Библиографическое описание:

Канаева Н. А. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху построения «рыночных отношений» [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 42-44.

Проблема неясности социально-экономической ситуации в современной России порождает возможность для спекуляции по этому поводу и в итоге сильно дезориентирует самоопределяющихся молодых людей.

На первый план выходит не столько традиционное самоопределение в мире профессий, сколько именно самоопределение в смыслах своей жизнедеятельности в конкретной социально-исторической ситуации, в том числе и моральное, нравственное, т.е. собственно личностное самоопределение[8, с.242].

Информатизация и технологизация современного общества предъявляют всё более высокие требования к технической составляющей профессиональной подготовки выпускников. В настоящее время для молодёжи, вступающей в самостоятельную трудовую жизнь, необходимы глубокие знания научно-технических, экономических и экологических основ техники и технологий вне зависимости от полученной специальности[4, с.3].

На современном этапе развития науки психологами выделяется критерий профессионального развития личности – профессиональная идентичность, который является ведущей характеристикой субъекта труда. Она свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, а также о степени признания себя как профессионала[6, с.3].

Определяющими характеристиками профидентичности являются тождественность, определённость, целостность, позиционность, рефлексивность и ответственность. Профессиональная идентичность – это не только осознание своей тождественности с профессией и профессиональной общностью, но и её оценка, на основе которой складывается профессиональный образ «Я»[3, с.8].

Действительно, осознание своей принадлежности к профессии, к определённому профессиональному сообществу способствует качественным изменениям в личности учащегося, характеризующимся положительным отношением к выбранной профессии, будущей профессиональной деятельности[5, с.111].

Используя понятие «представление о профессии» исследователи вкладывают в него далеко не однозначный смысл (в одних исследованиях это количество называемых профессий, в других – осведомлённость о содержании труда или требованиях, предъявляемых профессиями к человеку).

Традиционно определяют понятие «представление» как образ предмета, который в данный момент непосредственно не воспринимается. В свою очередь, образ – все накопленные и организованные знания субъекта о себе самом и о мире, в котором он существует[10, с.132].

Выбор профессии – лишь аспект жизненного плана, в котором находят своё выражение и идейные, и нравственные мотивы[9, с.5].

Образ профессии – это представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней. В содержание этого понятия вкладываются все те стороны профессии, которые В.Д.Брагина описывает в своём определении: совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую и общественную значимость профессии, производственно-техническую, производственно-педагогическую и социально-психологическую стороны профессии[2, с.7].

Управление выбором профессии осуществляется через процесс профессионального самоопределения, который непосредственно обусловлен интересами и склонностями молодого человека, его самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, эмоциональными установками и уровнем развития волевых качеств[9, с.5].

Сегодняшняя молодёжь – это поколение XXI века, выросшее в социальных сетях и в среде постперестроечного индивидуализма.

Среда, которая формирует молодёжь, задаёт иные требования и формирует отличные от уже известных потребности в вопросах получения информации и коммуникации: сегодня каждый работник хочет быть индивидуальным, ожидает персонального признания заслуг и успехов[7, с.19].

Само профессиональное самоопределение начинается ещё в подростковом возрасте. На основе этого у подростка формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития. Необходимым результатом деятельности по профессиональному самоопределению должно стать отчётливое осознание факта, что «профессию выбрал сам»[1, с.58].

Для выявления мотивов учебной деятельности нами проведено эмпирическое исследование на базе Няндомского железнодорожного техникума. Выборка составила 169 человек в возрасте от 15 до 19 лет, из них подвыборка студентов 1-го курса – 53 человека, 2-го курса – 60 человек, 3 курса – 56 человек. Для эмпирического исследования использовали анкетирование, методику А.А.Реана и В.А.Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности».

Анкетирование использовали для выявления мотивов выбора учебного заведения, профессии, ценностных ориентиров. Результаты анкетирования показали, что привлекательность и интерес к выбранной профессии практически не изменяются в течение всего периода обучения и составляют 60%. Такое стабильное отношение подтверждает умение преподавателей, мастеров производственного обучения удерживать интерес на достаточно высоком уровне.

Основным мотивом выбора учебного заведения является его территориальная близость и собственный выбор профессии. Многие учащиеся являются выходцами из семей железнодорожников и продолжателями данной традиции.

Выбор абитуриентами учебного заведения обусловлен рекомендациями родителей и друзей. Но встречаются учащиеся, которые выбрали это учебное заведение, так как на них сильное влияние оказали сверстники. Внешняя привлекательность техникума, наличие разнообразных, необходимых и главное – востребованных профессий является ещё одним мотивов выбора учебного заведения. Основной же причиной является фактор интереса, а также многие из них планируют в дальнейшем работать по специальности. Можно утверждать, что, целенаправленно выбирая себе профессию, будущие рабочие видят в ней основную, хорошо оплачиваемую профессию.

Любимыми для учащихся являются специальные предметы, так как их изучение необходимо для овладения теоретическими знаниями и практическими навыками профессионального обучения. Привлекательность остальных предметов распределяется пропорционально.

Таким образом, грамотно составленная и опробованная анкета о выборе профессии является одним из методов профессионального самоопределения учащихся, выявления мотивов выбора профессии абитуриентами профессиональных училищ, лицеев, техникумов.

Рассмотрим результаты диагностики на изучение мотивов учебной деятельности студентов. На первом курсе основными мотивами были выбраны – стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, приобрести глубокие и прочные знания. На втором курсе среди перечисленных мотивов были выбраны следующие: стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», приобрести глубокие и прочные знания. На третьем курсе основными мотивами являются – получить диплом, успешно продолжить обучение на последующих курсах, в ВУЗе, стать высококвалифицированным специалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Таким образом, мы видим, что студенты всех курсов хотят стать высококвалифицированными специалистами, получить глубокие и прочные знания, студенты 1 и 3 курсов стараются обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, студенты 3 курсов заинтересованы в дальнейшем продолжении обучения.

Это объясняется тесной взаимосвязью между принятием профессии и ценностными компонентами учебно-профессиональной идентичности. Чем больше учащиеся принимают профессиональные ценности, тем выше их профессиональная самооценка, тем больше они принимают профессию как средство и способ самореализации, принимают себя как профессионала.

В исследовании также выявлена закономерность в динамике учебной деятельности сильных и слабых учащихся. Сильные и слабые учащиеся отличаются друг от друга в основном не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности. Для сильных учащихся характерна внутренняя мотивация (потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентирование на получение прочных знаний и практических умений). Для слабых учащихся в основном характерны внешние мотивы ситуационного характера (избегание осуждения, боязнь наказания за плохую учёбу, боязнь лишения стипендии).

В профессиональной мотивации большое значение приобретает формирование положительного отношения к профессии. Этот мотиватор связан с конечными целями профессионального обучения. В сочетании с компетентными представлениями о выбранной профессии он становится детерминантом формирования других, более частных мотивов (денежный заработок, возможность продолжения обучения, стремление к продвижению на работе, потребность в достижении социального престижа и т.п.).

Рассмотрим данные, полученные по методике «Факторы привлекательности профессии» В.Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана).

Существует много точек зрения на понятие «привлекательность». В нашем исследовании мы трактуем данное понятие как положительное отношение к профессии. Удовлетворённость профессией определяется соотношением количества положительных и отрицательных факторов. В данном исследовании приняли участие студенты 2 и 3 курсов, всего 120 человек. В результате мы получили, что количество выборов факторов привлекательности профессии больше количества факторов непривлекательности профессии, а также отметим, что на 2 курсе присутствует больше факторов привлекательности профессии, чем на 3 курсе. Это можно объяснить тем, что студенты 3 курсов более сталкиваются с реальностью, больше оценивают свои способности и возможности их реализации в данной сфере труда.

В заключение отметим, что в юношеском возрасте обнаруживается преобладание мотивов, связанных с профессиональным самоопределением. Учащиеся осознают, что стоят на пороге новой жизни. Поэтому они склонны рассматривать знания не как самоценность, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить профессию, обеспечить себе большой доход и высокий уровень жизни.


Литература:
  1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи. – М.: «Академия», 2009. – 192с.

  2. Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодёжи: Автореф.дис. …канд.психол.наук. – М., 1976. – 22с.

  3. Гарбузова Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов:Автореф.дис.…канд.психол.наук/ ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского». – Ярославль, 2009. – 22с.

  4. Кряжева Е.В. Развитие технического мышления у будущих специалистов на основе межпредметной интеграции: Автореф.дис….канд.психол.наук. _ Ярославль, 2009. – 22с.

  5. Кулезнёва И.Н. Развитие профессиональной идентичности студентов в условиях среднего профессионального образования: Дис.…канд.психол.наук/ ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского». – Ярославль, 2008. – 183с.

  6. Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: Автореф.дис. …канд.психол.наук/ ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинсткого». – Ярославль, 2005. – 23с.

  7. Награльян А.А. Компании – эффективную молодёжную политику// Железнодорожный транспорт. – 2009. - №5. – С.18.

  8. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: «Академия», 2005. – 496с.

  9. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1981. - 96с.

  10. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Учеб.пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 600с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle