Библиографическое описание:

Белянкина В. А. Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 4-9.

Исторически сложилось так, что Россия является многонациональной страной. Каждый ее гражданин постоянно находится в том или ином поликультурном пространстве в ходе семейно-бытовой, общественной, учебной, профессиональной, служебной деятельности. Включаясь в полиэтнические составы различных социальных институтов (семьи, образования и т.д.), важно уметь взаимодействовать с представителями разных национальных культур [2].

В настоящее время одной из актуальных проблем обучения и воспитания сотрудников (курсантов) является формирование и всестороннее развитие личности в системе этнических отношений. Правоохранительные органы ставят перед собой задачу формирования культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе совместной деятельности [4].

Анализ отечественных эмпирических исследований, касающихся проблем межэтнического взаимодействия позволяет сделать вывод о том, что большинство отечественных работ (Лебедевой Н.М., Левкович В.П., Бороноева А.О., Павленко В.П., Стефаненко Т.Г., Платонов Ю.П.) в данной области, в той или иной степени затрагивали проблему этнической идентичности или этнического самосознания. Разные специалисты связывали с особенностями межэтнических отношений различные аспекты этнической идентичности, но через все эти исследования красной нитью проходит идея о том, что негативная этническая идентичность не может быть связана с гармоничными и толерантными межэтническими отношениями.

Одной из важных составляющих сознания личности является этническая идентичность. Объективными причинами роста этнической идентичности во второй половине ХХ века являются поиск ориентиров и стабильности в изменяющемся мире, межэтнических контактов, как непосредственных, так и опосредованных. Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, так как ее восприятие и формирование наиболее ярко проявляется через сравнение [7]. Значимость обращения к проблеме этнической идентичности определяется также и тем, какое место в общей структуре личности занимает этот феномен. Многие авторы подчеркивают, что идентичность (в том числе и этническая) является одним из факторов, образующих психологическую основу сознательного поведения. Не случайно, достижение гармоничного состояния внутреннего мира предполагает наличие у человека способности ответить на три вопроса, характеризующих его идентичность и самоопределение: «Кто я?», «Какой я?», «Что и как я делаю?»[3]. Нельзя забывать, что идентичность — это и личностный, и социальный феномен. Кросс-культурные различия — это, скорее, вопрос степени, чем качества. Кросс-культурная перспектива возродила интерес к социальным аспектам «я» и к тому, в какой степени люди определяют себя в отношениях с другими людьми и социальными группами. Центральная идея этой перспективы состоит в том, что идентификация — это не просто аффилиация и альянсы между «я» и другими, но и то, каким способом конструируется «я». Социальное «я» репрезентирует расширение «я-концепции» до чего-то более инклюзивного, нежели индивидуальная личность. [7]. Рассматривая этническую идентичность нельзя не сказать о социальной идентичности, где часть “Я-концепции” индивида возникает из осознания им своего членства в социальной группе вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству[1].

Согласно теории самокатегоризации Дж. Тернера в основе межгруппового восприятия и взаимодействия лежит процесс категоризации. Категоризация – это процесс отнесения субъектом восприятия окружающих к какой-либо социальной группе. Категоризация окружающих сопровождается самокатегоризацией субъекта восприятия в одну из рассматриваемых групп. В основу самокатегоризации положен принцип мета-контраста. Группа объектов может быть отнесена к одной категории, если различия между ними меньше, чем различия между ними и другой группой объектов. На основе этих процессов формируется этническая идентичность[8].

Сотрудник ОВД представляет собой многофакторную структуру качеств и свойств, характеризующих его как индивида, личность, субъекта деятельности и индивидуальность. От степени проявления совокупности всех свойств на этих уровнях, меры согласованности между ними, зависит успешность деятельности специалиста правоохранительной системы, уровень его мастерства, в конечном счете – его эффективность [5].

Особое место в структуре способностей личности курсантов ВУЗов МВД России занимает понятие «компетентность». Анализ понятия «компетентность» позволил нам сделать вывод, что компетентность - совокупность компетенций, наличие определенных знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области – то есть профессиональной служебной деятельности. Компетентность несет в себе не только когнитивную и операциональную — технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Мы же считаем, что понятие компетентность должна быть рассмотрена в рамках - этноса, культуры – этнокультуральная компетентность, которая позволяет считать, что естественными являются не только ценности и культура своей группы, но и ценности, культура, обычаи и поведение другой группы.

В статье Кристофера Эрли и Элейн Мосаковски «Культурная компетентность» в журнале «Harvard Business Review – Россия» описывается, что культурная компетентность связана с эмоциональным интеллектом…. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом понимает, что общего у всех людей и что отличает каждого из нас от другого. Культурно компетентный человек в состоянии определить, какие свойства конкретного человека характерны для всех людей, какие — только для него и какие не являются ни универсальными, ни уникальными.

В 2011 году на базе образовательных учреждений МВД России г. Санкт – Петербург, г. Москва, г. Воронеж проводилось исследование по выявлению особенностей типа этнической идентичности у курсантов русской национальности и национальностей Северо-Кавказского региона, всего 280 человек, по 140 курсантов от каждой группы. Для диагностики данных показателей мы использовали опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) и Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. Шкала анализа идентификационных характеристик включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности. При обработке данных мы использовали 1-ю шкалу «Социальное Я», которая включает 7 показателей, три их которых напрямую связано с нашим исследованием:

  1. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);

  2. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);

  3. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества) [6]. Для обработки данных использовали критерий U-критерий Манна Уитни.

В результате исследования выявлено отсутствие различий между русской и северо-кавказскими национальностями по типам этнической идентичности, все курсанты проявили одинаковый уровень позитивной этнической идентичности, а именно сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Полученные результаты свидетельствуют о развития личности курсантов в современном образовании, в том числе в образовательных учреждениях МВД России, что позволяет формировать полноценную самостоятельную личность, способную быстро реагировать на события и ситуации на основе высоких ценностных ориентаций и подтверждается отношением к собственной и другим этническим группам, которое позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой — как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

План мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», способствует формированию этнокультуральной компетентности курсантов образовательных учреждений МВД России. Основной целью, которого является формирование и развитие у сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы Министерства личностных качеств гражданина-патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан. Опираясь на данный план, для достижения указанной цели предусматривается решения одной из основных задач: формирование позитивного отношения общества к правоохранительной службе.

Но все вышесказанное невозможно реализовать, если мы не будем формировать в учебно-воспитательном процессе уважение курсантов и слушателей в отношении каждого народа с типичными в проявлениях социально-психологическими чертами, типичными для данного этноса. Без такого подхода невозможно воспитание этнокультуральной личности, формирование ее неповторимых духовно-нравственных качеств. В настоящее время одной из главных задач в общественной жизни нашей страны является стабилизация межнациональных отношений и учет этнических особенностей, интересов каждого народа. Историческое желание каждого народа – сохранить свое лицо и свою культуру [9]. В настоящее время одной из главных задач в период преобразования и реформирования правоохранительных органов является стабилизация межнациональных отношений и учет этнических особенностей, интересов каждого народа, через формирование этнокультуральной компетентности личности курсантов и слушателей ВУЗов МВД России.


Литература:

        1. Гулевич О., Онучин А. Основные направления межгруппового восприятия. Вопросы психологии, 3, Москва – 2002.С - 132-145.

        2. Ермолаев В.В., Кравцова Ю.А., Чалая Ю.А. Этнопсихологические особенности представителей Северокавказского региона в организационной культуре образовательного учреждения МВД России. Учебно-методическое пособие. Воронеж – 2008 С.214-156

        3. Ким К. В. Этническая идентичность детей из русско-якутских семей. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб – 2009. – С. 3 – 22.

        4. Ооржак Л.Н. Этнопсихологические особенности сотрудников и их учет в работе с личным составом органов внутренних дел. Дисс. канд. психол. наук. Москва - 2005. С.148-11

        5. Пряхина М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Дисс. канд. психол. наук. СПб – 2000. – С.125–21

        6. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) /– СПб., 2006. С.82-103

Ставропольский Ю.В. Теория Л.С. Выготского и кросс-культурные различия в ингрупповой идентификации (американо-российское исследование) // Культурно-историческая психология. 2008. №1. – C. 70-82
        1. Сушков И. Социально-психологическая теория Джона Тернера Психологический журнал, Москва 1993 г. том 14.4 № 3

        2. Эфендиев Ф.С.Этнокультура и национальное самосознание Издательский центр «Эль – фа». Нальчик – 1999. С. 304 - 144

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle