Библиографическое описание:

Жукова Е. В., Нестик Т. А. Управленческое видение и временная перспектива руководителей [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 28-31.

В условиях стремительного научно-технического прогресса, ускоряющихся изменений на рынке и высокой неопределенности предприятия вынуждены постоянно менять собственные подходы к работе, структуру и бизнес-процессы. Принципиально важным в этой связи качеством руководителя является умение увидеть предполагаемые изменения, построить образ будущего своей организации и передать его сотрудниками, то есть способность к управленческому видению.

Управленческое видение определяется нами как отношение руководителя к будущему организации, которое включает антиципирующий образ ее будущего состояния и готовность доведения его до сотрудников. Содержание образа будущего, предположительно, может включать представления руководителя о целях организации, сценариях ее развития, об идеальном состоянии. Среди ключевых компонентов управленческого видения можно выделить когнитивные (содержание образа будущего), аффективные (оценка прошлого, настоящего и будущего организации) и поведенческие (готовность транслировать видение сотрудникам, готовность формировать командное видение).

Как показывает теоретический анализ феномена управленческого видения, одним из наиболее существенных личностных факторов его формирования является временная перспектива руководителя.

Понятие временно́й перспективы было введено в психологическую науку Л. Фрэнком в 1939 г.при описании «жизненного пространства» человека, включающего прошлое, настоящее и будущее. С тех пор его содержание получало различные интерпретации и до сих пор является неоднозначным. Ряд авторов включает в него все временны́е зоны человека — прошлое, настоящее, будущее, другие делают акцент только на будущем. В первом случае можно говорить о временно́й трансспективе субъекта, во втором — собственно о временно́й перспективе.

Курт Левин был одни из первых современных психологов, который осознал важность временной перспективы для человеческого поведения. К.Левин определил временную перспективу как целостность видения человеком своего психологического будущего и психологического прошлого в данное время [10, с. 53-56]. Ограниченность или отсутствие временной перспективы ведет к пассивности, дезорганизации, неэффективности деятельности [6, c. 242-258].

В настоящее время существует множество различных подходов к определению понятия временная перспектива.

Согласно Ж. Нюттену, термин «временная перспектива» может быть связан с тремя различными аспектами психологического времени: собственно временной перспективой, временной установкой и временной ориентацией [8, c. 232 ]. Временная установка – это позитивная и негативная настроенность субъекта по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему. Временная ориентация – доминирующая направленность поведения на объекты и события прошлого, настоящего или будущего. Временная перспектива обладает такими свойствами как протяженность, глубина, насыщенность, структурированность и реалистичность.

Считается, что временная перспектива имеет когнитивную, эмоциональную и социальную компоненты [11, c. 61]. Её формирование зависит от культурных ценностей, образования, модели семьи, социоэкономического статуса, экономической и политической ситуации, наличия в опыте субъекта травматических событий и персональных успехов. Временная перспектива может быть рассмотрена как выражение собственной системы смыслов человека. Ф.Зимбардо и Дж.Бойд полагают, что, хотя временная перспектива может зависеть от ситуационных сил, она может также становиться относительно стабильной диспозиционной характеристикой личности [12, c. 1271-1288]. Они рассматривают пять основных измерений временной перспективы: позитивное и негативное прошлое, будущее, фаталистическое и гедонистическое настоящее. Фактор «позитивное прошлое» отражает сентиментальное, ностальгическое, теплое и радужное отношение к своему прошлому и характеризуется позитивной реконструкцией прошлого. Негативная установка к прошлому чаще всего является результатом реальных травматических и неприятных событий, или негативной реконструкции событий прошлого, предполагает боль и сожаление. Гедонистическое настоящее отражает ориентацию на получение удовольствия, возбуждения в настоящем, отсутствие заботы о последствиях и будущих выгодах, наградах. Фаталистическое настоящее отражает беспомощность и безнадежность, твердое убеждение, что будущее предопределено, а настоящее должно переноситься с покорностью. Ориентация на будущее определяет стремление к целям и вознаграждениям будущего, характеризуется планированием.

Одним из наиболее глубоких по своему теоретическому анализу является рассмотрение временной перспективы в рамках проблемы жизненного пути. Изучением жизненного пути личности занимался Б.Г. Ананьев, сформулировавший принцип гетерохронности развития психических функций индивида [2, c. 104-105]. Он рассматривал жизненный путь человека как историю формирования и развития личности, субъекта деятельности в определенном обществе. В последнее время в отечественной психологии, разрабатывая личностно-временную проблематику, психологами вводится понятие личностное время, под которым понимается психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления взрослым человеком его индивидуальной и групповой жизнедеятельности и общения, как сложное развивающиеся целостное образование – способ жизни [1, c. 28].

Временная перспектива представляет собой многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров. Временная перспектива в узком смысле – это представления человека о своем будущем, планы на будущее; она имеет 3 уровня: текущая (несколько часов, день), средняя (неделя), дальняя (месяц, год) [9, c. 19]. Более широкое понимание представлено через понятие временной трансспективы – сквозное видение из настоящего в прошлое, настоящее и будущее; способность человека обозревать течение времени собственной жизни в любом его направлении, возможность взаимоотнесения прошлого, настоящего и будущего и связывания этих временных компонентов в сознании и подсознании [5, c. 179-185]. Среди компонентов временной трансспективы можно выделить настоящее, временную перспективу (взгляд в будущее) и временную ретроспективу, то есть взгляд в прошлое [3, c. 53-56].

Е.И. Головаха и А.А. Кроник отмечают, что измерение параметров временной перспективы позволяет оценить ее как благоприятный или негативный фактор развития личности и ее жизненного пути. Они выделяют следующие параметры ВП: а) продолжительность – хронологический «размах» событий будущего; б) реалистичность – способность личности разделять в представлении о будущем реальность и фантазию; в) оптимистичность – соотношение положительных и отрицательных прогнозов; степень уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки; г) согласованность – связность событий прошлого, настоящего и будущего; д) дифференцированность – степень расчлененности будущего на последовательные этапы: ближнюю и отдаленную перспективу [4, c. 208].

В настоящее время, исследователями выделены и другие характеристики временной перспективы, такие как: протяженность, направленность, плотность, когерентность (согласованность) и эмоциональный фон [3, c. 53-56].

В настоящее время управление организацией осуществляется в условиях ускоряющихся темпов развития производства, сжатия сроков и развития технологий. Управленческая деятельность характеризуется необходимостью одновременного выполнения нескольких задач и принятия решений в ситуации жесткой временной и информационной неопределенности,

На наш взгляд, важными факторами лидерского видения являются такие характеристики временной перспективы как ее протяженность и согласованность, временная ориентация, отношение к собственному прошлому, настоящему и будущему.

Так, например, поисковое исследование, проведенное Т.А. Нестиком (N= 152) выявило связь управленческого видения с рядом характеристик индивидуальной временной перспективы руководителя [7, с. 85-89]. Ориентация личности на будущее наиболее тесно связана с отчетливостью образа будущего организации (r = 0,451 при p< 0,001), а также с отчетливостью представления о своей роли в будущей организации (r = 0,307 при p< 0,001). Возможно, эмоциональная значимость будущего и ориентация на его планирование способствуют прорисовыванию в воображении будущего организации и своей роли в его достижении. Негативное отношение к личному прошлому обратно связано с отчетливостью представления о своей роли в будущем организации (r = -0,205 при p = 0,003). Опираясь на данные исследований взаимосвязи временной перспективы и мотивации [8, c. 232], можно предположить, что чем негативнее представление руководителя о своем прошлом, тем менее он мотивирован на достижения, что в свою очередь затрудняет формирование позитивной и отчетливой Я-концепции в будущем.

Также была установлена обратная взаимосвязь ориентации на фаталистическое настоящее с характеристиками управленческого видения: прежде всего, с позитивной оценкой будущего организации и с представлением о своей роли в этом будущем (соответственно r = -0,225 p = 0,001 и r = -0,258 при p< 0,001). То есть, чем менее руководитель уверен в своей способности влиять на будущее, тем более пессимистично и отстраненно он представляет себе будущее своей организации.

При изучении управленческого видения важно учитывать не только индивидуально-психологические, но и социально-психологические и организационно-экономические факторы: внутриорганизационное доверие, оценка и значимость прошлого, настоящего и будущего организации, стиль руководства, организационная культура, сфера деятельности организации, ситуация на рынке, стадия жизненного цикла организации, ее структура и т.д.


Литература:
  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль. 1991

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968

  3. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения возрастной транспективы субъекта // Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 2

  4. Головаха Е.И., Кроник А..А. Психологическое время личности.- Киев, 1984

  5. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995

  6. Левин К. Определение понятия "поле в данный момент" / Левин Курт // История психологии. - Екатеринбург, 1999

  7. Нестик Т.А. Видение будущего как лидерская компетенция и его связь с временной перспективой личности // Психологические и педагогические аспекты формирования профессиональной и социальной компетентности. Материалы международной научно-практической конференции (Иваново, 13–14 ноября 2009 г.). Иваново, 2009

  8. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004

  9. Павлова Т.А. Организация времени жизни как компонент структуры личности студента: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988

  10. Lewin K. Field theory in the social sciences: Selected theoretical papers. New York: Harper, 1951

  11. Zimbardo, P. G. & Boniwell, I. Balancing One's Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning // Positive psychology in practice, Hoboken, NJ: Wiley, 2004

  12. Zimbardo, P. G. & Boyd, J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology, 1999, № 77

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle