Библиографическое описание:

Хлебодарова О. Б. Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного положения в классе между группами городских и сельских подростков [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 126-129.

В настоящее время, изучая подростков, отмечается, что у современной молодежи уверенность в себе переходит в форму излишней самоуверенности.

Исходя из того, что взаимодействие когнитивного и эмоционального компонента состоит структура самооценки, в свою очередь когнитивный компонент отражает знания человека о себе, а эмоциональный – отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве.

Проблемы лидерства и авторитета, социально-психологическую совместимость, динамику развития микрогруппы – всё это изучает социометрия.

Цель исследования: определение положения подростков в системе взаимоотношений (статусного положения), для получения развёрнутой картины самооценки подростков данных групп.

Объект исследования: самооценка и статусное положение в группе подростка.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе и их влияние на подростка

Задачи:

  1. Теоретическое изучение понятия самооценки.

  2. Подбор методик и проведение исследования.

  3. Анализ полученных данных, выводы.

Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно показывает суть структуры общения в группах испытуемых. Название групп по социометрии характеризуются следующим образом:

      1. «Лидер» - 3,4 – 3; 2.«Предпочитаемый» - 2,9-2,5; 3.«Принятый» - 2,4-2;

4.«Изолированный» - 1,9-1 [1, с.23].

После заполнения экспериментатором таблицы межличностных отношений по формуле подсчитывается статус ребёнка:

С=

В целом, статус определяется числом полученных выборов, в зависимости от количества детей в группе. В зависимости от этого испытуемые могут быть отнесены в зависимости от этого к одной их 4-х статусных категорий.

Первая и вторая группы («Лидеры», «Предпочитаемые») являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем узнать, насколько благоприятен статус каждого подростка в группе. Насколько подросток принят в системе межличностных отношений. В зависимости от полученных результатов можно говорить об эмоциональном климате для каждого ребенка и в группе в целом: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

а) в первой экспериментальной группе подростки имеют следующие статусные категории: Лидеры – 32 человека. Предпочитаемые - 65 человек. Принятые - 13 человек. Изолированные – 2 человека.

б) во второй экспериментальной группе подростки имеют следующие статусные категории: Лидеры – 8 человека. Предпочитаемые - 32 человека. Принятые - 31 человек. Изолированные – 24 человека.

Таблица 1

Количественный анализ

Группы подростков

Уровень самооценки

(пробное тестирование)

кол-во чел. -%

Социометрический статус в группе

Уровень самооценки

(контрольное тестирование)

кол-во чел. -%


Подростки

Московской школы

(городские)

Низкий – 2 – 2%
Неск.занижен. –22- 20%
Адекватный – 27 – 24%
Неск.завыш. – 34- 30%
Завышенный – 27-24%
Неадекв. высокий - 0

«Лидеры»- 32- 28%
«Предпочит.»-65-58%
«Принят.» -13- 12%
«Изолиров.» - 2-2%
Низкий – 1-1%
Неск.занижен. –14- 13%
Адекватный – 52 – 46%
Неск.завыш. – 25- 22%
Завышенный – 20-18%
Неадекв. высокий - 0

Средний арифметический уровень показателей


Подростки

Московской школы

(сельские)

Самооценка на группу (пробное тестирование)

Ярко-выраженный статус в группе

Самооценка на группу (контрольное тестирование)

0,7 – несколько завышенная

«Предпочитаемые»

0,6 - адекватная


Подростки сельских школ

Низкий – 4-4%
Неск.занижен. –8- 8%
Адекватный – 40- 42%
Неск.завыш. – 29-31%
Завышенный – 12-13%
Неадекв.высокий –2-2%

«Лидеры»- 8- 8%
«Предпочит.»-32-34%
«Принят.» -31- 33%
«Изолиров.»-24-25%
Низкий – 6-6%
Неск.занижен. –12- 13%
Адекватный – 38 – 40%
Неск.завыш. – 32- 34%
Завышенный – 6-6%
Неадекв.высокий – 1-1%

Средний арифметический уровень показателей



Подростки сельских школ

Самооценка на группу (пробное тестирование)

Ярко-выраженный статус в группе

Самооценка на группу (контрольное тестирование)

0,6 - адекватная

«Предпочитаемые»

0,6 - адекватная


В результате проведенного социометрического исследования в группах подростков с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

Исходя из полученных данных уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе городских подростков составляет 86%, в группе сельских подростков 42%. Индекс изолированности в среде городских подростков составляет 2% ,что говорит о благоприятном развитии группы. Менее благополучной можно считать группу сельских подростков, т.к. индекс изолированности равен 25%. В связи с этим можно сделать вывод, что в первой группе эмоциональный климат для подростка значительно благоприятен, чем в экспериментальной второй группе.

Обработка данных по методике «Изучение самооценки личности подростка» (определение самооценки качеств личности).

Результаты проведения пробного и контрольного тестирования представленной методики в группах подростков выглядят следующим образом:

Пробное тестирование:

- экспериментальная группа городских подростков (График №1) из общего количества детей:

1. 2% имеют низкий уровень самооценки

2. 20% имеют несколько заниженный уровень самооценки

3. 24% имеют средний уровень самооценки

4. 30% имеют несколько завышенный уровень самооценки

5. 24% имеют завышенный уровень самооценки

6. Неадекватно высокий уровень самооценки не выявлен ни у кого.

Контрольное тестирование:

  1. 1% имеют низкий уровень самооценки

2. 13% имеют несколько заниженный уровень самооценки

3. 46% имеют средний уровень самооценки

4. 22% имеют несколько завышенный уровень самооценки

5. 18% имеют завышенный уровень самооценки

6. Неадекватно высокий уровень самооценки не выявлен ни у кого.

График №1

Так же, как и при пробном тестировании, неадекватно высокий уровень самооценки не выявлен ни у кого.

- экспериментальная группа сельских подростков (График №2) из общего количества детей:

Пробное тестирование:

  1. 4% имеют низкий уровень самооценки

  2. 8% имеют несколько заниженный уровень самооценки

  3. 42% имеют средний уровень самооценки

  4. 31% имеют несколько завышенный уровень самооценки

  5. 13% имеют завышенный уровень самооценки

  6. 2% имеют неадекватно высокий уровень самооценки

Контрольное тестирование:

  1. 6% имеют низкий уровень самооценки

  2. 13% имеют несколько заниженный уровень самооценки

  3. 40% имеют средний уровень самооценки

  4. 34% имеют несколько завышенный уровень самооценки

  5. 6% имеют завышенный уровень самооценки

  6. 1% имеют неадекватно высокий уровень самооценки

График №2

Исходя из полученных результатов исследования взаимосвязи самооценки подростка и его статусного положения в системе межличностных отношений мы отметили, что:

по общему результату изменения самооценки при переходе из одной статусной группы в другую у городских подростков (пробный тест – 0,7; контрольный тест – о,6), у подростков из сельской местности не изменились (пробный тест – 0,6; контрольный тест – о,6). И это дает нам право с уверенностью утверждать, что существует взаимосвязь такого фактора социального интеллекта, как самооценки и статусного положения в группе сверстников. Что подтверждают общие результаты эксперимента. Городские подростки, в сравнении с сельскими подростками в большей степени подвержены изменению самооценки под влиянием общественного мнения сверстников.

В своем исследовании мы показали процесс влияния взаимоотношений в подростковом коллективе на формирование уровня их самооценки.

Проведенное исследование дает материал для дальнейшего изучения межличностных отношений подростков, прошивающих в различных социальных условиях.


Литература:
  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. - М.:

«Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352с.

  1. Психология подростка: учебник / под редакцией члена-корреспондента

РАО А.А.Реана. – СПб. 2006. – 480 с.

  1. Психология современного подростка / Под редакцией проф. Л.А. Регуш. – СПб.:

Речь, 2005. 400 с.

Основные термины: уровень самооценки, статусного положения, городских подростков, высокий уровень самооценки, сельских подростков, картины самооценки подростков, экспериментальной группе подростки, самооценки подростка, различий взаимосвязи самооценки, низкий уровень самооценки, средний уровень самооценки, изучение понятия самооценки, структура самооценки, межличностных отношений, методике «Изучение самооценки, определение самооценки качеств, подвержены изменению самооценки, результату изменения самооценки, следующие статусные категории, группе городских подростков

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle