семей. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб – 2009. – С. 3 – 22.

        4. Ооржак Л.Н. Этнопсихологические особенности сотрудников и их учет в работе с личным составом органов внутренних дел. Дисс. канд. психол. наук. Москва - 2005. С.148-11

        5. Пряхина М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Дисс. канд. психол. наук. СПб – 2000. – С.125–21

        6. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) /– СПб., 2006. С.82-103

Ставропольский Ю.В. Теория Л.С. Выготского и кросс-культурные различия в ингрупповой идентификации (американо-российское исследование) // Культурно-историческая психология. 2008. №1. – C. 70-82
        1. Сушков И. Социально-психологическая теория Джона Тернера Психологический журнал, Москва 1993 г. том 14.4 № 3

        2. Эфендиев Ф.С.Этнокультура и национальное самосознание Издательский центр «Эль – фа». Нальчик – 1999. С. 304 - 144

Основные термины (генерируются автоматически): этнической идентичности, МВД России, идентичности курсантов вузов, профессиональной идентичности курсантов, ВУЗов МВД России, личности курсантов, курсантов ВУЗов МВД, курсантов вузов МВД, типа этнической идентичности, этническая идентичность, этническую идентичность, этнокультуральной компетентности курсантов, Особенности профессиональной идентичности, вузов МВД России, учреждений МВД России, Роль этнической идентичности, проблему этнической идентичности, аспекты этнической идентичности, проблеме этнической идентичности, роста этнической идентичности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle