Библиографическое описание:

Боязитова Т. Д. Ценностные ориентации отцов, включённых в воспитательную деятельность [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 12-15.

На сегодняшний день большинство исследователей феномена отцовства приходят к выводу, что отцовство имеет социально и культурно обусловленный характер. В психологии данный подход к рассмотрению природы и развития ро­дительства имеет название культурно-исторического.

Отечественные учёные в области семьи и брака, по­лагают, что многие преобразования в современной семье вытекают исторически из процесса развития общества и подготовлены целым рядом крупных социально-экономических изменений нашего общества. Они считают, что такое поло­жение дел свидетельствует о нормативном «кризисе развития семьи», и наблюдают положительные изменения в том, что пересматриваются и перераспределяются роли и функции родителей, появляются новые ценности и новые пространства для реализации себя личностью, в частности в рамках выполнения отцовской роли [3].

Культурная и социальная детерминация отцовства означает влияние культурных норм конкретного общества, а также межличностных отношений, в которые включён мальчик, юноша с момента рождения на его представления и реальное поведение в роли отца.

Исследователи выделяют множество таких факторов, каждый из которых может быть условно обозначен как культурно-исторический или социальный, например:

- тип семьи, характерный для данной определенной культуры или этапа развития определенного общества;

- верования народа, его мифология и религиозные представления;

- экономические условия: уровень дохода, экономическая стабильность в обществе, общий уровень безработицы, условия разделения труда [7].

- социальные стереотипы маскулинности и феминности, отцовства и материнства, характерные для данного общества [1; 6];

- отношения мужчины с собственной семьей: своими родителями, супругой [2];

- личность ребенка: его пол, возраст, особенности развития и поведения [3; 6].

В формировании родительского отношения и стиля воспитательной деятельности у мужчины Р.В.Овчарова [8] выделяет три уровня: 1. Уровень общества: сюда относится влияние общественных факторов на представление об отцовской роли. 2. Уровень собственной семьи: включает влияние семейных условий на представление об отцовской роли. 3. Индивидуальный (личностный) уровень: влияние личностного фактора на представления об отцовской роли.

Ю.В. Борисенко [2], в свою очередь, все многообразие факторов, влияющих на становление отцовской роли, классифицирует на четыре большие группы. К первой группе автор относит факторы, связанные с взаимоотноше­ниями в супружеской диаде. Ко второй группе относятся факторы, связанные с влиянием матери ребенка (супруги мужчины) на становление мужчины в роли отца. Третья группа включает в себя средовые факторы. К четвертой группе относятся факторы, связанные с личностью самого ребенка — полом, возрастом, индивидуально-психологически­ми особенностями.

Таким образом, успешное поведение мужчины в роли отца во многом обусловлено интериоризацией ценностей отцовства, характерных для данной культуры и общества, интериоризацией опыта детско-родительских отношений, качеством супружеских отношений, личностной зрелостью мужчины и психолого-возрастными особенностями ребёнка.

В онтогенезе отцовства Ю.В.Борисенко выделяет три этапа: первый этап начинается с рождения мальчика до момента получе­ния сведений о беременности его жены (партнерши). Формирование стереотипов об отцовстве происходит в процессе взаимодействия с собственными родителями. Второй этап - период беременности партнерши — начинается с того момента, когда мужчина узнал, что будет отцом, до начала взаи­модействия с уже родившимся ребенком. Третий этап — период после рождения ребенка — практический период, когда отец включается во взаимодействие с ребёнком.

На каждом из этапов формируются значимые новообразования личности, отвечающие за психологическую готовность к отцовству. Формируются такие компоненты отцовской личностной сферы, как: потребностно-эмоциональный, включающий биоло­гические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания; операциональный — осве­домленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой — отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент — оценочный, в кото­рый входят: 1) самооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя, как отца, и своего ребенка; 2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, т.к. через со­циальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, т.к. пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры [4].

На любом переходном этапе развития, связанном с освоением новой деятельности, большое значение имеют ценностные ориентации личности, которые выступают в роли адаптационных механизмов. Ценности являются мощным регулятором поведения человека, направляют, корректируют и могут побуждать к определённым действиям. Ценностные ориентации определяют не только динамику отцовства и материнства, но и конечном итоге динамику семьи. В то же время, ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивиду­ального изменения, возникающего в результате истори­ческих, социальных и личных событий [5].

Ценностные ориентации, соответствующие высшим социальным потребностям отвечают за отношение человека к жизнен­ным целям и средствам их удовлетворения. При этом, ценностные ори­ентации личности полностью зависят от ценностей соци­альной общности, с которой себя идентифицирует личность [цит.по 10].

По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохране­ния в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вто­рых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация чело­века в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его лично­стную структуру [9].

В рамках проведенного эмпирического исследования была поставлена цель изучения ценностных ориентаций отцов, включённых в воспитательную деятельность. В исследовании приняло участие 2 группы мужчин: отцы, имеющие детей (от года до 10лет) и отцы, ожидающие появления ребёнка. Целью исследования было изучение ценностных ориентаций мужчин-отцов, включённых в воспитательную деятельность. Были использованы следующие методики: методика Шварца для изучения ценностей личности, опросник родительских установок PARI.

Сравнительный анализ изучения нормативных идеалов в двух группах испытуемых, то есть ценностей личности на уровне убеждений позволил выявить значимые различия в ценностях конформности и добра. Отцы, включенные в воспитательную деятельность менее склонны к сдерживанию дейст­вий и побуждений, которые могут навредить дру­гим и не соответствуют социальным ожиданиям, а также менее обеспокоены сохранением благополучия людей, с которыми находятся в личных контактах.

Изучение ценностей на уровне поведения, то есть индивидуальных приоритетов позволило обнаружить значимые различия в ценностях традиций и достижений. Для отцов, включённых в воспитательную деятельность имеют значение традиции и они менее ориентированы на достижения.

Среди значимых ценностей обеих групп испытуемых на уровне нормативных идеалов выделились: безопасность, достижения и самостоятельность, наименее значимы ценности традиций.

Среди ценностей на уровне поведения значимыми оказались самостоятельность, безопасность, доброта; а наименьшую значимость имеют традиции (особенно в группе «будущих» отцов). Таким образом, ценностные ориентации мужчин, ожидающих появление ребёнка, в целом приближаются к ценностному пространству отцов. При этом отцы, включённые в воспитание не склонны к подчинению и принятию чужого мнения, но и более избирательны в проявлении добрых отношений. Для мужчин из обеих групп характерна слабость традиций, возможно, это объясняется размытостью представлений о воспитании в стране, когда старые традиции социалистического воспитания уходят в прошлое; но и традиции воспитания на уровне семьи также пересматриваются. Можно предположить, что данный факт говорит о наличии свободной ниши для зарождающихся традиций нового отцовства.

Сравнительный анализ изучения отношения мужчин к родительской роли и отношения к ребёнку выявил значимые различия по ряду показателей. Для включённых в воспитание отцов характерно принятие того факта, что интересы супруги как хорошей матери ограничены заботами о семье, принимается возможность противоречий и конфликтов между супругами, мужчины не склонны к обретению сверхавторитета в супружеских отношениях. В таких характеристиках присутствуют элементы описания как патриархальной семьи, так и эгалитарной. По отношению к ребёнку отцы, включённые в воспитание, склонны к уклонению от контакта, допускают проявление раздражительности, а также вмешательства в мир ребёнка и подавление его сексуальности. Мужчины, ожидающие рождение ребёнка, склонны к большему эмоциональному контакту с ним (ещё не рождённым).

Таким образом, отношение к семейной роли у мужчин из двух групп схоже, а отношение к родительской роли отцов, включённых в воспитание, отличается большей эмоциональной дистанцией и излишней концентрацией на ребёнке. Важно констатировать факт, что на этапе ожидания ребёнка отцы более склонны к эмоциональному контакту с ребёнком (на уровне представлений, аттитюдов), в то время как на следующем этапе отцовства – реализации отцовской позиции в воспитательных действиях, отцы амбивалентны.

Корреляционный анализ связей между показателями методик в группе отцов, включённых в воспитание показал наличие отрицательных связей между ценностью универсализма (терпи­мость и защита благополучия всех людей и природы) и родительским сверхавторитетом, несамостоятельностью матери, опасением обидеть ребёнка. Чем более терпим отец, тем менее склонен к сверхавторитетной позиции в партнёрских отношениях, тем меньше склонен воспринимать супругу как зависимую и несамостоятельную, тем менее опасается нанести вред ребёнку.

Чем более склонен отец к самостоятельности, тем равноправней отношения с ребёнком и тем менее склонен к подавлению воли ребёнка. Чем более конформен на уровне реальных поступков, тем более проявляется подавление воли ребёнка. Чем более отец удовлетворён отношениями с супругой, тем менее стремится к ускорению развития ребёнка.

Корреляционный анализ связей между показателями методик в группе мужчин, ожидающих рождение ребёнка, выявил наличие также отрицательных взаимосвязей между универсализмом и семейными конфликтами и родительским сверхавторитетом. Чем более терпим мужчина, тем менее претендует на сверхавторитет и менее склонен принимать конфликты и ссоры как норму отношений. Чем более ценным является для мужчины проявление самостоятельности, тем меньше склонен к представлению о жертвенности позиции супруги. Чем больше мужчина ориентирован на получение удовольствия, тем более неудовлетворён ролью хозяйки супруги, тем больше склонен к излишней строгости в (представлении) воспитании ребёнка, тем менее опасается обидеть ребёнка. С ценностью гедонизма у «будущих» отцов связано стремление к авторитету в партнёрских отношениях.

В группе включённых отцов с ценностью гедонизма выявилась только одна связь: чем больше отец склонен к наслаждению или чувствен­ному удовольствию, тем больше он стремится ускорить развитие ребёнка.

Таким образом, в рамках исследования были выявлены ценностные ориентации отцов, включённых в воспитательную деятельность, проявляющиеся как значимые цели на данном этапе отцовства, на достижение которых мужчина направляет свою активность. Такими нормативными ценностями являются достижения, самостоятельность и безопасность, а на уровне поведения и реальных поступков самостоятельность, безопасность и добро. Успешность как ценность на уровне убеждений мужчины–отца на уровне реальных поступков вступает в определённое противоречие с ценностью сохранения благополучия близких людей.


Литература:
  1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
  2. Борисенко Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфи­ку отцовства // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 2. С. 44—55.
  3. Борисенко Ю.В. Психология отцовства, М.2007
  4. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Влияние отцовства на развитие личности// Акмеология. Личностное и профессиональное развитие. Материалы Международной научной конференции 2004 М. 2004. С. 365-371
  5. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство СПб.,2004
  6. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003.
  7. Мальцева И.О. Гендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда / И.О. Мальцева, СЮ. Рощин; Государственный ун-т — Высшая школа экономики. М.:
  8. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.
  9. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые инфор­мационные процессы // Психол. журн. - 1982. - Т.3. - № 5. - С.235-145.ИД «ГУ ВШЭ», 2006.
  10. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система.
Основные термины (генерируются автоматически): Ценностные ориентации, воспитательную деятельность, роли отца, ценностные ориентации, ориентации отцов, об отцовской роли, психологических особенностей отцов, ценностей личности, изучения ценностей личности, на представление об отцовской роли, Похожая статья, личности руководителей общеобразовательных, Ценностные ориентации отцов, уровне поведения, значимые различия, ориентации личности, структуре личности руководителей, уровне реальных поступков, сексуальной ориентации, проблеме изучения психологических.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle