Библиографическое описание:

Суник Т. А. Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 51-58.

В современном обществе уже не осталось места где бы наука психология не оставила определенный отпечаток. Она так тесно вошла в нашу жизнь, что ее изучение стало очень актуальным и даже «модным». Изучение этой науки начинается со школьной скамьи и продолжается на протяжении всей нашей жизни. Тема данной работы была выбрана не случайно. Интерес к применению активных групповых методов воздействия, в том числе и психологического тренинга, все время возрастает. В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, "недружественным" условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности уже мало помогают. Психологический тренинг, может стать той "палочкой-выручалочкой", которая поможет решить многие из актуальных проблем возникающих в процессе обучения.

Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки. [10 с. 10]"...Термин "тренинг", по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности, общением" [5 с. 144].

В учебном коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

Поскольку коллективная жизнь по сути предполагает общение, то вначале ответим на вопрос, что подразумевают под этим понятием психологи. Общение – это процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влиять друг на друга. [11]

В психологии используется тезис о, единстве общения и деятельности, поэтому тренинг формирования коммуникативной компетентности будит являться яркой иллюстрацией этого единства.

История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет, но начало возникновения тренингов можно отнести к периоду деятельности известного социального психолога Курта Левина.

В 1946 г. Курт Левин вместе с коллегами основали первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе. Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. В 1954 г. появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности.

В 60-е гг возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений, который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. [7 с.121]

Большинство авторов, уделяющих внимание проблематике тренинга в контексте социальной психологии, концентрируются на различных методических приемах организации процесса тренинга: описывают различные методики проведения тренинговых групп, приводят детальное описание упражнений и приемов (Арнольд О.Р., Большаков В.Ю., Емельянов Ю.Н., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В.и др.).

В настоящее время большинство авторов, уделяющих внимание проблематике психологического тренинга, подробно описывают области применения тренинга в практике психологической помощи, коррекции и для обеспечения личностного роста. Традиционно психологический тренинг применяют для развития навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе и другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей. Мы же рассматриваем тренинговую работу (либо ее элементы), которая поможет студентам на уроках различных дисциплин (Социальная психология, этика делового общения, конфликтология и пр.) сформировать практические навыки и тут же их отработать, закрепить и в дальнейшем применять в своей профессиональной деятельности и в жизни.

Анализируя вопрос об эффекте тренинга, можно сделать вывод, что, несмотря на разноплановые подходы к рассмотрению этого вопроса, представители различных направлений выделяют стандартный набор изменений, которые происходят с участниками в процессе тренинга.

В первую очередь, в результате межличностного взаимодействия развиваются и оптимизируются коммуникативные способности, что отражается в навыках общения и приемах межличностного оценивания. [8 c. 23]

Другой блок изменений касается социально-психологической компетентности, умения ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей, выбирать и реализовывать адекватные формы общения [4 c. 13] Психодинамический подход достигает этого эффекта через преодоление барьеров и защитных механизмов бессознательного, приводящих к искаженной интерпретации чужого и собственного поведения. Бихевиористы специально развивают и совершенствуют навыки социальной перцепции, раскладывают по полочкам внешние элементы поведения. Гуманистический подход стимулирует открытость и готовность понять и принять поведение другого человека.

Отдельно можно рассматривать и такой эффект тренинга, как умение поставить себя на место партнера по общению, развитие эмпатии [3 c.114] Возникновение этого эффекта констатируется и в рамках поведенческого подхода, и в психодинамическом направлении. Однако наибольших успехов в развитии способности к сопереживанию достигают представители гуманистического направления.

Помимо вышеперечисленных блоков следует упомянуть и следующие последствия направленного группового воздействия:

1. Развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов.

2. Повышение самооценки, уверенности в себе.

3. Развитие воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить.

4. Повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию [1 c. 53]

Л.А. Петровская в своих работах отмечает, что опыт переживаний, полученный в процессе работы группы, становится важной эмоциональной компонентой целого ряда эффектов. Сюда относятся децентрация, проявляющаяся в большей обращенности к партнерам по общению; развитие гуманистической установки в отношении партнеров; возрастание социально-психологической активности участников тренинга; осознание ими общения как самостоятельной ценности. Повышается эффективность оперативной саморегуляции (регулирование своего поведения в конкретных кратковременных ситуациях), перспективной саморегуляции (на протяжении длительного отрезка времени) [4 c.36]

К. Рудестам отмечает, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результаты этих изменений. Перед членами группы встает задача исследовать и проанализировать собственные социально-перцептивные и коммуникативные возможности, характеристики, и в этом смысле решить диагностическую задачу. Дополнительно к этому во время всего цикла стоит задача анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть "спровоцированы", заданы ведущим, или они возникают спонтанно в ходе становления отношений [9 с. 15] Тренинг также способствует улучшению самовыражения через мимику, жест, движение и совершенствованию восприятия других посредством фиксации таких же сигналов, то есть активизирует "языки общения". В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией - невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова.

Мы рассмотрели теоретический аспект данной темы, необходимо все вышесказанное адаптировать на современного студента, и проанализировать предметно, как это может работать.

Мы разработали тренинг по развитию коммуникативной компетентности студентов.

Задачи тренинга:

  • расширение психологических знаний;

  • осознание общения как самостоятельной ценности;

  • развитие гуманистической установки на партнера;

  • развитие способности адекватного и полного познания себя и других;

  • овладение приемами декодирования психологических сообщений, идущих от окружающих людей;

  • формирование доброжелательной и открытой позиции в общении;

  • развитие психологической культуры.

Цель тренинга: развитие коммуникативной компетентности в общении у участников тренинга.

Принципы тренинга:

  • принцип равенства психологических позиций партнеров по общению;

  • принцип активности предполагает, что процесс приобретения новых навыков и опыта осуществляется при активном участии членов группы.

  • Принцип самодиагностики;

  • Принцип личностной материализации изучаемых социально-психологических феноменов.

Краткое содержание упражнений:

    1. «Знакомство».

    2. «Приветствие», цель упражнения: снятие напряжения, развитие навыков невербального общения, сокращение эмоциональной дистанции участников группы.

    3. «Разминка», цель: разрушение шаблонов повседневного общения, активное самораскрытие, преодоление барьеров в общении.

    4. «Мои ожидания» т.е. что участники ожидают от тренинга.

    5. «Презентация партнера», цель: расширить представление о себе.

    6. «Сделай как я», цель: показать важность умения слушать собеседника, через понимание вырабатывать решение.

    7. «Испорченный телефон», цель: оценить способность участников тренинга слушать и адекватно передавать услышанное, проследить динамику процесса слушания.

    8. «Фигура из полосок», цель: развитие навыков взаимодействия с помощью невербального общения.

    9. «Пойми меня», цель: отработка навыков взаимодействия с помощью вербального и невербального общения.

    10. «Комплимент», цель: развитие умения в любом человеке видеть положительное, развитие умения открыто выражать свою расположенность к партнеру по общению. Подавать ему позитивную обратную связь. [2 c.17]

Данные упражнения дали нам возможность отследить весь процесс формирования и закрепления полученных навыков в общении. В первые минуты нашей работы у участников тренинговой группы наблюдалась скованность в поведении, которая была заметна в закрытых жестах и позах, что можно интерпретировать как нормальное состояние участников, так как этот вид работы для них неизвестен и непривычен. В процессе выполнения упражнений в группе создавалась благоприятная психологическая обстановка, которая способствовала овладению навыков общения в полной мере.

Особо хотелось подчеркнуть, что динамика изменения поведения участников тренинга происходила в два этапа: этап овладения (участники узнают, как решается поведенческая задача и пробуют решить ее совместно с ведущим); этап присвоения (участники трансформируют свое поведение под воздействием нового знания и могут самостоятельно решать поставленные задачи).

Вместе с приобретенным багажом знаний участникам тренинга предоставляется возможность отвлечься от повседневной, обыденной жизни и окунутся в иную атмосферу, в атмосферу душеного спокойствия, озорства и доброжелательности. Через игровые упражнения осуществляется приобретение и отработка навыков взаимодействия с окружающим миром, что способствует формированию уверенности в себе. Записывая процесс прохождения упражнения на видео, мы предлагаем участникам посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои действия и сделать соответствующие выводы.

Проделанная нами работа позволяет пересмотреть взгляды на тренинг как на достояние определенной концепции или психологической школы. На самом деле, эффективность тренинга определяется скорее не теоретической принадлежностью ведущего и авторов, а соблюдением логики развития процесса для того, чтобы заданные изменения могли состояться, а затем закрепиться в поведении участников.

Многие "пользователи" психологических услуг уже давно осознали тот факт, что успешный человек отличается, прежде всего, гармоничностью развития и высокой внутренней культурой. Психологический тренинг, как ни один другой инструмент направленного психологического воздействия помогает достичь желаемых результатов.

При правильной организации тренингов даже малое количество профессионалов может сделать наше общество здоровее и лучше. Давайте же растить профессионалов.


Литература:
  1. Арнольд, О.Р. Ролевой тренинг. Методическое пособие [Текст] / Г.С Абрамова. Практикум по психологическому консультированию- М.:Изд. дом Академия, 1996. – 128 с.

  2. Беловицкая, Т.Е. Видеотренинг по развитию коммуникативной компетентности: учебно-методическое пособие [Текст] / Беловицкая Т.Е. – Южно-Сахалинск, 2001. – 60 с.

  3. Большаков, В.Ю. Психологический тренинг. Социодинамика, игры, упражнения [Текст] / В.Ю. Большаков. - СПб.: Питер 2006. – 379 с.

  4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие – 2-е изд. [Текст] / И.В. Вачков. - М.: Изд-во Ось – 98, 2000–224 с.

  5. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю.Н. Емельянов. – Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1985. – 166 с.

  6. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетенции в общении [Текст] М.: Изд-во МГУ,1990. – 104 с.

  7. Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие [Текст] / Т.В.Зайцева. – М.: Смысл, 2002. 116 с.

  8. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга [Текст] / Л.А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1982 – 168 с.

  9. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.

  10. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе [Текст] / А.С. Прутченков. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – 638 с.

  11. http: ru.wikipedia.org.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle